. П.И. Чайковский
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

П.И. Чайковский

П.И. Чайковский

(1840—1893)

Творчество Чайковского — ценнейшее со­кровище русской музыкальной культуры. Чайковский создал свой собственный музы­кальный язык, исключительно богатый вырази­тельнейшими мелодиями. Его произведения, при всей сложности их содержания и музы­кальной формы, доступны и понятны широким массам слушателей музыки во многих странах мира.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 г. в семье инженера Камско-Воткинского завода. Детство будущего компози­тора прошло счастливо и безмятежно. Уже в самом раннем возрасте мальчик проявил необычайную любовь к музыке. На всю жизнь запомнил он тот день, когда услышал музыку Моцарта (см. ст. «Вольфганг Амадей Моцарт»). Впоследствии он признавался, что с детства, самого раннего, «проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки», русской песни.

В десятилетнем возрасте мальчик пережил разлуку с матерью и любимым родительским домом. Годы, проведенные вдали от своих родных, в Петербургском училище правоведения, были наполнены для мальчика душевными страда­ниями. Его могла утешить только музыка, к которой он тянулся все сильнее и сильнее. Он любил импровизировать на фортепиано и втихомолку сочинял музыку. Сильнейшее впе­чатление на него произвели оперы Глинки, «Дон Жуан» Моцарта, «Волшебный стрелок» Вебера (см. статьи разделов «Русская музы­ка», «Зарубежная музыка XVIII—XIX вв.»). Но родители не придавали его увлечению музыкой большого значения.

Смерть матери в 1854 г. оставила неизгла­димый след в душе Чайковского; с тех пор он стал особенно чуток и восприимчив к челове­ческим страданиям и горю. Курс учения был закончен в 1859 г., и Чайковский поступил на службу, которая тяготила его. По-прежнему он весь свой досуг отдавал музыке. Постепенно в нем зрело решение стать профессионалом музыкантом.

Чайковский поступил в консерваторию в класс композиции к Антону Рубинштейну, замечательному пианисту и талантливому ком­позитору (см. ст. «Первые русские консервато­рии»), и вскоре выдвинулся как самый талант­ливый и самый трудолюбивый ученик. Окончив консерваторию в 1865 г., Чайковский по при­глашению Николая Рубинштейна — брата сво­его учителя — приехал в Москву. Чайковский полюбил Москву, сблизился с московскими музыкантами, артистами, учеными. Здесь, в Московской консерватории, развернулась его деятельность, полная труда и вдохновенного творчества. Здесь он создал свои первые зна­чительные произведения.

В первой симфонии Чайковского «Зим­ние грезы» (1866) отражены настроения, надежды и мечты молодого композитора, обра­зы природы и народного быта. «Зимние грезы» с успехом исполнялись в Москве и Петербурге.

Вторая и Третья симфонии (1872, 1875) — настоящие шедевры симфониче­ской музыки.

В симфонической поэме «Буря» (1873) композитор воплотил идею слияния человека с природой, воспел любовь как могучую и веч­ную силу.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джуль­етта» (1869) — гениальное воплощение шек­спировской трагедии в симфонической музыке.

Фантазия «Франческа да Римини» (1876) повествует о трагической борьбе за счастье и любовь. Проникновенному лириче­скому рассказу Франчески противопоставлены страшные картины ада.

В 1875 г. Чайковский создал Первый концерт для фортепиано с оркестром, ставший впоследствии необычайно популярным. Народные украинские мелодии, использован­ные в нем, придают всей музыке широту и напевность. Особое обаяние концерту сообщает сочетание лиричности и виртуозности.

Оперы Чайковского 70-х годов лишены внеш­них эффектов, композитор стремился к естест­венности и простоте, лиричности. Опера «Кузнец Вакула» (на сюжет «Ночи перед рождеством» Гоголя) проникнута укра­инскими песенными интонациями. В 80-е годы композитор сделал второй вариант оперы, назвав ее «Черевички».

Жизнь Чайковского протекала разнообраз­но. Он преподавал, принимал горячее участие в музыкально-общественной жизни Москвы, выступал в качестве музыкального критика, пропагандируя русскую музыку и русских артистов. Последний год жизни в Москве (1876—1877) был годом высокого творческого взлета. Чайковский закончил лирический балет «Лебединое озеро» — эту танцеваль­но-симфоническую поэму о любви и верности, произведение, которое совершило переворот в балетном театре (см. ст. «Из истории русского балета»).

В Четвертой симфонии (1877) Чайковский выразил одну из важнейших тем своего времени: человек, борющийся против сил, которые мешают счастью, непременно при­ходит к единению с народом. Образ темных враждебных сил — фатума (рока), с ко­торого начинается симфония, вступает в столк­новение со светлыми темами, олицетворяющими чувства человека. В финале симфонии мелодия народной песни «Во поле береза стояла» рисует могучий образ народа. Лирико-драматическая Четвертая симфония открыла новый этап твор­чества Чайковского.

«Евгений Онегин» — вершина ран­него оперного творчества Чайковского. Отка­завшись от сценических эффектов и внешней занимательности действия, Чайковский создал новый тип оперы (см. ст. «Оперный театр»), Свое произведение композитор назвал «лириче­скими сценами по Пушкину». Образы Татьяны, Ленского, Онегина привлекают искренностью и правдивостью чувств. На фоне изображения провинциального и столичного быта особенно выразительно раскрывается лирическая тема — стремление героев к счастью.

17(29) марта 1878 г. «Евгений Онегин» был впервые исполнен силами учеников Московской консерватории. Так началась неувядаемая сце­ническая жизнь оперы, которая стала самой любимой для многих поколений русских зрителей.

Осенью 1877 г. Чайковский заболел и уехал за границу. Когда в 1885 г. Петр Ильич вернул­ся в Москву, он уже стал очень известным ком­позитором не только в России, но и за рубежом. Новые его сочинения — оперы «Орлеанская дева» (1879) и «Мазепа» (1883), симфонические сюиты, трио «Памяти великого художника» (посвященное Н. Г. Рубинштейну, 1882) и др. исполнялись в разных странах. Его всемирная слава все возрастала. С конца 80-х годов он много ездил по России, Европе и Америке, дирижируя испол­нением своих произведений.

В последние годы жизни ком­позитор достиг величайшей зре­лости и мастерства. Он создал оперу «Чародейка» (1887), сим­фонию «Манфред» (1885), Пятую симфонию (1888), балеты «Спя­щая красавица» (1889) и «Щел­кунчик» (1892). В этих балетах еще последовательнее, чем в первом, танцевальный спек­такль насыщен подлинно сим­фонической музыкой (см. ст. «Из истории русского балета)». Чай­ковский сочинил свою замеча­тельную оперу «Пиковая дама» (1890) на основе сю­жета Пушкина. Он писал эту музыку, находясь в состоянии высокого вдохновения, всего 44 дня. Год спустя появилась его последняя опера—«Иоланта». Все эти оперы и балеты с успехом шли на москов­ской и петербургской сценах.

В последние годы жизни центральная тема музыки Чайковского — борьба за счастье и свободу — в его новых произведениях приобре­тает все более трагическую окраску. В «Пико­вой даме» Чайковский придал образу Германа черты своих молодых современников, показав драматичность жизненной борьбы. «Пиковая дама» и Шестая симфония (1893) считаются вели­чайшими произведениями русской и мировой музыки.

Шестая («Патетическая») сим­фония отразила не только личные страда­ния и надежды композитора, его думы и чув­ства, но и стала выражением трагедии многих

русских людей эпохи 90-х годов, искавших счастья и стремившихся к свободе, но не нашед­ших их. В медленном печальном финале этой симфонии слышится глубокое человеческое стра­дание, возникает светлая мечта о прекрасном. Гениальная симфония оказалась лебединой песнью Чайковского. 16 октября 1893 г. он впервые исполнил ее в Петербурге, а 25 октября великого композитора не стало. Он скончался в расцвете своего гения.

Очень верно сказал о том, как дорога нам музыка Чайковского, композитор Б. В. Асафьев: «Искусство Чайковского приняли... как свое родное искусство миллионы слушателей, граж­дан страны, осуществившей вековые мечты луч­ших умов человечества».

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ