. Оборудование рабочего места, инструмент
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Оборудование рабочего места, инструмент

Оборудование рабочего места, инструмент

Для работы удобен стол типа верстака, но если его нет, то можно использовать обычный стол и подкладочную рабочую доску. Ученикам чаще всего приходится работать на партах.

Во избежание порчи парт обязательно надо иметь подкладоч­ные рабочие доски (рис. 1, а).

Для хранения инструмента желательно, чтобы каждый уче­ник имел фанерный ящик или картонную коробку любого раз­мера, но удобную для помещения во время работы в парте (рис. 1, б).

При оборудовании рабочего места должно быть предусмот­рено хранение подготовленных к работе материалов и незакон­ченных работ. Законченные работы сразу же надо сдавать на классную или школьную выставку. Незаконченные работы луч­ше хранить в специальном ящике или коробке ученика. В этом же ящике будут храниться все подготовленные детали. Во время работы ящик находится в парте, а после урока сдается учителю для хранения в общем шкафу.

Очень важно, чтобы рабочее место хорошо освещалось, же­лательно, чтобы свет падал на рабочее место слева и спереди.

Инструмент, необходимый для работы в классе и в кружке, может быть заводского изготовления и самодельный.

К инструменту заводского изготовления относится перочин­ный нож1, маленький молоток, ножовка, шило, плоскогубцы, кусачки, лобзик с набором пилок, ножницы, пинцет, кисточки для клея, ручные ювелирные тисочки с набором мелких сверл диаметром от 1 до 3 мм.

Перочинный нож может быть маленьким, но обязательно с острым концом, необходимым для прорезания отверстий в твер­дой оболочке орехов и в желудях. Ножовка должна быть не­большой с мелкими зубьями. Шило — длиной 4—5 см, не очень толстое, из прочного материала. Плоскогубцы, как и кусачки, нужны небольшие и не тяжелые. Лобзик — обычный, а пилки к нему надо иметь самые тон­кие (№ 1—2) для работ по де­реву и по металлу. Во многих материалах трудно просверлить отверстие шилом, поэтому необходимо иметь сверло. Но сверло паль­цами удержать невозможно. Для этого очень удобны руч­ные ювелирные тисочки (рис. 2). Такие тисочки   можно   приобрести   в   хозяйственных и инструментальных магазинах.

Вместо тисочков можно использовать простейшие самодель­ные сверла. Их легко изготовить из стальной проволоки (1 — 1,5 мм толщины). Кусок проволоки расплющивают с двух кон­цов. Один из концов затачивают (стачивают уголки на конце) и плоскогубцами слегка смещают его относительно оси прово­локи. Получится сверло.

На другой конец насаживают деревянную ручку. Благодаря расплющенному концу проволока будет плотно держаться в де­ревянной ручке.

Рекомендуется изготовить несколько таких сверл разных диа­метров. Можно также изготовить тисочки силами старшеклас­сников в школьной мастерской (рис. 3). Тисочки состоят из двух зажимающих щек (рис. 3, а), соединяющего сердечника (рис. 3, б), двух скрепляющих стержней (рис. 3, в) и ручки-зажима (рис. 3, г). Каждую деталь вытачивают из целого кусоч­ка металла. Размеры детален указаны на чертеже. Щеки-зажимы вставляют в боковые вы­резы в сердечнике и скрепляют с ним при помощи двух стержней. Стержни должны свободно вра­щаться в отверстиях, имеющихся в сердечнике. Торцы стержней расклепывают и таким образом закрепляют в сердечнике, а ще­ки-зажимы свободно двигаются на них. Ручку-зажим делают цилинд­рической формы, затем идет утон­чение на конус и цилиндрическая часть диаметром по отверстию в сердечнике. Эта цилиндрическая часть и отверстие в сердечнике имеют винтовую резьбу, по кото­рой цилиндрическая часть ручки-зажима свободно ввинчивается в сердечник. Когда ручка-зажим ввинчивается в сердечник, ее ко­нусная часть начинает вдвигать­ся между скошенными концами щек-зажимов, раздвигая их в раз­ные стороны, отчего противопо­ложные концы щек-зажимов сдви­гаются и зажимают сверло. Осво­бождение сверла из щек-зажимов производится вывинчиванием ручки из сердечника. Необходимые для занятий в школе тонкие сверла обычно имеются в хозяйственных и ин­струментальных магазинах, но их можно изготовить в школьных мастерских из гвоздей или сталь­ной проволоки, заточив концы, как описано выше.

Силами старшеклассников можно изготовить и другой ин­струмент (рис. 4). Нож можно сделать яз куска прочной стали, например из обломка ножо­вочного полотна.

Такой нож может быть лучше заводского по прочности ме­талла. Шило можно сделать из куска прочной стальной прово­локи или из куска спиральной проволочной пружины. Эле­ментарно простые деревянные щипчики можно сделать из расщепленной палочки, а металлические — из согнутой в виде щипчиков тонкой стальной пластинки или из обломка ножовоч­ного полотна. Кончики таких самодельных щипчиков надо сто­чить на ширину 3—4 мм, и получится пинцет. Кисточку просто сделать из пучка шерсти или конского волоса.

К самодельным инструментам также относятся стеки дере­вянные для лепки и клееварка. Если столярный клей растапли­вать не в специальной клееварке, а в обычной кастрюле, то он неизбежно подгорит и потеряет свои склеивающие свойства.

Клееварку просто сделать из двух разных по величине консервных банок. В банках надо тщательно загнуть обрезанные края, чтобы не поранить руки. В большую банку положить ши­рокую спираль из толстой проволоки так, чтобы поставленная внутрь большой банки маленькая банка несколько выступала из больной и не касалась дна большой банки. Для удобства вынимания малой банки из большой к малой банке следует при делать дужку из проволоки.

Сухой столярный клей измельчают ударами молотка, высы­пают в малую банку и заливают водой так, чтобы она покрыва­ла клей , В таком виде клей должен постоять до следующего дня, размокнуть, разбухнуть. На следующий день меньшую бан­ку с клеем ставят в большую банку, предварительно наполнен­ную водой. После этого клееварку ставят на огонь. По мере то­го как вода в большой банке будет нагреваться, ее тепло начнет согревать стоящую на проволочной спирали малую банку с кле­ем и клей, не подгорая, растворится. Время от времени клей на­до помешивать палочкой или деревянной лопаточкой. Клей сле­дует растворять до тех пор, пока он не достигнет той густоты, которая нужна. Практически он должен быть консистенции жидкого киселя.

На уроках можно пользоваться синтетическим клеем, лучше всего клеем «Марс»; это недорогой клей, и он быстро сохнет.

Инструмент индивидуального пользования приобретается па средства родителей. На класс рекомендуется приобрести: лобзи­ков, кусачек, плоскогубцев—2—3 штуки; сверл разного диа­метра, пинцетов, ножей, шил — по одному на парту. Клея сто­лярного нужна одна банка па класс, а синтетического клея — одни тюбик или одна банка с кисточкой на парту.

1 Очень удобен в работе медицинский скальпель.

Природные материалы на уроках труда

  1. Об организации и проведении занятий
  2. Оборудование рабочего места, инструмент
  3. О приемах работы с инструментом 
  4. Знакомство с природными материалами
ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ