. ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX в. От реализма критического к реализму социалистическому
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX в. От реализма критического к реализму социалистическому

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX в. От реализма критического к реализму социалистическому

В конце XIX — начале XX в. центр рево­люционного движения в Европе переместился с Запада в Россию. Здесь особенно обостри­лась классовая борьба, на историческую арену выдвинулся пролетариат, начинался третий, высший этап русского освободительного дви­жения, как отмечал В. И. Ленин. В этих но­вых условиях в России стало возможным рожде­ние нового, социалистического искусства, кото­рое должно было служить могучим идейным оружием в революционной борьбе пролетариата.

В 90-е годы XIX в. «властителями дум» мыс­лящего русского общества остаются такие ти­таны литературы критического реализма, как Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. В эти годы звучит голос писателя-демократа В. Г. Короленко, создает свои произведения, разоблачающие ка­питалистическое хищничество, Д. Н. Мамин-Сибиряк (1852—1912).

Писатели критического реализма, не прием­лющие буржуазной действительности, отстаива­ют народность литературы, ее высокое гумани­стическое назначение, свободолюбивые идеалы.

На рубеже нового века приходят в литера­туру талантливые писатели-реалисты нового поколения: А. И. Куприн (1870—1938), И. А. Бунин (1870—1953), В. В. Вересаев (1867—1945), Л. Н. Андреев (1871 — 1919), Н. Г. Гарин (Михайловский, 1852—1906) и другие. Это младшее поколение писателей-реа­листов не отличалось толстовской широтой охвата жизни, но каждый из названных писателей воссоздает какую-то важную сто­рону действительности, ставит в своих произ­ведениях проблемы, выдвинутые временем. Па­фосом защиты личности проникнуто творчество А. И. Куприна. В повести «Поединок», которая сразу обратила на себя внимание обществен­ности, Куприн вскрыл казарменную бюрокра­тию царской армии, тупость, разнузданность, бескультурье офицерства, бесчеловечно обра­щавшегося с солдатами. В блестящих новеллах и стихах И. А. Бунина нашли воплощение две старые темы русской литературы — «доля бед­няка» и мир русской природы. Со страниц произведений И. А. Бунина встают картины нищей, разоренной русской деревни, стонущей от голода и бесправия.

Своеобразным, талантливым художником явился и Л. Н. Андреев, чуткий к социальным противоречиям русской жизни, к горю «ма­ленького человека», стремившийся выразить возмущение человека, растерявшегося в об­становке назревающих перемен.

В лучших своих произведениях представи­тели младшего поколения русских реалистов выступили наследниками передовых традиций русской классической литературы. Эти тра­диции прежде всего продолжил и развил М. Горький, отразивший самое важное в жизни тогдашней России — борьбу рабочего класса за свои права. Свободолюбивые произведения этого «буревестника революции» будили созна­ние народа, звали на битву с самодержавием. А. М. Горький создал образ пролетарского революционера и стал основоположником нового метода искусства — социалисти­ческого реализма.

Близки к М. Горькому по своему направлению были А. С. Серафимович (1863—1949), талантли­вый поэт и баснописец Демьян Бедный (см. ст. «Демьян Бедный») и другие поэты, печатавшие свои острые произведения на страницах большевистских газет «Звезда» и «Правда».

В буржуазно-дворянском литературном ла­гере в это время нарастали уныние и страх перед грядущим, проявлялось непонимание ре­ального хода истории, нежелание считаться с закономерностями жизни. Выражало эти настроения декадентское искусство (декаданс означает «упадок»). Этим термином принято объединять ряд различных литературных школ (или групп), которые возникли в России в 90-е годы, а особенно распространились после поражения революции 1905 г. Декаденты отка­зывались от традиций классической литера­туры: высокой идейности искусства, гуманиз­ма, народности, реализма. Они утверждали, что искусство выше жизни, оно не может ни отражать действительность, ни служить «учеб­ником жизни». Современная литература, по их мнению, не отвечала этим требованиям. Декаденты объявили себя призванными «обно­вить» литературу. Поэтому декадентов принято также называть модернистами, а их искус­ство модернистским (в переводе с француз­ского moderne значит новейший, современный).

По пути модернизма в русской литературе шли символисты. Среди них выделяются Д. Мереж­ковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус. Однако наиболее чуткие и талантливые поэты отходили от символизма. Так, Валерий Брюсов, талантливый художник, проживший большую и трудную жизнь, осознал бесперспективность декадентского искусства. После победы Октяб­ря он всю силу своего таланта направил на службу молодому Советскому государству (см. ст. «В. Я. Брюсов»).

В творчестве А. Блока скоро почувствова­лось расхождение с основными установками школы Символистов — определилось несоответ­ствие гуманистических идеалов поэта требова­ниям искусства декадентов (см. ст. «А. А. Блок»), и он, как и В. Брюсов, вошел в советскую литературу.

Другая школа модернистского искусства, школа акмеистов, возникла в начале 10-х годов XX в. Ее представляли М. Кузмин, А. Ахматова, Н. Гумилев, С. Городецкий, О. Мандельштам и другие. Как и символисты, акмеисты были далеки от жизни.

Почти одновременно с акмеистами на лите­ратурной арене с большим шумом появились футуристы (латинское слово futurum означает будущее): Д. Бурлюк, В. Хлебников, А. Кру­ченых, В. Каменский и другие. Они не при­нимали буржуазно-дворянского искусства, вы­ступали против символизма и акмеизма и ста­вили своей задачей совершить «революцию в ис­кусстве». Но бунт футуристов против буржуазно-дворянской культуры был несостоятельным: они выступали за аполитичное, «свободное искусст­во». Это роднило футуристов с представителями упадочного искусства. Сближало их и другое — стремление к новаторству формы, насаждение крайнего формализма в искусстве, отказ от лучших завоеваний русской классической лите­ратуры.

В. Маяковский (см. ст. «В. В. Маяковский») вступил в литературу как футурист. Его пер­вые стихи опубликовал футуристический сбор­ник «Пощечина общественному вкусу». Но если футуристы выступали знаменосцами безыдей­ного, аполитичного искусства, то Маяковский с самого начала внес в свою поэзию пафос борьбы, активного неприятия буржуазной дей­ствительности и утверждения ответственности человека и искусства за происходящее на земле. Через все дооктябрьское творчество поэта про­ходят две темы — утверждение личности и приближающаяся революция, которую радо­стно и трепетно ожидает лирический герой Маяковского.

Искусство питается жизнью, правда — хлеб художника. И глубоко знаменательно то, что все талантливые и честные художники — Брю­сов, Блок, Маяковский,— первоначально связан­ные с теми или иными течениями модернистского искусства, переходили на сторону народа, от­стаивающего и строящего новый мир.

Прогрессивная литература начала XX в., наследница лучших завоеваний русской клас­сической литературы XIX в., исследовала жизнь, будила сознание масс, звала на борьбу, помогая осознать высокое призвание человека на земле.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ