.
Меню сайта
|
П.И. ЧайковскийП.И. Чайковский(1840—1893) Творчество Чайковского — ценнейшее сокровище русской музыкальной культуры. Чайковский создал свой собственный музыкальный язык, исключительно богатый выразительнейшими мелодиями. Его произведения, при всей сложности их содержания и музыкальной формы, доступны и понятны широким массам слушателей музыки во многих странах мира. Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 г. в семье инженера Камско-Воткинского завода. Детство будущего композитора прошло счастливо и безмятежно. Уже в самом раннем возрасте мальчик проявил необычайную любовь к музыке. На всю жизнь запомнил он тот день, когда услышал музыку Моцарта (см. ст. «Вольфганг Амадей Моцарт»). Впоследствии он признавался, что с детства, самого раннего, «проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки», русской песни. В десятилетнем возрасте мальчик пережил разлуку с матерью и любимым родительским домом. Годы, проведенные вдали от своих родных, в Петербургском училище правоведения, были наполнены для мальчика душевными страданиями. Его могла утешить только музыка, к которой он тянулся все сильнее и сильнее. Он любил импровизировать на фортепиано и втихомолку сочинял музыку. Сильнейшее впечатление на него произвели оперы Глинки, «Дон Жуан» Моцарта, «Волшебный стрелок» Вебера (см. статьи разделов «Русская музыка», «Зарубежная музыка XVIII—XIX вв.»). Но родители не придавали его увлечению музыкой большого значения. Смерть матери в 1854 г. оставила неизгладимый след в душе Чайковского; с тех пор он стал особенно чуток и восприимчив к человеческим страданиям и горю. Курс учения был закончен в 1859 г., и Чайковский поступил на службу, которая тяготила его. По-прежнему он весь свой досуг отдавал музыке. Постепенно в нем зрело решение стать профессионалом музыкантом. Чайковский поступил в консерваторию в класс композиции к Антону Рубинштейну, замечательному пианисту и талантливому композитору (см. ст. «Первые русские консерватории»), и вскоре выдвинулся как самый талантливый и самый трудолюбивый ученик. Окончив консерваторию в 1865 г., Чайковский по приглашению Николая Рубинштейна — брата своего учителя — приехал в Москву. Чайковский полюбил Москву, сблизился с московскими музыкантами, артистами, учеными. Здесь, в Московской консерватории, развернулась его деятельность, полная труда и вдохновенного творчества. Здесь он создал свои первые значительные произведения. В первой симфонии Чайковского «Зимние грезы» (1866) отражены настроения, надежды и мечты молодого композитора, образы природы и народного быта. «Зимние грезы» с успехом исполнялись в Москве и Петербурге. Вторая и Третья симфонии (1872, 1875) — настоящие шедевры симфонической музыки. В симфонической поэме «Буря» (1873) композитор воплотил идею слияния человека с природой, воспел любовь как могучую и вечную силу. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869) — гениальное воплощение шекспировской трагедии в симфонической музыке. Фантазия «Франческа да Римини» (1876) повествует о трагической борьбе за счастье и любовь. Проникновенному лирическому рассказу Франчески противопоставлены страшные картины ада. В 1875 г. Чайковский создал Первый концерт для фортепиано с оркестром, ставший впоследствии необычайно популярным. Народные украинские мелодии, использованные в нем, придают всей музыке широту и напевность. Особое обаяние концерту сообщает сочетание лиричности и виртуозности. Оперы Чайковского 70-х годов лишены внешних эффектов, композитор стремился к естественности и простоте, лиричности. Опера «Кузнец Вакула» (на сюжет «Ночи перед рождеством» Гоголя) проникнута украинскими песенными интонациями. В 80-е годы композитор сделал второй вариант оперы, назвав ее «Черевички». Жизнь Чайковского протекала разнообразно. Он преподавал, принимал горячее участие в музыкально-общественной жизни Москвы, выступал в качестве музыкального критика, пропагандируя русскую музыку и русских артистов. Последний год жизни в Москве (1876—1877) был годом высокого творческого взлета. Чайковский закончил лирический балет «Лебединое озеро» — эту танцевально-симфоническую поэму о любви и верности, произведение, которое совершило переворот в балетном театре (см. ст. «Из истории русского балета»). В Четвертой симфонии (1877) Чайковский выразил одну из важнейших тем своего времени: человек, борющийся против сил, которые мешают счастью, непременно приходит к единению с народом. Образ темных враждебных сил — фатума (рока), с которого начинается симфония, вступает в столкновение со светлыми темами, олицетворяющими чувства человека. В финале симфонии мелодия народной песни «Во поле береза стояла» рисует могучий образ народа. Лирико-драматическая Четвертая симфония открыла новый этап творчества Чайковского. «Евгений Онегин» — вершина раннего оперного творчества Чайковского. Отказавшись от сценических эффектов и внешней занимательности действия, Чайковский создал новый тип оперы (см. ст. «Оперный театр»), Свое произведение композитор назвал «лирическими сценами по Пушкину». Образы Татьяны, Ленского, Онегина привлекают искренностью и правдивостью чувств. На фоне изображения провинциального и столичного быта особенно выразительно раскрывается лирическая тема — стремление героев к счастью. 17(29) марта 1878 г. «Евгений Онегин» был впервые исполнен силами учеников Московской консерватории. Так началась неувядаемая сценическая жизнь оперы, которая стала самой любимой для многих поколений русских зрителей. Осенью 1877 г. Чайковский заболел и уехал за границу. Когда в 1885 г. Петр Ильич вернулся в Москву, он уже стал очень известным композитором не только в России, но и за рубежом. Новые его сочинения — оперы «Орлеанская дева» (1879) и «Мазепа» (1883), симфонические сюиты, трио «Памяти великого художника» (посвященное Н. Г. Рубинштейну, 1882) и др. исполнялись в разных странах. Его всемирная слава все возрастала. С конца 80-х годов он много ездил по России, Европе и Америке, дирижируя исполнением своих произведений. В последние годы жизни композитор достиг величайшей зрелости и мастерства. Он создал оперу «Чародейка» (1887), симфонию «Манфред» (1885), Пятую симфонию (1888), балеты «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892). В этих балетах еще последовательнее, чем в первом, танцевальный спектакль насыщен подлинно симфонической музыкой (см. ст. «Из истории русского балета)». Чайковский сочинил свою замечательную оперу «Пиковая дама» (1890) на основе сюжета Пушкина. Он писал эту музыку, находясь в состоянии высокого вдохновения, всего 44 дня. Год спустя появилась его последняя опера—«Иоланта». Все эти оперы и балеты с успехом шли на московской и петербургской сценах. В последние годы жизни центральная тема музыки Чайковского — борьба за счастье и свободу — в его новых произведениях приобретает все более трагическую окраску. В «Пиковой даме» Чайковский придал образу Германа черты своих молодых современников, показав драматичность жизненной борьбы. «Пиковая дама» и Шестая симфония (1893) считаются величайшими произведениями русской и мировой музыки. Шестая («Патетическая») симфония отразила не только личные страдания и надежды композитора, его думы и чувства, но и стала выражением трагедии многих русских людей эпохи 90-х годов, искавших счастья и стремившихся к свободе, но не нашедших их. В медленном печальном финале этой симфонии слышится глубокое человеческое страдание, возникает светлая мечта о прекрасном. Гениальная симфония оказалась лебединой песнью Чайковского. 16 октября 1893 г. он впервые исполнил ее в Петербурге, а 25 октября великого композитора не стало. Он скончался в расцвете своего гения. Очень верно сказал о том, как дорога нам музыка Чайковского, композитор Б. В. Асафьев: «Искусство Чайковского приняли... как свое родное искусство миллионы слушателей, граждан страны, осуществившей вековые мечты лучших умов человечества». |
ПОИСК
Block title
|