.
Меню сайта
|
ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО 30-х ГОДОВ. Звуковое кино СШАЗАРУБЕЖНОЕ КИНО 30-х ГОДОВ. Звуковое кино СШАФорд, Видор, Уайлер, Дитерле, Капра, Чаплин, Уэллес, ДиснейЖестокий экономический кризис потряс весь капиталистический мир, и прежде всего США на рубеже 20-х и 30-х годов. Кратковременный бум, связанный в кинопромышленности с первыми звуковыми фильмами, сменился депрессией. Под угрозой банкротства кинопромышленники стремились создавать развлекательные, сенсационные зрелища, способные отвлечь массового зрителя от социальных забот, от страха за будущее. Широко практикуются музыкальные ревю с пышными декорациями, сногсшибательными туалетами артистов, наимоднейшими мелодиями. Появляются фильмы ужасов, в которых действуют вампиры, чудовища, привидения, а также гангстерские фильмы с перестрелками, поножовщиной, погонями и ограблениями. Традиционные вестерны украшаются песенками (см. ст. «Рождение кинематографии в США»). На смену милым, чудаковатым комикам 20-х годов приходят музыкальные эксцентрики. Талантливые братья Маркс нагромождают бессмысленные трюки и виртуозные музыкальные номера, принципиально не заботясь о мысли, о содержании своих комедий: чем глупее, тем смешнее, тем легче зрителю забыться. Но и в обстановке кризиса, отчаяния, ожесточенной коммерческой конкуренции в американском кино продолжает существовать немало серьезных, талантливых художников реалистического направления. Это прежде всего Джон Форд, Чарли Чаплин, Орсон Уэллес. Джон Форд (р. 1895) вошел в историю кино как создатель великолепных реалистических характеров и острых социальных сюжетов. Этим славятся его фильмы «Плуг и звезды», «Путешествие будет опасным», «Молодой мистер Линкольн» (см. ст. «Джон Форд»). Фильмы Джона Форда «Долгий путь домой» (1940, по пьесам Юджина О'Нила) и «Табачная дорога» (1941, по роману Эрскина Колдуэлла — великолепный образец творческой экранизации произведений современной прогрессивной литературы Соединенных Штатов. «НАРОД ХОЧЕТ ПРАВДЫ... ВЫ ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ЕМУ ПРАВДУ В КОМЕДИИ». ЧАРЛЗ ЧАПЛИН В 30-е годы рядом с Джоном Фордом работают старейший режиссер Кинг Видор (р. 1894; «Хлеб наш насущный», «Цитадель» по роману Кронина), автор серьезных социальных драм Уильям Уайлер (р. 1902; «Тупик», «Лисички») и автор биографических картин об Эдисоне, Луи Пастере, Эмиле Золя Уильям Дитерле (р. 1893). Заслуженной популярностью пользуются комедии 30-х годов Фрэнка Капра (р. 1897; «Леди на день», «Мистер Дидс переезжает в город» и др.). Обличению бесчеловечного мира наживы, эксплуатации, цинизма посвятил свои звуковые фильмы «Огни большого города» (1931) и «Новые времена» (1935) и Чарлз Чаплин (см. ст. «Чарли Чаплин»). Образ маленького бродяги, созданный Чаплиным в немых фильмах, сохранив все свое обаяние и комизм, приобрел остродраматические и обличительные черты. В борьбе за чистоту человеческих чувств и отношений маленький человечек противостоит и пьяному, тупому, безумному миллионеру, и грубой, всесильной полиции, и конвейеру, выжимающему из рабочих все соки, и несправедливым законам, порождающим безработицу и нищету. В 1940 г. выходит самый значительный, самый политически острый и смелый фильм Чаплина «Великий диктатор». Гениальный комик играет в нем две роли — маленького парикмахера, обреченного на гибель из-за своего еврейского происхождения, и отвратительного фашистского диктатора Аденоида Хинкеля, в котором без труда узнается Адольф Гитлер. В этом фильме Чаплин гневно и брезгливо заявил на весь мир: фашизм несет гибель человечеству, цивилизации, фашизм должен быть уничтожен. Самым нашумевшим из американских довоенных фильмов можно назвать фильм «Гражданин Кейн» (1941) Орсона Уэллеса (р. 1915), в котором режиссер исполнил и главную роль. В основу событий этого фильма были положены некоторые факты биографии пресловутого короля желтой прессы Рандольфа Херста. С беспощадной правдивостью и искренней горечью нарисовал Орсон Уэллес путь волевого, одаренного, смелого человека, стремившегося к славе и богатству и достигшего всего этого ценою жестокости, холодного расчета и насилия над лучшими чувствами — дружбой, порядочностью, любовью. Особое место в американском кино заняли рисованные комические фильмы Уолта Диснея (1901—1966). Знаменитый художник-мультипликатор начал с «забавных симфоний» — комических сказок о приключениях мышонка Микки Мауса и его друзей — утенка, пса, поросят, коровы, кота. В конце 30-х годов Дисней создал ряд полнометражных рисованных киносказок («Белоснежка и семь гномов», «Бэмби») — трогательных, порой сентиментальных, но очень добрых, освещенных подлинным гуманизмом и тонким юмором. Звуковое кино Соединенных Штатов Америки достигло в 30-е годы художественной зрелости, выдвинуло ряд великолепных мастеров киноискусства и создало немало превосходных произведений. В то же время массовая стандартная продукция голливудских кинофабрик тормозила, а порой и губила национальное кинопроизводство других стран. |
ПОИСК
Block title
|