. ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО 30-х ГОДОВ. Звуковое кино США
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО 30-х ГОДОВ. Звуковое кино США

ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО 30-х ГОДОВ. Звуковое кино США

Форд, Видор, Уайлер, Дитерле, Капра, Чаплин, Уэллес, Дисней

Жестокий экономический кризис потряс весь капиталистический мир, и прежде всего США на рубеже 20-х и 30-х годов. Кратковре­менный бум, связанный в кинопромышленно­сти с первыми звуковыми фильмами, сменился депрессией. Под угрозой банкротства кино­промышленники стремились создавать развле­кательные, сенсационные зрелища, способные отвлечь массового зрителя от социальных за­бот, от страха за будущее. Широко практикуют­ся музыкальные ревю с пышными декорациями, сногсшибательными туалетами артистов, наи­моднейшими мелодиями. Появляются филь­мы ужасов, в которых действуют вампи­ры, чудовища, привидения, а также ганг­стерские фильмы с перестрелками, поножовщиной, погонями и ограблениями. Традиционные вестерны украшаются песенка­ми (см. ст. «Рождение кинематографии в США»). На смену милым, чудаковатым комикам 20-х го­дов приходят музыкальные эксцентрики. Талантливые братья Маркс нагро­мождают бессмысленные трюки и виртуозные музыкальные номера, принципиально не за­ботясь о мысли, о содержании своих комедий: чем глупее, тем смешнее, тем легче зрителю забыться.

Но и в обстановке кризиса, отчаяния, ожес­точенной коммерческой конкуренции в амери­канском кино продолжает существовать немало серьезных, талантливых художников реалис­тического направления. Это прежде всего Джон Форд, Чарли Чаплин, Орсон Уэллес.

Джон Форд (р. 1895) вошел в историю кино как создатель великолепных реалистических харак­теров и острых социальных сюжетов. Этим сла­вятся его фильмы «Плуг и звезды», «Путешествие будет опасным», «Молодой мистер Линкольн» (см. ст. «Джон Форд»). Фильмы Джона Форда «Долгий путь домой» (1940, по пьесам Юджина О'Нила) и «Табачная дорога» (1941, по роману Эрскина Колдуэлла — великолепный образец творческой экранизации произведений сов­ременной прогрессивной литературы Соединенных Штатов.

«НАРОД ХОЧЕТ ПРАВДЫ... ВЫ ДОЛЖНЫ ГОВО­РИТЬ ЕМУ ПРАВДУ В КОМЕДИИ».

ЧАРЛЗ ЧАПЛИН

В 30-е годы рядом с Джоном Фордом рабо­тают старейший режиссер Кинг Видор (р. 1894; «Хлеб наш насущный», «Цитадель» по роману Кронина), автор серьезных социальных драм Уильям Уайлер (р. 1902; «Тупик», «Лисички») и автор биографических картин об Эдисоне, Луи Пастере, Эмиле Золя Уильям Дитерле (р. 1893). Заслуженной популярностью поль­зуются комедии 30-х годов Фрэнка Капра (р. 1897; «Леди на день», «Мистер Дидс переез­жает в город» и др.).

Обличению бесчеловечного мира наживы, эксплуатации, цинизма посвятил свои звуко­вые фильмы «Огни большого города» (1931) и «Новые времена» (1935) и Чарлз Чаплин (см. ст. «Чарли Чаплин»). Образ маленького бродяги, созданный Чапли­ным в немых фильмах, сохранив все свое обая­ние и комизм, приобрел остродраматические и обличительные черты. В борьбе за чистоту человеческих чувств и отношений маленький человечек противостоит и пьяному, тупому, безумному миллионеру, и грубой, всесильной полиции, и конвейеру, выжимающему из рабо­чих все соки, и несправедливым законам, по­рождающим безработицу и нищету.

В 1940 г. выходит самый значительный, са­мый политически острый и смелый фильм Чап­лина «Великий диктатор». Гениаль­ный комик играет в нем две роли — маленького парикмахера, обреченного на гибель из-за своего еврейского происхождения, и отврати­тельного фашистского диктатора Аденоида Хинкеля, в котором без труда узнается Адольф Гитлер. В этом фильме Чаплин гневно и брез­гливо заявил на весь мир: фашизм несет гибель человечеству, цивилизации, фашизм должен быть уничтожен.

Самым нашумевшим из американских до­военных фильмов можно назвать фильм «Гражданин Кейн» (1941) Орсона Уэллеса (р. 1915), в котором режиссер исполнил и главную роль. В основу событий этого фильма были положены некоторые факты биографии пресловутого короля желтой прессы Рандольфа Херста. С беспощадной правдивостью и искренней горечью нарисовал Орсон Уэллес путь волевого, одаренного, смелого человека, стремившегося к славе и богатству и достиг­шего всего этого ценою жестокости, холодного расчета и насилия над лучшими чувствами — дружбой, порядочностью, любовью.

Особое место в американском кино заняли рисованные комические фильмы Уолта Диснея (1901—1966). Знаменитый художник-мульти­пликатор начал с «забавных симфоний» — комических сказок о приключениях мышонка Микки Мауса и его друзей — утенка, пса, по­росят, коровы, кота.

В конце 30-х годов Дисней создал ряд пол­нометражных рисованных киносказок («Белоснежка и семь гномов», «Бэмби») — трогательных, порой сентиментальных, но очень добрых, освещенных подлинным гума­низмом и тонким юмором.

Звуковое кино Соединенных Штатов Аме­рики достигло в 30-е годы художественной зрелости, выдвинуло ряд великолепных масте­ров киноискусства и создало немало превосход­ных произведений. В то же время массовая стандартная продукция голливудских кино­фабрик тормозила, а порой и губила нацио­нальное кинопроизводство других стран.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ