.
Меню сайта
|
Оборудование рабочего места, инструментОборудование рабочего места, инструментДля работы удобен стол типа верстака, но если его нет, то можно использовать обычный стол и подкладочную рабочую доску. Ученикам чаще всего приходится работать на партах. Во избежание порчи парт обязательно надо иметь подкладочные рабочие доски (рис. 1, а). Для хранения инструмента желательно, чтобы каждый ученик имел фанерный ящик или картонную коробку любого размера, но удобную для помещения во время работы в парте (рис. 1, б). При оборудовании рабочего места должно быть предусмотрено хранение подготовленных к работе материалов и незаконченных работ. Законченные работы сразу же надо сдавать на классную или школьную выставку. Незаконченные работы лучше хранить в специальном ящике или коробке ученика. В этом же ящике будут храниться все подготовленные детали. Во время работы ящик находится в парте, а после урока сдается учителю для хранения в общем шкафу. Очень важно, чтобы рабочее место хорошо освещалось, желательно, чтобы свет падал на рабочее место слева и спереди. Инструмент, необходимый для работы в классе и в кружке, может быть заводского изготовления и самодельный. К инструменту заводского изготовления относится перочинный нож1, маленький молоток, ножовка, шило, плоскогубцы, кусачки, лобзик с набором пилок, ножницы, пинцет, кисточки для клея, ручные ювелирные тисочки с набором мелких сверл диаметром от 1 до 3 мм. Перочинный нож может быть маленьким, но обязательно с острым концом, необходимым для прорезания отверстий в твердой оболочке орехов и в желудях. Ножовка должна быть небольшой с мелкими зубьями. Шило — длиной 4—5 см, не очень толстое, из прочного материала. Плоскогубцы, как и кусачки, нужны небольшие и не тяжелые. Лобзик — обычный, а пилки к нему надо иметь самые тонкие (№ 1—2) для работ по дереву и по металлу. Во многих материалах трудно просверлить отверстие шилом, поэтому необходимо иметь сверло. Но сверло пальцами удержать невозможно. Для этого очень удобны ручные ювелирные тисочки (рис. 2). Такие тисочки можно приобрести в хозяйственных и инструментальных магазинах. Вместо тисочков можно использовать простейшие самодельные сверла. Их легко изготовить из стальной проволоки (1 — 1,5 мм толщины). Кусок проволоки расплющивают с двух концов. Один из концов затачивают (стачивают уголки на конце) и плоскогубцами слегка смещают его относительно оси проволоки. Получится сверло. На другой конец насаживают деревянную ручку. Благодаря расплющенному концу проволока будет плотно держаться в деревянной ручке. Рекомендуется изготовить несколько таких сверл разных диаметров. Можно также изготовить тисочки силами старшеклассников в школьной мастерской (рис. 3). Тисочки состоят из двух зажимающих щек (рис. 3, а), соединяющего сердечника (рис. 3, б), двух скрепляющих стержней (рис. 3, в) и ручки-зажима (рис. 3, г). Каждую деталь вытачивают из целого кусочка металла. Размеры детален указаны на чертеже. Щеки-зажимы вставляют в боковые вырезы в сердечнике и скрепляют с ним при помощи двух стержней. Стержни должны свободно вращаться в отверстиях, имеющихся в сердечнике. Торцы стержней расклепывают и таким образом закрепляют в сердечнике, а щеки-зажимы свободно двигаются на них. Ручку-зажим делают цилиндрической формы, затем идет утончение на конус и цилиндрическая часть диаметром по отверстию в сердечнике. Эта цилиндрическая часть и отверстие в сердечнике имеют винтовую резьбу, по которой цилиндрическая часть ручки-зажима свободно ввинчивается в сердечник. Когда ручка-зажим ввинчивается в сердечник, ее конусная часть начинает вдвигаться между скошенными концами щек-зажимов, раздвигая их в разные стороны, отчего противоположные концы щек-зажимов сдвигаются и зажимают сверло. Освобождение сверла из щек-зажимов производится вывинчиванием ручки из сердечника. Необходимые для занятий в школе тонкие сверла обычно имеются в хозяйственных и инструментальных магазинах, но их можно изготовить в школьных мастерских из гвоздей или стальной проволоки, заточив концы, как описано выше. Силами старшеклассников можно изготовить и другой инструмент (рис. 4). Нож можно сделать яз куска прочной стали, например из обломка ножовочного полотна. Такой нож может быть лучше заводского по прочности металла. Шило можно сделать из куска прочной стальной проволоки или из куска спиральной проволочной пружины. Элементарно простые деревянные щипчики можно сделать из расщепленной палочки, а металлические — из согнутой в виде щипчиков тонкой стальной пластинки или из обломка ножовочного полотна. Кончики таких самодельных щипчиков надо сточить на ширину 3—4 мм, и получится пинцет. Кисточку просто сделать из пучка шерсти или конского волоса. К самодельным инструментам также относятся стеки деревянные для лепки и клееварка. Если столярный клей растапливать не в специальной клееварке, а в обычной кастрюле, то он неизбежно подгорит и потеряет свои склеивающие свойства. Клееварку просто сделать из двух разных по величине консервных банок. В банках надо тщательно загнуть обрезанные края, чтобы не поранить руки. В большую банку положить широкую спираль из толстой проволоки так, чтобы поставленная внутрь большой банки маленькая банка несколько выступала из больной и не касалась дна большой банки. Для удобства вынимания малой банки из большой к малой банке следует при делать дужку из проволоки. Сухой столярный клей измельчают ударами молотка, высыпают в малую банку и заливают водой так, чтобы она покрывала клей , В таком виде клей должен постоять до следующего дня, размокнуть, разбухнуть. На следующий день меньшую банку с клеем ставят в большую банку, предварительно наполненную водой. После этого клееварку ставят на огонь. По мере того как вода в большой банке будет нагреваться, ее тепло начнет согревать стоящую на проволочной спирали малую банку с клеем и клей, не подгорая, растворится. Время от времени клей надо помешивать палочкой или деревянной лопаточкой. Клей следует растворять до тех пор, пока он не достигнет той густоты, которая нужна. Практически он должен быть консистенции жидкого киселя. На уроках можно пользоваться синтетическим клеем, лучше всего клеем «Марс»; это недорогой клей, и он быстро сохнет. Инструмент индивидуального пользования приобретается па средства родителей. На класс рекомендуется приобрести: лобзиков, кусачек, плоскогубцев—2—3 штуки; сверл разного диаметра, пинцетов, ножей, шил — по одному на парту. Клея столярного нужна одна банка па класс, а синтетического клея — одни тюбик или одна банка с кисточкой на парту. 1 Очень удобен в работе медицинский скальпель. Природные материалы на уроках труда
|
ПОИСК
Block title
|