.
Меню сайта
|
Природные материалы на уроках труда. Об организации и проведении занятийПриродные материалы на уроках труда. Об организации и проведении занятийВ соответствии с количеством часов, отводимых по программе на работы с природными материалами, разрабатывается примерный перспективный план и план работы по четвертям. Перспективный план позволит правильно спланировать последовательность обучения по четвертям, заблаговременно продумать тем-атику заданий, которые в последующем будут даваться ученикам на уроках; заранее произвести заготовку нужных материалов и приобрести необходимый инструмент. В планах должна быть отражена последовательность перехода от простого к более сложному, от отдельных предметов, фигур к композициям. Наиболее простым является лепка из глины овощей, фруктов. Более сложным — изготовление из желудей и шишек фигурок людей, пти1„ животных, причем изображение их в статическом состоянии проще, чем в движении, в динамике. Создание простых композиций является ступенью к переходу в мир сложных вещей. Лепку и:; глины (пластилина) лучше начинать с предметов, хорошо знакомых детям (морковь, яблоко, груша, вишня и т. д.). Когда дети освоят это, следует переходить к использованию разноцветного пластилина, добавляя его для раскрашивания изделий, например бока яблока в красный цвет, шляпки мухомора в красный цвет, изготовления листьев из зеленого пластилина и т. д. Если учащиеся работают не с пластилином, а с глиной, то сделанные ими фрукты, овощи надо высушить и раскрасить акварельными красками. Для развития у детей правильного видения вещей и умения придавать им форму, соответствующую замыслу, полезно проводить лепку с натуры, принося в класс на урок соответствующие плоды (муляжи). Проводя работу с такими природными материалами, как желуди, шишки, орехи и т. д., для соединения отдельных частей, детален изделий в I классе рекомендуется применять пластилин, глину, так как в I классе (по крайней мере в I четверти) детям не рекомендуется давать колющий и режущий инструмент. До начала работы с инструментом детей необходимо научить правильно с ним обращаться. Их надо ознакомить со свойствами различных природных материалов, рассказать и показать, как и> надо обрабатывать (резать, пилить, сверлить, покрывать клеем или лаком). Очень важно, чтобы дети, создавая фигурки людей, животных, научились присматриваться к анатомии изображаемого ими объекта. Допустим, что нужно изготовить фигурку мальчика. Можно предложить одному из мальчиков, одетому в спортивную майку и трусики, выйти к доске. Пусть дети внимательно рассмотрят его фигуру, какой длины его руки и ноги по отношению ко всему телу, где фигура шире — в плечах или бедрах и т. д. Затем учащимся можно задать несколько вопросов, например: если для тела человечка взяты желудь и сосновая шишка, то какая сторона у них будет плечами фигурки и какая бедрами? (Плечами будет та часть желудя или шишки, которая толще.) Как сделать, чтобы на палочках, из которых будут сделаны руки I. ноги человечка, были колени и локти? (Надо взять палочки с сучками и сучки обрезать. Эти срезы и будут коленями и локтями.) Начинать работу лучше всего с того материала, который больше знаком детям. Желательно, чтобы это был материал, удобный для выполнения простейших работ, без сложных обработок. Если материал все же будет требовать некоторых предварительных обработок, то надо стремиться, чтобы эти обработки были простыми (отпилить, слегка построгать). Постепенно, по мере накопления детьми опыта, можно включать в работу более сложные материалы или усложнять их обработку. Подбирая материал для заботы, надо стремиться к тому, чтобы фактура, внешний вид материала максимально вписывались в форму изделия. Например, головки репейника можно использовать для поделок животных, желуди — для изготовления человечков и т. д. Начиная работу по изготовлению отдельных фигур, учителю рекомендуется вначале выполнять работу одновременно с детьми. Учащиеся следят за его работой и перенимают его приемы и способы работы. В отношении изготовления отдельных деталей полезно посоветоваться с учащимися. Например, при изготовлении мальчика из желудя (рис. 33) можно обратиться к детям с вопросом, во что обуть малыша: в лапти или иную обувь. Пусть дети сами решат это, но им надо показать, как делаются лапти из половинок маленького чурбака, отпиленного от ветки. Надо показать им, как делать ботинки из желудевых семядолей и т. д. Посоветуйте детям подумать, из чего они будут делать малышу кисти рук, и тут же подскажите, что их можно сделать из семян ляпы, фасоли, гороха, кедровых орешков, из семян белой акации и т. п. При подготовке к уроку учителю необходимо заранее продумывать методику его проведения с максимальным использованием на уроке коллективного обсуждения замысла работы, формы будущего изделия и готовых работ, сделанных учащимися. В процессе занятий замысел предстоящей работы доводится до учащихся путем показа готового образца изделия, созданного учителем или старшеклассниками, графического изображения, словесного описания или по описанию, имеющемуся в литературные произведениях (сказке, рассказе, басне и т. д.). Изделия можно выполнять по замыслу детей. Для занятий, посвященных работам с природными материалами, когда дети выполняют уже более или менее сложные задания (изготовление отдельных фигурок из шишек, желудей и т, д.), целесообразно отводить сдвоенные уроки. Как правило, за 45 минут детям трудно выполнить задание, а недоделанные работы могут поломаться. Но если занятию посвящен один урок, го ничего, если дети на нем не успеют закончить начатых ими работ. Можно разрешить им доделать работы дома, а на очередном родительском собрании обратиться к родителям, чтобы он1 всячески содействовали творчеству детей дома. Примерная схема урока может быть следующей.Накануне занятия учитель предупреждает учащихся о том, что на урок труда нужно принести веточки, желуди, шишки, мох и т. д. (в зависимости от того, что они будут изготавливать на уроке, а также инструмент: нож, шило, сверло (тисочки), клей с кисточкой, рабочие доски или картонки. В I классе вместо ножа, пила и сверла предлагается принести пластилин. Учитель также готовит материал и инструмент в школе в виде резерва. Проведение занятия в 1 классе сопряжено с некоторыми трудностями: учащиеся этого класса не могут пользоваться ножом для резания веточек на детали к изготавливаемым фигуркам. Такие палочки могут быть подготовлены старшеклассниками по предложенному учителем образцу или сам учитель должен накануне занятий заготовить палочки в нужном количестве. В день занятий до урока на электроплитке растапливается в клееварке столярный клей и поддерживается в жидком виде до начала урока. В классе ставится резервный стол, на котором во время перемены раскладываются резервные поделочные материалы, инструмент. С началом урока в класс вносят клееварку с растопленным клеем. Можно пользоваться не столярным, а жидким синтетическим клеем, в таком случае на уроки дети приносят флаконы или тюбики с клеем. В начале урока учитель объясняет, что учащимся предстоит делать на уроке. Он устанавливает на учительском столе образец готового изделия. Чтобы дети лучше рассмотрели образец, учитель проносит его по рядам и объясняет, как он сделан, а отдельные детали и соединения частей фигурок зарисовывает на доске. Школьники приготавливают и раскладывают на партах принесенный ими поделочный материал, инструмент, рабочие доски. Затем ученикам предоставляется возможность без шума подойти и внимательнее рассмотреть образец на учительском столе, взять из резерва недостающий материал и инструмент. Учитель напоминает приемы работы с режущим, колющим инструментом. После этой подготовки учащиеся приступают к работе. Учитель следит за их действиями. И если он замечает, что многие ученики недопонимают, как надо правильно укрепить детали в фигурке, то он всему классу дает объяснение и на доске изображает способ крепления этих деталей. В процессе выполнения работы учитель проводит индивидуальный инструктаж. Труд с приходными материалами — это творческий процесс, и нельзя требовать от учащихся механического копирования образца. Надо всячески поощрять проявление фантазии, выдумки. Одну и ту же поделку можно сделать по-разному: например, рыболова (рис 54, 55) один ученик сделает веселым и озорным, другой — опечаленным неудачником, третий — дремлющим, сидя около удочек на реке, и т. д. Все по-разному, но все интересно. В ходе занятия учащимся бывает необходимо лишний раз рассмотреть образец, покрыть клеем скрепляемые детали, выбрать из запаса веток, разложенных на учительском или на специальном стол г, нужную и т. д. Короче говоря, па этих уроках учащийся должен иметь определенную свободу действий в пределах необходимости (однако эта свобода действий не означает излишнего разгуливания по классу). Кроме того, творческий процесс в коллективе неизбежно вызывает обмен мнениями учеников между собой. Этого обмена мнениями, замыслами, взаимными советами запрещать не следует. Учащиеся могут общаться вполголоса, шепотом, не создавая излишнего шума в классе. Иногда, в г.елях развития коллективизма в творчестве, целесообразно давать задания не индивидуальные, а, скажем, одно задание на двух человек, сидящих на одной нарте. Как правило, во всех младших классах к концу сдвоенного урока дети заканчивают изготовление поделки. По мере скончания работ учащимися учитель выставляет эти работы на своем столе, за 10 минут до окончания урока обсуждает с детьми качество изделий, оценивает их и оценки выставляет в классном журнале. Лучшие работы идут на школьную выставку или в школьный музей. Остальные работы учащиеся могут взять домой. Дежурные по классу собирают в коробки остатки резервного материала, школьный резервный инструмент и относят в школьное хранилище. Тем временем все учащиеся производят уборку на партах. Природные материалы на уроках труда
|
ПОИСК
Block title
|