.
Меню сайта
|
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX в. От реализма критического к реализму социалистическомуЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX в. От реализма критического к реализму социалистическомуВ конце XIX — начале XX в. центр революционного движения в Европе переместился с Запада в Россию. Здесь особенно обострилась классовая борьба, на историческую арену выдвинулся пролетариат, начинался третий, высший этап русского освободительного движения, как отмечал В. И. Ленин. В этих новых условиях в России стало возможным рождение нового, социалистического искусства, которое должно было служить могучим идейным оружием в революционной борьбе пролетариата. В 90-е годы XIX в. «властителями дум» мыслящего русского общества остаются такие титаны литературы критического реализма, как Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. В эти годы звучит голос писателя-демократа В. Г. Короленко, создает свои произведения, разоблачающие капиталистическое хищничество, Д. Н. Мамин-Сибиряк (1852—1912). Писатели критического реализма, не приемлющие буржуазной действительности, отстаивают народность литературы, ее высокое гуманистическое назначение, свободолюбивые идеалы. На рубеже нового века приходят в литературу талантливые писатели-реалисты нового поколения: А. И. Куприн (1870—1938), И. А. Бунин (1870—1953), В. В. Вересаев (1867—1945), Л. Н. Андреев (1871 — 1919), Н. Г. Гарин (Михайловский, 1852—1906) и другие. Это младшее поколение писателей-реалистов не отличалось толстовской широтой охвата жизни, но каждый из названных писателей воссоздает какую-то важную сторону действительности, ставит в своих произведениях проблемы, выдвинутые временем. Пафосом защиты личности проникнуто творчество А. И. Куприна. В повести «Поединок», которая сразу обратила на себя внимание общественности, Куприн вскрыл казарменную бюрократию царской армии, тупость, разнузданность, бескультурье офицерства, бесчеловечно обращавшегося с солдатами. В блестящих новеллах и стихах И. А. Бунина нашли воплощение две старые темы русской литературы — «доля бедняка» и мир русской природы. Со страниц произведений И. А. Бунина встают картины нищей, разоренной русской деревни, стонущей от голода и бесправия. Своеобразным, талантливым художником явился и Л. Н. Андреев, чуткий к социальным противоречиям русской жизни, к горю «маленького человека», стремившийся выразить возмущение человека, растерявшегося в обстановке назревающих перемен. В лучших своих произведениях представители младшего поколения русских реалистов выступили наследниками передовых традиций русской классической литературы. Эти традиции прежде всего продолжил и развил М. Горький, отразивший самое важное в жизни тогдашней России — борьбу рабочего класса за свои права. Свободолюбивые произведения этого «буревестника революции» будили сознание народа, звали на битву с самодержавием. А. М. Горький создал образ пролетарского революционера и стал основоположником нового метода искусства — социалистического реализма. Близки к М. Горькому по своему направлению были А. С. Серафимович (1863—1949), талантливый поэт и баснописец Демьян Бедный (см. ст. «Демьян Бедный») и другие поэты, печатавшие свои острые произведения на страницах большевистских газет «Звезда» и «Правда». В буржуазно-дворянском литературном лагере в это время нарастали уныние и страх перед грядущим, проявлялось непонимание реального хода истории, нежелание считаться с закономерностями жизни. Выражало эти настроения декадентское искусство (декаданс означает «упадок»). Этим термином принято объединять ряд различных литературных школ (или групп), которые возникли в России в 90-е годы, а особенно распространились после поражения революции 1905 г. Декаденты отказывались от традиций классической литературы: высокой идейности искусства, гуманизма, народности, реализма. Они утверждали, что искусство выше жизни, оно не может ни отражать действительность, ни служить «учебником жизни». Современная литература, по их мнению, не отвечала этим требованиям. Декаденты объявили себя призванными «обновить» литературу. Поэтому декадентов принято также называть модернистами, а их искусство модернистским (в переводе с французского moderne значит новейший, современный). По пути модернизма в русской литературе шли символисты. Среди них выделяются Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус. Однако наиболее чуткие и талантливые поэты отходили от символизма. Так, Валерий Брюсов, талантливый художник, проживший большую и трудную жизнь, осознал бесперспективность декадентского искусства. После победы Октября он всю силу своего таланта направил на службу молодому Советскому государству (см. ст. «В. Я. Брюсов»). В творчестве А. Блока скоро почувствовалось расхождение с основными установками школы Символистов — определилось несоответствие гуманистических идеалов поэта требованиям искусства декадентов (см. ст. «А. А. Блок»), и он, как и В. Брюсов, вошел в советскую литературу. Другая школа модернистского искусства, школа акмеистов, возникла в начале 10-х годов XX в. Ее представляли М. Кузмин, А. Ахматова, Н. Гумилев, С. Городецкий, О. Мандельштам и другие. Как и символисты, акмеисты были далеки от жизни. Почти одновременно с акмеистами на литературной арене с большим шумом появились футуристы (латинское слово futurum означает будущее): Д. Бурлюк, В. Хлебников, А. Крученых, В. Каменский и другие. Они не принимали буржуазно-дворянского искусства, выступали против символизма и акмеизма и ставили своей задачей совершить «революцию в искусстве». Но бунт футуристов против буржуазно-дворянской культуры был несостоятельным: они выступали за аполитичное, «свободное искусство». Это роднило футуристов с представителями упадочного искусства. Сближало их и другое — стремление к новаторству формы, насаждение крайнего формализма в искусстве, отказ от лучших завоеваний русской классической литературы. В. Маяковский (см. ст. «В. В. Маяковский») вступил в литературу как футурист. Его первые стихи опубликовал футуристический сборник «Пощечина общественному вкусу». Но если футуристы выступали знаменосцами безыдейного, аполитичного искусства, то Маяковский с самого начала внес в свою поэзию пафос борьбы, активного неприятия буржуазной действительности и утверждения ответственности человека и искусства за происходящее на земле. Через все дооктябрьское творчество поэта проходят две темы — утверждение личности и приближающаяся революция, которую радостно и трепетно ожидает лирический герой Маяковского. Искусство питается жизнью, правда — хлеб художника. И глубоко знаменательно то, что все талантливые и честные художники — Брюсов, Блок, Маяковский,— первоначально связанные с теми или иными течениями модернистского искусства, переходили на сторону народа, отстаивающего и строящего новый мир. Прогрессивная литература начала XX в., наследница лучших завоеваний русской классической литературы XIX в., исследовала жизнь, будила сознание масс, звала на борьбу, помогая осознать высокое призвание человека на земле. |
ПОИСК
Block title
|