. А. П. Чехов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

А. П. Чехов

А. П. Чехов

(1860-1904)

Максим Горький писал Чехову: «Вы чело­век, которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, и фразы, чтобы сотворить рассказ, див­ный рассказ, который ввертывается в глубь и суть жизни, как бурав в землю». Другой почи­татель таланта Чехо­ва — художник Илья Репин писал ему о рас­сказе «Палата № 6»: «Даже просто непонят­но, как из такого про­стого, незатейливого, совсем даже бедного по содержанию рассказа вырастает в конце та­кая глубокая и колос­сальная идея человече­ства. Какой Вы силач!»

Многие рассказы Че­хова занимают 2 — 3 страницы. Нужно было обладать особенным да­ром наблюдательности и тончайшим мастерст­вом, чтобы уметь так кратко и просто, изо­бражая явления жизни и обыкновенных людей, передать глубокое со­держание и доставить высокое художествен­ное наслаждение.

Чехов — гениальный юморист. Больше все­го смешных рассказов написал он в молодости, будучи студентом. Подписывал он их псевдо­нимом — Антоша Чехонте. Сколько ни перечи­тываешь такие рассказы, как «Толстый и тон­кий», «Хамелеон», «Экзамен на чин», «Лошади­ная фамилия», «Злоумышленник» и многие дру­гие, всегда смешно и... немного грустно. Автор высмеивал все дурное, мешающее людям жить справедливо и честно: лицемерие, грубость, тру­сость, наглость сильных и заискивание слабых. Но больше всего Чехов ненавидел пошлость и обывательское равнодушие к людям. Подчас пошляки и обыватели способны отравить жизнь целому городу. Таков учитель греческого язы­ка Беликов из рассказа «Человек в футляре». Увидел он девушку на велосипеде — и возму­тился: неприлично. Услышал громкий смех и шутки — возмутился: нарушение порядка. Он боялся всякого свежего слова, самостоя­тельной мысли, всего нового. Любимое его выражение — «Как бы чего не вышло». Но Беликов не только смешон — он опасен. Его трусливой осторожности боялись учителя и даже директор. На таких, как Беликов, держался царский режим. Так смешное у Чехова пере­ходило в обличительное; так искусство коми­ческого у Чехова служило важным обществен­ным целям.

Антон Павлович Чехов родился 17(29) ян­варя 1860 г. в Таганроге в семье мелкого тор­говца. У Антоши было четверо братьев и сестра. Отец его, Павел Егорович, суровый и религиоз­ный человек, заставлял детей петь в церковном хоре, за детские шалости строго наказывал. В 1868 г. Антон Чехов поступил в Таган­рогскую гимназию. В 1873 г., будучи гимна­зистом, он одновременно обучался в ремеслен­ном классе Таганрогского уездного училища портняжному делу.

В 1875 г. старшие братья переехали в Мо­скву, стали студентами. Вскоре после этого Павел Егорович разорился, и в Москву пере­бралась вся семья Чеховых, за исключением Антоши. •

Шестнадцатилетний Антоша оставался в Та­ганроге, чтобы окончить гимназию. Он зараба­тывал на жизнь частными уроками и помогал родителям, которые жили теперь в большой нужде. Уже в эти годы проявился его писа­тельский талант: Чехов участвовал в рукопис­ном гимназическом журнале, сочинял юмори­стические пьесы для любительских спектаклей. Окончив гимназию, Чехов в 1879 г. переехал в Москву и поступил на медицинский факуль­тет Московского университета. В 1884 г. он по­лучил звание лекаря и стал заниматься врачеб­ной деятельностью. Еще в студенческие годы он много печатался в юмористических журналах. Чехова волновали нравственные и эстетиче­ские вопросы.

В одном из писем, упрекая брата Николая в невоспитанности, он перечисляет признаки воспитанных людей: 4-й пункт— «Они чистосер­дечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии...» Чехов воспитал в себе и стремился вызвать у своих читателей отвращение к любым проявлениям лжи, пошлости, позерства. Не случайно излюбленное выражение одного из персонажей повести «Моя жизнь» — «Тля ест траву, ржа — железо, а лжа — душу».

В 1890 г., уже будучи знаменитым писате­лем, Антон Павлович совершил тяжелое и дли­тельное путешествие на остров Сахалин — место каторги и ссылки в царской России. Сам он в это время был болен туберкулезом. Именно во время переезда и на Сахалине Чехов особен­но остро почувствовал тяготы самодержавного строя, бездушие царских чиновников, тюрем­ную духоту тогдашней русской жизни. Свою поездку он описал в книге «Остров Сахалин», вышедшей в 1895 г.

По возвращении с Сахалина Чехов написал «Палату № 6». В. И. Ленин так говорил об этом произведении своей сестре Анне Ильиничне: «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оста­ваться в своей комнате, я встал и вышел. У ме­ня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6».

В 1892 г. Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелихово. В усадьбе, где жил писа­тель, сейчас находится музей. В связи с переездом в деревню Чехов писал: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литера­тор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке...» (М. Дмитровка — улица в Москве; теперь улица Чехова.)

В 90-е годы Чехов увлекался обществен­ной деятельностью. В 1892 г. из-за неурожая в России был голод, Чехов выезжал в голодаю­щие губернии для оказания помощи в сбо­ре средств, в организации столовых. В 1892— 1893 гг. он работал участковым врачом во время эпидемии холеры. В 1897 г. Антон Пав­лович участвовал во всеобщей переписи насе­ления. Он построил на свои средства несколько школ для крестьянских детей в селах Москов­ской губернии, создал в Таганроге городскую библиотеку и до конца жизни снабжал ее кни­гами. Деятельное участие в общественной жиз­ни, общение с народом дали писателю неисчер­паемый материал для его произведений, позна­комили с жизнью самых различных слоев населения города и деревни. Жизнь эта была безрадостной, и поэтому в рассказах и пьесах Чехова юмор часто сочетается с грустью. Эпоха, в которую жил и писал Чехов, была безрадост­ной. Преследовалось всякое свободомыслие. И Чехов, высмеивая трусость, равнодушие, ме­щанские интересы, стремление спрятаться в свою нору, призывал русское общество к це­леустремленности, активной деятельности, к труду на благо народа.

В рассказах и пьесах Чехова показаны не только пошляки и обыватели. Лучшие герои его произведений мечтают о счастье народа, о кра­соте, о творческом труде. Поиски правды и стремление к полезному творческому труду во­одушевляют обаятельных сестер из пьесы «Три сестры», и Надю из рассказа «Невеста», и Аню из «Вишневого сада».

В 1899 г. Чехов переселился в Ялту. В это время пьесы Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры») с огромным успехом шли в Мо­сковском Художественном театре. Несмотря на отсутствие в чеховских пьесах ярких событий и острой интриги, они увлекают тонкостью изображения настроений, глубоких чувств, мы­слей о жизни. МХАТ сумел передать особую, лирическую поэтичность драматургии Чехова. В 1903 г. А. П. Чехов закончил пьесу «Виш­невый сад». Это его предсмертное гениальное создание, где смело сочетается комедия — «местами даже фарс», как писал Антон Павлович о пье­се,— с нежной и тонкой лирикой.

«Прощай, старая жизнь!» — в этих словах Ани, прозвучавших в финале «Вишневого сада», и заключен пафос пьесы. В отличие от героев «Дяди Вани» и «Трех сестер» Аня из «Вишнево­го сада» нашла тот путь, к которому звал своих героев Чехов.

Летом 1904 г. здоровье писателя ухудши­лось и он выехал для лечения в Германию. На немецком курорте Баденвейлер 2 июля 1904 г. Чехов умер. Тело писателя перевезли на родину. 9 июля на Новодевичьем кладбище в Москве состоялись похороны А. П. Чехова.

Прошло более полувека со дня смерти Че­хова, а его произведения продолжают достав­лять читателям художественное наслаждение; они заставляют глубоко задумываться и искать ответы на вопросы, которые ставит жизнь. По многим рассказам Чехова созданы кинофильмы: «Злоумышленник», «Сельские эскулапы», «Швед­ская спичка», «Налим», «Человек в футляре», «Анна на шее», «Медведь», «Маска», «Свадьба», «Попрыгунья», «Невеста», «Дама с собачкой» и др. Его пьесы не сходят со сцены многих стран мира.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ