.
Меню сайта
|
ЛИТЕРАТУРА XVII-XVIII ВВ. КЛАССИЦИЗМ ВО ФРАНЦИИ. Пьер КорнельЛИТЕРАТУРА XVII-XVIII ВВ.КЛАССИЦИЗМ ВО ФРАНЦИИ.Во Франции XVII век — век театра. То было время, когда перед страной стояла одна главная задача — лишить власти и влияния феодалов: они ослабляли государство и вели его к катастрофе. Театр стал искусством высокой пропаганды, был более действенным, чем книжная литература, так как он обращался к массе зрителей и требовал у них немедленного, непосредственного отклика. С театральных подмостков звучали речи трагических героев, в которых прославлялись доблести, необходимые для укрепления нации и государства, бичевались общественные пороки: себялюбие, ханжество, бесчеловечная жестокость. ПЬЕР КОРНЕЛЬ(1606—1684) В конце 1636 г. зрители, собравшиеся в новом парижском театре Маре, увидели пьесу «Сид». Парижане были в восторге; им казалось: раскрывается невиданное доселе, изумительное по совершенству искусство. В те дни сложилась поговорка, сохранившаяся у французов и до сих пор: «Это прекрасно, как «Сид». Что же предстало глазам парижан? ...У юного испанского дворянина дона Родриго, по прозванию Сид (по-арабски — «знатный господин»), есть невеста Химена; молодые люди страстно любят друг друга. Внезапно любовь их переживает великое испытание. Отец Химены поссорился с престарелым отцом Родриго и оскорбил его, дал ему пощечину. Старик бессилен сам отомстить за обиду и взывает к помощи сына. По закону чести юноша должен вызвать оскорбителя на поединок и убить его. Что делать Сиду? Убить обидчика своего отца? Но ведь это значит убить отца своей невесты и навсегда потерять ее. Отказаться от поединка? Но ведь это значит покрыть себя несмываемым позором, тогда он тоже потеряет невесту — разве она сможет любить человека, утратившего честь? Юный Родриго решает исполнить долг чести. Дон Гомес, отец Химены, убит рукой ее жениха. Как же теперь ведет себя Химена? Она, продолжая любить Родриго, подвиг которого понимает и оценивает, бросается к ногам короля и требует казни своего жениха. Теперь Химена переживает то же, что недавно переживал Сид: если она простит убийцу отца, то заслужит его же презрение. И она тоже исполняет свой долг. В борьбе между любовью, личным счастьем и долгом побеждает последний. В других пьесах Корнеля это выражено еще отчетливее, например в трагедии «Гораций» (1640). Идет война между древним Римом и Альба-Лонгой, и исход войны должен решиться поединком между тремя римлянами — братьями Горациями и тремя братьями из Альба-Лонги — Куриациями. Сестра Горациев Камилла — невеста одного из Куриациев, и это создает сложный конфликт. Горации исполняют свой долг — их противники гибнут. Но Камилла не может примириться со смертью жениха — она проклинает бесчеловечный Рим, преданность которому требует человеческих жертв. Тогда Гораций, во имя долга, верности, государства, убивает свою сестру, восклицая: ...Кто о враге отчизны пожалел, Тому конец такой — единственный удел. Трагедии Корнеля были образцом нового направления в литературе, которое называется классицизмом. Классицизм искусство героической гражданственности. Произведения классицизма взывают не столько к чувствам человека, сколько к его разуму: ведь именно разум повелевает человеку исполнять свой долг и подавлять свою ненависть или любовь, если они идут в ущерб общественному долгу. Разум повелевает Сиду отомстить за поруганную честь, а Горацию — казнить любимую сестру, не понявшую патриотического долга. |
ПОИСК
Block title
|