.
Меню сайта
|
Киноискусство в годы второй мировой войныКиноискусство в годы второй мировой войныКогда в Германии к власти пришел фашизм, гитлеровские пропагандисты немало трудились, чтобы поставить кино на службу расизму и подготовки войны. Геббельс обращался к деятелям кино с наглыми призывами создать фашистский «Броненосец «Потемкин». Однако честные художники отказывались работать с фашистами. Одни уходили в развлекательные, бессодержательные жанры, другие — Фриц Ланг, Дж. Штернберг, Марлен Дитрих — эмигрировали. Еще более упорно отказывались от сотрудничества с фашистами кинематографисты оккупированных стран. Крупнейший кинорежиссер Франции Марсель Карне (р. 1909) (Клер, Ренуар и Фейдер были в эмиграции) поставил средневековую легенду «Вечерние посетители» (1942), в которой сатана, довольно сильно напоминавший Гитлера, превращал в камень непокорных ему влюбленных, но ничего не мог поделать с их продолжающим биться сердцем — сердцем опозоренной, побежденной, но не покорившейся Франции. В монументальном фильме «Дети райка» (1944) Карне воспел гуманистические традиции французской культуры, ее свободный, независимый дух. В фильме блеснули артисты Ж. Л. Барро, Арлетти, Мария Казарес, П. Брассер. В рядах французского Сопротивления сражались несколько кинооператоров; их документальные съемки вошли в замечательную картину Рене Клемана «Битва на рельсах» (1946; см. ст. «Западноевропейское кино в борьбе за независимость»). Английские документалисты создали не сколько суровых, полных гнева и человеческого достоинства фильмов об участии в обороне страны гражданского населения («Слушайте Британию», 1942; «Начались пожары», 1943). Нападение Японии на Пирл-Харбор вынудило и Голливуд откликнуться на войну. Наспех приспособленные к военным нуждам привычные «легкие» фильмы успеха не имели. Полное незнание быта воюющих народов и военной реальности порождало смешной, наивный схематизм, которым отличались, например, «Северная звезда» и «Песнь о России», проникнутые искренними симпатиями к Советскому Союзу, но художественно беспомощные. Однако лучшие режиссеры — Уильям Уайлер, Фрэнк Капра (см. ст. «Звуковое кино США») и другие ушли в хронику. Участвуя в воздушных налетах, в боях в Африке, а затем и в Европе, они создали несколько серьезных, правдивых документальных лент. В 1944 г. появился сильный и страстный антигитлеровский фильм «Седьмой крест» по роману Анны Зегерс (режиссер Ф. Циннеман), Когда фашистские орды вторглись на нашу землю, советские кинематографисты сразу же поставили свое искусство, свои силы, свои жизни на службу сражающемуся народу. На первый план, как и в годы гражданской войны, выдвинулась хроника. Операторы снимали боевые действия, самоотверженно разделяя опасности и труды бойцов. Они увековечили войну с момента разгрома немцев под Москвой до взятия Берлина, составив документальную летопись Великой Отечественной войны, заключающую в себе более трех миллионов метров пленки. Художественная кинематография нашла новые формы военных картин. Вначале это были «Боевые киносборники», состоящие из короткометражных киноновелл на злободневные военные сюжеты. В них высмеивались Гитлер и его злобные, жадные солдаты; показывались подвиги летчиков, танкистов, пехотинцев и, конечно, патриотов-партизан. Народной партизанской войне были посвящены лучшие полнометражные фильмы военных лет: «Секретарь райкома» И. Пырьева с участием В. Ванина и М. Жарова, «Радуга» М. Донского с участием Н. Ужвий, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера с участием В. Марецкой, «Нашествие» А. Роома по пьесе Л. Леонова. О непоколебимом мужестве советских солдат и офицеров говорили фильмы «Во имя Родины» В. Пудовкина по пьесе К. Симонова «Русские люди», «Иван Никулин — русский матрос» И. Савченко, «Два бойца» Л. Лукова. В кинокомедиях прославлялись смелые, никогда не унывающие русские солдаты («Антоша Рыбкин» К. Юдина с Б. Чирковым в главной роли) и разоблачался миф о непобедимости гитлеровских полчищ («Новые похождения бравого солдата Швейка» С. Юткевича). Кроме военной тематики, советское киноискусство продолжало разрабатывать историческую и историко-революционную темы (см. ст. «Историко-революционные и исторические фильмы»). С. Эйзенштейн совместно с операторами Э. Тиссэ и А. Москвиным и актерами Н. Черкасовым, С. Бирман, А. Бучмой, П. Кадочниковым и другими создал грандиозное полотно об Иване Грозном. В. Петров поставил фильм о Кутузове, В. Пудовкин — о Нахимове. Вышли фильмы о героях гражданской войны Котовском, Пархоменко, о вожде монгольской революции 1921 г. Сухэ-Баторе. Советские кинематографисты могут гордиться тем, что в трудную военную годину они не прервали лучших традиций нашего киноискусства, были вместе со своим народом и внесли свою славную долю в благородное дело победы.
|
ПОИСК
Block title
|