. ЛИТЕРАТУРА XVII-XVIII ВВ. КЛАССИЦИЗМ ВО ФРАНЦИИ. Пьер Корнель
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ЛИТЕРАТУРА XVII-XVIII ВВ. КЛАССИЦИЗМ ВО ФРАНЦИИ. Пьер Корнель

ЛИТЕРАТУРА XVII-XVIII ВВ.

КЛАССИЦИЗМ ВО ФРАНЦИИ.

Во Франции XVII век — век театра. То было время, когда перед страной стояла одна главная задача — лишить власти и влияния феодалов: они ослабляли государство и вели его к катастрофе. Театр стал искусством высо­кой пропаганды, был более действенным, чем книжная литература, так как он обращался к массе зрителей и требовал у них немедлен­ного, непосредственного отклика. С театраль­ных подмостков звучали речи трагических ге­роев, в которых прославлялись доблести, необ­ходимые для укрепления нации и государства, бичевались общественные пороки: себялюбие, ханжество, бесчеловечная жестокость.

ПЬЕР КОРНЕЛЬ

(1606—1684)

В конце 1636 г. зрители, собравшиеся в но­вом парижском театре Маре, увидели пьесу «Сид». Парижане были в восторге; им ка­залось: раскрывается невиданное доселе, изу­мительное по совершенству искусство.

В те дни сложилась поговорка, сохранив­шаяся у французов и до сих пор: «Это пре­красно, как «Сид». Что же предстало глазам парижан?

...У юного испанского дворянина дона Родриго, по прозванию Сид (по-арабски — «знат­ный господин»), есть невеста Химена; молодые люди страстно любят друг друга. Внезапно любовь их переживает великое испытание. Отец Химены поссорился с престарелым отцом Родриго и оскорбил его, дал ему пощечину. Старик бессилен сам отомстить за обиду и взы­вает к помощи сына. По закону чести юноша должен вызвать оскорбителя на поединок и убить его. Что делать Сиду? Убить обид­чика своего отца? Но ведь это значит убить отца своей невесты и навсегда потерять ее. Отказаться от поединка? Но ведь это значит покрыть себя несмываемым позором, тогда он тоже потеряет невесту — разве она сможет любить человека, утратившего честь? Юный Родриго решает исполнить долг чести.

Дон Гомес, отец Химены, убит рукой ее жениха. Как же теперь ведет себя Химена? Она, продолжая любить Родриго, подвиг которого понимает и оценивает, бросается к ногам ко­роля и требует казни своего жениха. Теперь Химена переживает то же, что недавно пережи­вал Сид: если она простит убийцу отца, то заслу­жит его же презрение. И она тоже исполняет свой долг. В борьбе между любовью, личным счастьем и долгом побеждает последний.

В других пьесах Корнеля это выражено еще отчетливее, например в трагедии «Гораций» (1640). Идет война между древним Римом и Альба-Лонгой, и исход войны должен ре­шиться поединком между тремя римлянами — братьями Горациями и тремя братьями из Альба-Лонги — Куриациями. Сестра Горациев Камилла — невеста одного из Куриациев, и это создает сложный конфликт. Горации испол­няют свой долг — их противники гибнут. Но Ка­милла не может примириться со смертью же­ниха — она проклинает бесчеловечный Рим, пре­данность которому требует человеческих жертв. Тогда Гораций, во имя долга, верности, госу­дарства, убивает свою сестру, восклицая:

...Кто о враге отчизны пожалел,

Тому конец такой — единственный удел.

Трагедии Корнеля были образцом нового направления в литературе, которое называется классицизмом.

Классицизм искусство героической гражданственности. Произведения класси­цизма взывают не столько к чувствам человека, сколько к его разуму: ведь именно разум пове­левает человеку исполнять свой долг и подав­лять свою ненависть или любовь, если они идут в ущерб общественному долгу. Разум по­велевает Сиду отомстить за поруганную честь, а Горацию — казнить любимую сестру, не по­нявшую патриотического долга.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ