.
Меню сайта
|
Французское искусство XV-XVIII вв.Французское искусство XV-XVIII вв.Фуке, Клуэ, Калло, Ленен, Пуссен, Ватто, Шарден, ГудонВот уже несколько веков Франция считается законодательницей вкусов в искусстве. В Париже рождались новые направления в живописи, дворцы и парки в разных странах создавались по образцу Версаля. Когда говорили: «Европа стала французской»,— имели в виду именно влияние французской культуры. Еще во времена средневековья готический стиль в архитектуре, распространившийся почти по всей Европе, называли «французским зодчеством» (см. ст. «Искусство средневековья в Западной и Центральной Европе»). И тем не менее Возрождение во Франции «опоздало» по сравнению с Италией на полтораста лет. Когда в Италии творили Донателло и Брунеллески, по всей Франции бушевал пожар кровопролитной и разрушительной Столетней войны (1337-1453). Победа Франции в войне и начало объединения ее разрозненных земель совпали по времени с творчеством королевского живописца и первого французского художника Возрождения Жана Фуке (ок. 1420—1477 или 1481). В искусстве этого замечательного мастера были как бы предвосхищены многие характерные черты будущего французского искусства — ясность и трезвость оценки человека в портрете, труднодостижимое и пленительное сочетание серьезности и изящества. В молодости Фуке побывал в Италии. Искусство Ренессанса, освобождающееся от религиозности, его поразило. Вернувшись во Францию, он с невозможной для художника средневековья смелостью изобразил в «Мадонне с младенцем» (ок. 1450) возлюбленную короля Агнесу Сорель — изящную светскую даму в модной одежде, с полуоткрытой грудью. Но искусство Фуке в живописи XV в. осталось одиноким. Культура Возрождения окончательно восторжествовала во Франции лишь в XVI в. При дворе короля Франциска I работают Леонардо да Винчи и Челлини. Другие итальянские мастера украшают королевскую резиденцию в Фонтенбло. Замки теряют облик суровых рыцарских крепостей. Окна становятся шире, свет и воздух врываются в здания, вокруг замков устраиваются сады. Под громкий смех великого гуманиста Рабле {см. т. 11 ДЭ, ст. «Франсуа Рабле») исчезают последние тени средневековья, его идеи и предрассудки. Даже сестра короля Маргарита Наваррская пишет веселые и озорные новеллы, подражая Боккаччо. В поэзии Ронсара, в сочинениях Монтеня виден острый интерес к человеку, его характеру, психологии. Самым популярным видом изобразительного искусства становится карандашный портрет, легко, точно и быстро передающий облик человека. Портреты Франсуа Клуэ (ок. 1516—1572), которого Ронсар назвал «честью нашей Франции», могли бы стать превосходными иллюстрациями к историческим романам Мериме и Дюма-отца. Сквозь изящество непринужденного карандашного штриха и нежность акварельной подцветки проступает в портрете Карла IX (ок. 1566; Эрмитаж, Ленинград) слабость и жестокость этого «героя» Варфоломеевской ночи. В начале XVII в. в искусстве появляются новые персонажи и сюжеты. Оно выходит за пределы дворцов и начинает интересоваться не только жизнью придворных. Солдаты, бродячие актеры, цыгане населяют гравюры Жака Калло (ок. 1592—1635). Калло усовершенствовал технику офорта (см. ст. «Графика»), используя и его бархатистые черные тени, и легкие, почти незаметные штрихи. Его поистине ювелирное мастерство непревзойденно. Он сумел в сравнительно небольших гравюрах показать огромное количество людей и событий — в одном офорте насчитали 1138 человеческих фигур! Конечно, не только виртуозность определяет значение Калло в истории мирового искусства. Замечательный гравер в серии листов «Большие бедствия войны» (1632—1633) обращается к важнейшей общечеловеческой теме. Для него война — народная трагедия. Мрачным символом страданий и ужасов возвышается на офорте «Повешение» могучий дуб со своими страшными плодами — трупами повешенных людей. Постепенно французское искусство все решительнее осваивало окружающий мир. Большая заслуга в этом принадлежит группе так называемых художников реальности, названных так из-за их обращения не к мифологическим сюжетам, а к реальной жизни. Самым талантливым из них был Луи Ленен (1593—1648), героями картин которого стали простые крестьяне. Прекрасный живописец, он с помощью разнообразной техники — то мелкими и дробными, то длинными, скользящими мазками — передает серебристую дымку пейзажа, сухость каменистой почвы, холодную поверхность бидонов («Семейство молочницы», 1640-е годы). Это любование реальным миром сочетается у Ленена с внимательным, уважительным, серьезным отношением к своим героям — французским крестьянам. XVII век в Европе — век торжества человеческого разума, расцвета науки. В разных странах Европы ученые совершали важнейшие научные открытия: Галилей — в Италии, Ньютон — в Англии, Спиноза — в Голландии, Декарт — во Франции. Именно Декарту, безгранично верившему в силу человеческой мысли, принадлежит гордое изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую». Стремление к разумности, к порядку становится характерным и для зарождающегося во Франции нового направления в искусстве — классицизма. Идеалы героизма, верности государственному долгу одухотворяют и литературу, и архитектуру, и живопись. Естественно, что умы художников этой эпохи занимает ясное и разумное искусство античности. Под его огромным влиянием находится и основоположник классицизма в живописи Франции Никола Пуссен (1594—1665). Почти всю жизнь Пуссен провел в Италии, в Риме. Он преклонялся перед античным искусством, восхищался рисунком Рафаэля и колоритом картин Тициана. Восхищался, но слепо не подражал. В своих картинах Пуссен стремился к уравновешенности и разумности композиции, выверял расположение персонажей на холсте, как геометр рассчитывает чертежи. Но его произведения не превратились в рассудочные схемы благодаря радостным, светлым краскам, четкости и изяществу рисунка, богатству чувств. Художник-мыслитель, Пуссен старается предельно ясно выражать свои идеи в картинах. Свободные, счастливые люди, окруженные прекрасным пейзажем, вдруг оказываются перед гробницей с надписью: «И я жил в Аркадии» («Аркадские пастухи», 1638— 1639). Зритель легко понимает мысль художника о недолговечности даже самой беззаботной жизни. Последние годы Пуссен посвятил пейзажу, но пейзажу героическому, ибо благородные мысли должна рождать величественная природа. Одна из лучших картин художника — «Танкред и Эрминия» (1630-е годы; Эрмитаж, Ленинград). К середине XVII в. Франция, управляемая твердой рукой всесильного министра кардинала Ришелье, становится самым влиятельным государством в Европе. Последние попытки дворян отстоять свою относительную независимость были подавлены, и царствование Людовика XIV (1643—1715) стало торжеством неограниченной королевской власти. Людовик добивался, чтобы центром всей страны стал королевский двор и его повелитель — абсолютный монарх. Эти идеи были с грандиозным размахом воплощены в архитектуре французского классицизма, которая во второй половине XVII в. решительно выходит на первое место среди других искусств: живописи, скульптуры, графики. Труд тысяч землекопов, каменщиков, ремесленников, подчиненный замыслам мастера садово-паркового искусства Андре Ленотра (1613—1700), архитекторов Луи Лево (ок. 1612— 1670) и Жюля Ардуэн-Мансара (1646—1708) и живописца Шарля Лебрена (1619—1690), превратил равнину у маленькой деревушки Версаль в невиданный ранее по масштабам и роскоши ансамбль. Три дороги, идущие из трех королевских дворцов, прямые как стрелы, сходятся в парадном дворе перед величественным зданием главного дворца. С другой стороны к дворцу стремятся аллеи и каналы парка. Так дворец становится центром всего ансамбля, получившего от деревушки название Версаль, а центром дворца — опочивальня короля. Все вокруг подчинено идее прославления Людовика. В огромных зеркалах грандиозной зеркальной галереи отражается видимый сквозь окна знаменитый Версальский парк. Его часто называют зеленым дворцом, и действительно, он как бы выстроен из дорожек, бассейнов, лестниц, деревьев и кустарников, подстриженных так, чтобы они имели геометрическую форму. Людовика XIV именовали «король-солнце», и архитектура дворца и парка задумана так, чтобы подчеркнуть, что все, и даже сама природа, должны повиноваться воле короля (см. т. 8 ДЭ, ст. «Король-солнце» и несчастный народ Франции»). Конечно, нам чужды идеи, воплощенные в ансамбле Версаля. Искусство классицизма с его логикой и строгим порядком оказывается здесь полностью на службе у французского абсолютизма. Но изумительное мастерство французских художников, создавших дворцы и парки, гобелены, посуду, мебель, зеркала и драгоценности Версаля, не может не вызывать восхищения. Кроме того, Версаль тогда был центром культуры — здесь давала свои искрящиеся юмором представления труппа Мольера, здесь создавались басни и стихи Лафонтена, классические трагедии Корнеля и Расина (см. т. 11 ДЭ, статьи раздела «Классицизм во Франции»). После Людовика XIV, после создания Версаля начинается закат французского абсолютизма и его культуры. Излишества, показная роскошь и изнеженность придворной жизни воплотились в искусстве в стиле рококо, сменившем изживший себя вместе с абсолютизмом классицизм (см. ст. «Архитектурные стили»). Настает XVIII век — век здоровой и трезвой культуры тогда передового класса буржуазии. Эта новая культура вступила в непримиримую борьбу с вычурным, легкомысленным, лишенным гражданских идей стилем рококо, не давшим ни одного крупного художника. Эта борьба старого искусства с новым, длившаяся на протяжении всего столетия вплоть до Великой французской революции, нашла свое отражение в творчестве одного из самых очаровательных художников Франции — Антуана Ватто (1684—1721). Отсутствие сильных страстей у героев, любовь к изображению «галантных сцен», беззаботного времяпрепровождения в тенистых парках и в то же время тонкое проникновение в психологию человека, неподдельная поэзия — вот характерные черты его искусства. Лиричность да еще своеобразное, только ему присущее живописное мастерство отличают Ватто и от его многочисленных подражателей, и от модных мастеров рококо. Крохотные мазочки заставляют как бы вибрировать красочную поверхность картин Ватто, нежные цвета объединяются жемчужным тоном, предметы отбрасывают цветные тени, смягчаются очертания деревьев, прихотливый силуэт которых так далек от строгих геометрических линий Версаля. Ватто очень любил народный театр и посвятил ему свои лучшие картины. Актеры у Ватто — люди со сложным внутренним миром, ему, как никому другому, удается передать раздвоенность актера между его душевной настроенностью и ролью, которую он играет на сцене («Жилль», 1720). В задумчивости и какой-то неудовлетворенности Жилля, может быть, много общего с характером самого художника, умершего молодым и по-настоящему оцененного много позже. Лучшее во французском искусстве XVIII в., в отличие от XVII, создавалось вдали от королевского двора, от его церемоний и почестей. Скромной жизнью жил самый серьезный и целеустремленный художник того времени Жан Батист Шарден (1699—1779). Незамысловатые сюжеты для своих жанровых картин, предметы для натюрмортов он брал из окружающей обыденной жизни. Настойчивый, непрерывный труд вместе с природным талантом живописца принесли Шардену славу. Ему принадлежит заслуга утверждения в правах считавшегося низменным жанра натюрморта, которому он посвятил всю жизнь. В зависимости от характера изображаемого предмета поверхность картин Шардена становится то шероховатой, то гладкой; мазками красок он передает не только цвет предметов, но и отбрасываемые ими цветные рефлексы и воздух, окружающий их. Великий просветитель Дидро писал о Шардене: «Ты берешь воздух и свет на кончик твоей кисти и накладываешь их на холст». Самые простые предметы — глиняные кувшины, медная посуда, принесенные с рынка овощи, атрибуты искусства — становятся для Шардена неисчерпаемым источником живописных возможностей. Его жанровые картины так же скромны, как натюрморты, и так же серьезны, совершенны по живописи и проникнуты добрым отношением к человеку. «Пользуются красками, но пишут чувством», — говорил сам Шарден. Во второй половине XVIII в. в живописи Франции уже нет мастеров, равных по таланту Ватто и Шардену. Зато скульптура дала замечательного мастера Жана Антуана Гудона (1741 — 1828) — автора большого числа портретов, среди которых были и портреты интересных, передовых людей того времени. Главное для Гудона — раскрыть в лице своеобразие и ценность человека. «Во взоре он разгадывал душу»,— сказал о нем другой великий французский скульптор — Роден. И действительно, даже при беглом взгляде на статую 84-летнего Вольтера работы Гудона (1781) увидишь в его «взоре» живой и язвительный ум. Все лихорадочней и напряженней становится жизнь Франции в последние предреволюционные годы. И политика и культура монархии зашли в тупик, выход из которого был только в революции. Именно с французской революции начинается уже искусство нового времени (см. ст. «Зарубежное изобразительное искусство XIX в.»). |
ПОИСК
Block title
|