. Графика
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Графика

Графика

Что такое графика?

Это изображение, полученное на бумаге или на картоне при помощи карандаша, пера, кис­точки или машины, печатающей рисунок с гра­вировальной доски. Рисунок, акварель, иллюстрация в книге, плакат — все это графика.

Художники-графики сравнительно редко пользуются цветными карандашами. Они рисуют (чаще всего на бумаге) углем, пером и тушью, простым карандашом, разноцветными мелками, кото­рые называются пастелью.

Рисунки известных мастеров графики так же высоко ценятся и так же бережно хранятся, как и картины живописцев. Например, в Треть­яковской галерее в Москве вы можете увидеть великолепные рисунки Валентина Серова, вы­полненные углем на холсте или карандашом на бумаге. К его лучшим работам относится «Портрет балерины Т. П. Карсавиной», сделанный графитным карандашом. Линии рисунка хорошо передают изящество и грацию талантливой ба­лерины, ее артистичность.

Другой вид графики — акварель (жи­вопись водяными красками) — примерно пол­тора века назад процветал в Англии; в осталь­ной части Европы акварель совсем была неиз­вестна. Английские акварелисты были настоя­щими виртуозами; особенно мастерски они изображали животных. Постепенно акварелью овладели и художники других стран. Прекрас­ным акварелистом был Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу». Замечатель­ный мастер акварельного портрета — советский художник Артур Фонвизин.

Однако есть еще один вид графики, техни­чески гораздо более сложный, чем акварель и рисунок,— гравюра.

Художник-гравёр наносит рельефный рису­нок ножом, штихелем (резцом) или иглой на металлическую или деревянную доску, с ко­торой затем получают на бумаге печатный от­тиск (зеркальное изображение этого рисунка). Сами оттиски также называются гравюрами (или эстампами).

Существует множество разновидностей гра­вюр. Их различают по материалу и по технике обработки досок. Если краска покрывает вы­ступающий рельефно рисунок (выполненный, как правило, на дереве или на линолеуме), гравюра называется выпуклой (или вы­сокой). Если краска заполняет только уг­лубления, гравюра называется углубленной (или глубокой); такая гравюра, как правило, делается на металле.

Гравюра на дереве — ксилогра­фия — один из самых старинных способов гравирования. В Западной Европе она полу­чила распространение в XV в. с появлением книгопечатания, а в России — в XVI в.

Просушенную и отполированную дощечку покрывают тонким слоем белой краски. Затем по высохшей краске карандашом наносят рису­нок. Линии рисунка гравер оставляет нетрону­тыми. Штихелем он удаляет места между линия­ми, которые на бумаге должны получиться белыми. Печатают гравюру такой же типографской краской, какой печатают книги, газеты, жур­налы. Ее наносят на готовую к печати дощечку специальным валиком, предварительно прока­тывая его по каменной плите с краской. Бумагу кладут на чугунную плиту печат­ного станка. На нее опрокидывают дощечку — стороной, смазанной краской. Нажимают ры­чаг — сверху опускается другая плита и при­давливает дощечку к бумаге. На бумаге полу­чается оттиск.

С одной деревянной доски можно получить очень много оттисков — тираж гравюры по дереву, как правило, велик.

Несколько моложе гравюры на дереве гра­вюра на цинке — офорт. Но и офорту уже четыреста лет. Его техника основана на свой­стве металла бурно реагировать с кислотами. Гладкую металлическую доску покрывают сло­ем непроницаемого для кислоты лака. По этому лаку специальной офортной иглой процарапы­вают рисунок. Потом доску кладут на некоторое время в ванночку с кислотой. Там, где лак про­царапан, кислота проедает в доске желобки, точно повторяя нанесенный иглой рисунок. Затем лак смывают с доски. Офорт готов к пе­чати. Печатают его примерно так же, как и гра­вюру на дереве. Только там на бумаге остава­лись следы краски, приставшей к выпуклостям доски (высокая гравюра), а здесь наоборот — отпечатывается краска, застрявшая в желоб­ках (глубокая гравюра).

Сравнительно недавно, в конце XVIII в., появилась литография — совершенно особый вид гравюры. С начала XIX в. этот спо­соб благодаря простоте и легкости исполнения

стал популярным видом графики. Материалом для литографии служит специальный лито­графский камень — очень плотный известняк, а также цинковые и алюминиевые пластины. На отшлифованном камне (или металлических пластинах) рисуют, как на бумаге, жирным черным карандашом, а затем травят камень кислотой. Жирные следы карандаша мешают кислоте реагировать с камнем. Она воздейст­вует только на не покрытую карандашом по­верхность. Затем карандашный рисунок смы­вают и наносят типографскую краску, которая пристает лишь к непротравленным плос­ким (нерельефным) частям камня, в точности соответствующим рисунку.

С литографского камня рисунок перепечаты­вается на бумагу, причем в литографии можно пользоваться и пером, и кистью, и карандашом, можно соскребать и переделывать любую часть рисунка, добиваясь выразительности или сход­ства.

Итак, вы познакомились с тремя наиболее распространенными видами гравюр. Обычно художник выбирает одну какую-нибудь тех­нику гравюры в соответствии со своими вкусами и задачами своего творчества. Замечательным офортистом был великий голландский живописец и график Рембрандт, прекрасными граверами по дереву — немецкий художник Дюрер и советский график Фавор­ский (см. статьи «Рембрандт ван Рейн», «Аль­брехт Дюрер» и «В. А. Фаворский»).

Если вы сравните офорт Рембрандта и гра­вюру на дереве Дюрера, то сразу заметите раз­ницу в самом впечатлении, которое они произво­дят. Офорт Рембрандта воздушен, пронизан светом, несколько зыбок. Он как будто трепе­щет, живет. Альбрехт Дюрер режет по дереву уверенно, определенно и точно, тщательно про­рисовывая форму предметов.

Великий французский художник Оноре До­мье всем видам графики предпочитал литогра­фию (см. ст. «Художники-реалисты середины XIX в.»). Домье сотрудничал в сатирических журналах. В своих рисунках он высмеивал короля, буржуазию и чиновников. Его лито­графии были всегда злободневны. Ему прихо­дилось спешить, чтобы рисунок успел попасть в номер журнала или газеты. Литография оказалась незаменимой для этой всегда срочной работы.

Литография и сейчас пользуется большой популярностью среди художников-графиков. Посмотрите иллюстрации советского худож­ника Е. А. Кибрика к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1945) — они выполнены в ли­тографской технике.

Молодое поколение советских графиков ув­лекается гравюрой на линолеуме. Принцип ее совершенно тот же, что и у ксило­графии, только вместо деревянной дощечки употребляют линолеум. С помощью линолеума можно делать гравюры очень большого размера. Как правило, такие гравюры отличают мощные контрасты черного и бе­лого, простые, обобщен­ные, четкие формы.

Ксилография, офорт, гравюра на линолеуме, литография обычно ис­пользуются для испол­нения книжных иллюст­раций, станковых (само­стоятельных) произве­дений.

Совершенно особая отрасль графического искусства — плакат. У плаката и задача особая: он обращается к нам со стен домов, с рекламного щита у до­роги, из витрины мага­зина. Плакат агитирует нас, призывает, вооду­шевляет. Плакат — самый массовый вид изоб­разительного искусства. Его темы — борьба за мир, оборона страны, коммунистический труд и др.

К исполнению плаката предъявляются три основных требования: он должен быть достаточ­но большим по размеру, чтобы привлекать к се­бе внимание; в плакате не должно быть никаких лишних подробностей, которые отвлекали бы от основной мысли художника; наконец, мысль, которую хочет внушить автор плаката, должна быть абсолютно ясной,— увидев плакат даже мельком, вы должны сразу понять, о чем идет речь.

С первых же дней существования Советского государства художники-плакатисты активно бо­ролись с его врагами оружием своего искусст­ва. Многим известны плакаты Д. С. Моора — «Ты записался добровольцем?» и «Помоги!» (пла­кат Моора призывал помочь голодающим кре­стьянам Поволжья). Талантливым плакатистом был поэт Владимир Маяковский — его «Окна РОСТА», которые выставлялись в витринах, до сих пор служат образцом для советских ху­дожников (см. ст. «Советское искусство 1917 — 1921 гг.»). Замечательные плакаты были созда­ны во время Великой Отечественной войны.

Плакаты печатают в типографиях, как газе­ты и книги, пользуясь оригиналом, который художник рисует красками на бумаге (см. т. 5 ДЭ, ст. «Как делают цветные картинки»). Пла­катисты, как правило, работают непрозрачной водяной краской — гуашью. Но рисуют плакаты и углем, и акварелью, и карандашом, и даже масляной краской.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ