. Природные материалы на уроках труда. Об организации и проведении занятий
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Природные материалы на уроках труда. Об организации и проведении занятий

Природные материалы на уроках труда. Об организации и проведении занятий

В соответствии с количеством часов, отводимых по программе на работы с природными материалами, разрабатывается примерный перспективный

план и план работы по четвертям. Перспективный план позволит пра­вильно спланировать последователь­ность обучения по четвертям, забла­говременно продумать тем-атику за­даний, которые в последующем будут даваться ученикам на уроках; заранее произвести заготовку нуж­ных материалов и приобрести необходимый инструмент.

В планах должна быть отражена последовательность перехо­да от простого к более сложному, от отдельных предметов, фигур к композициям.

Наиболее простым является лепка из глины овощей, фруктов. Более сложным — изготовление из желудей и шишек фигурок людей, пти1„ животных, причем изображение их в статическом состоянии проще, чем в движении, в динамике. Создание прос­тых композиций является ступенью к переходу в мир сложных вещей.

Лепку и:; глины (пластилина) лучше начинать с предметов, хорошо знакомых детям (морковь, яблоко, груша, вишня и т. д.). Когда дети освоят это, следует переходить к использованию раз­ноцветного пластилина, добавляя его для раскрашивания изде­лий, например бока яблока в красный цвет, шляпки мухомора в красный цвет, изготовления листьев из зеленого пластили­на и т. д.

Если учащиеся работают не с пластилином, а с глиной, то сделанные ими фрукты, овощи надо высушить и раскрасить ак­варельными красками. Для развития у детей правильного виде­ния вещей и умения придавать им форму, соответствующую за­мыслу, полезно проводить лепку с натуры, принося в класс на урок соответствующие плоды (муляжи).

Проводя работу с такими природными материалами, как же­луди, шишки, орехи и т. д., для соединения отдельных частей, детален изделий в I классе рекомендуется применять пласти­лин, глину, так как в I классе (по крайней мере в I четверти) детям не рекомендуется давать колющий и режущий инструмент.

До начала работы с инструментом детей необходимо нау­чить правильно с ним обращаться. Их надо ознакомить со свой­ствами различных природных материалов, рассказать и пока­зать, как и> надо обрабатывать (резать, пилить, сверлить, по­крывать клеем или лаком).

Очень важно, чтобы дети, создавая фигурки людей, живот­ных, научились присматриваться к анатомии изображаемого ими объекта.

Допустим, что нужно изготовить фигурку мальчика. Можно предложить одному из мальчиков, одетому в спортивную майку и трусики, выйти к доске. Пусть дети внимательно рассмотрят его фигуру, какой длины его руки и ноги по отношению ко все­му телу, где фигура шире — в плечах или бедрах и т. д.

Затем учащимся можно задать несколько вопросов, напри­мер: если для тела человечка взяты желудь и сосновая шишка, то какая сторона у них будет плечами фигурки и какая бедра­ми? (Плечами будет та часть желудя или шишки, которая толще.) Как сделать, чтобы на палочках, из которых будут сде­ланы руки I. ноги человечка, были колени и локти? (Надо взять палочки с сучками и сучки обрезать. Эти срезы и будут коленя­ми и локтями.)

Начинать работу лучше всего с того материала, который больше знаком детям. Желательно, чтобы это был материал, удобный для выполнения простейших работ, без сложных об­работок.

Если материал все же будет требовать некоторых предвари­тельных обработок, то надо стремиться, чтобы эти обработки были простыми (отпилить, слегка построгать). Постепенно, по мере накопления детьми опыта, можно включать в работу более сложные материалы или усложнять их обработку. Подбирая ма­териал для заботы, надо стремиться к тому, чтобы фактура, внеш­ний вид материала максимально вписывались в форму изделия. Например, головки репейника можно использовать для поделок животных, желуди — для изготовления человечков и т. д.

Начиная работу по изготовлению отдельных фигур, учителю рекомендуется вначале выполнять работу одновременно с деть­ми. Учащиеся следят за его работой и перенимают его приемы и способы работы. В отношении изготовления отдельных дета­лей полезно посоветоваться с учащимися. Например, при изго­товлении мальчика из желудя (рис. 33) можно обратиться к де­тям с вопросом, во что обуть малыша: в лапти или иную обувь. Пусть дети сами решат это, но им надо показать, как делаются лапти из половинок маленького чурбака, отпиленного от ветки. Надо показать им, как делать ботинки из желудевых семядолей и т. д. Посоветуйте детям подумать, из чего они будут делать малышу кисти рук, и тут же подскажите, что их можно сделать из семян ляпы, фасоли, гороха, кедровых орешков, из семян белой акации и т. п.

При подготовке к уроку учителю необходимо заранее про­думывать методику его проведения с максимальным использо­ванием на уроке коллективного обсуждения замысла работы, формы будущего изделия и готовых работ, сделанных учащи­мися.

В процессе занятий замысел предстоящей работы доводится до учащихся путем показа готового образца изделия, созданно­го учителем или старшеклассниками, графического изображения, словесного описания или по описанию, имеющемуся в литера­турные произведениях (сказке, рассказе, басне и т. д.). Изделия можно выполнять по замыслу детей.

Для занятий, посвященных работам с природными материа­лами, когда дети выполняют уже более или менее сложные за­дания (изготовление отдельных фигурок из шишек, желудей и т, д.), целесообразно отводить сдвоенные уроки. Как правило, за 45 минут детям трудно выполнить задание, а недоделанные работы могут поломаться. Но если занятию посвящен один урок, го ничего, если дети на нем не успеют закончить начатых ими работ. Можно разрешить им доделать работы дома, а на очередном родительском собрании обратиться к родителям, что­бы он1 всячески содействовали творчеству детей дома.

Примерная схема урока  может быть следующей.

Накануне занятия учитель предупреждает учащихся о том, что на урок труда нужно принести веточки, желуди, шишки, мох и т. д. (в зависимости от того, что они будут изготавливать на уроке, а также инструмент: нож, шило, сверло (тисочки), клей с кисточкой, рабочие доски или картонки. В I классе вместо но­жа, пила и сверла предлагается принести пластилин.

Учитель также готовит материал и инструмент в школе в ви­де резерва.

Проведение занятия в 1 классе сопряжено с некоторыми труд­ностями: учащиеся этого класса не могут пользоваться ножом для резания веточек на детали к изготавливаемым фигуркам. Такие палочки могут быть подготовлены старшеклассниками по предложенному учителем образцу или сам учитель должен на­кануне занятий заготовить палочки в нужном количестве.

В день занятий до урока на электроплитке растапливается в клееварке столярный клей и поддерживается в жидком виде до начала урока. В классе ставится резервный стол, на котором во время перемены раскладываются резервные поделочные ма­териалы, инструмент.

С началом урока в класс вносят клееварку с растопленным клеем. Можно пользоваться не столярным, а жидким синтети­ческим клеем, в таком случае на уроки дети приносят флаконы или тюбики с клеем.

В начале урока учитель объясняет, что учащимся предстоит делать на уроке. Он устанавливает на учительском столе обра­зец готового изделия. Чтобы дети лучше рассмотрели образец, учитель проносит его по рядам и объясняет, как он сделан, а от­дельные детали и соединения частей фигурок зарисовывает на доске.

Школьники приготавливают и раскладывают на партах при­несенный ими поделочный материал, инструмент, рабочие доски. Затем ученикам предоставляется возможность без шума подойти и внимательнее рассмотреть образец на учительском столе, взять из резерва недостающий материал и инструмент.

Учитель напоминает приемы работы с режущим, колющим инструментом. После этой подготовки учащиеся приступают к работе. Учитель следит за их действиями. И если он замечает, что многие ученики недопонимают, как надо правильно укре­пить детали в фигурке, то он всему классу дает объяснение и на доске изображает способ крепления этих деталей. В процессе выполнения работы учитель проводит индивидуальный инструк­таж.

Труд с приходными материалами — это творческий процесс, и нельзя требовать от учащихся механического копирования об­разца. Надо всячески поощрять проявление фантазии, выдумки. Одну и ту же поделку можно сделать по-разному: например, рыболова (рис 54, 55) один ученик сделает веселым и озорным, другой — опечаленным неудачником, третий — дремлющим, си­дя около удочек на реке, и т. д. Все по-разному, но все инте­ресно.

В ходе занятия учащимся бывает необходимо лишний раз рассмотреть образец, покрыть клеем скрепляемые детали, вы­брать из запаса веток, разложенных на учительском или на спе­циальном стол г, нужную и т. д. Короче говоря, па этих уроках учащийся должен иметь определенную свободу действий в пре­делах необходимости (однако эта свобода действий не означает излишнего разгуливания по классу). Кроме того, творческий процесс в коллективе неизбежно вызывает обмен мнениями уче­ников между собой. Этого обмена мнениями, замыслами, взаим­ными советами запрещать не следует. Учащиеся могут общаться вполголоса, шепотом, не создавая излишнего шума в классе.

Иногда, в г.елях развития коллективизма в творчестве, целе­сообразно давать задания не индивидуальные, а, скажем, одно задание на двух человек, сидящих на одной нарте.

Как правило, во всех младших классах к концу сдвоенного урока дети заканчивают изготовление поделки.

По мере скончания работ учащимися учитель выставляет эти работы на своем столе, за 10 минут до окончания урока об­суждает с детьми качество изделий, оценивает их и оценки вы­ставляет в классном журнале. Лучшие работы идут на школь­ную выставку или в школьный музей. Остальные работы уча­щиеся могут взять домой. Дежурные по классу собирают в коробки остатки резервного материала, школьный резервный инструмент и относят в школьное хранилище. Тем временем все учащиеся производят уборку на партах.

Природные материалы на уроках труда

  1. Об организации и проведении занятий
  2. Оборудование рабочего места, инструмент
  3. О приемах работы с инструментом 
  4. Знакомство с природными материалами
ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ