. Вольфганг Амадей Моцарт
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт

(1756—1791)

Родина Моцарта — город Зальцбург, рас­положенный в одной из самых живописных местностей Австрии. В XVIII столетии он вхо­дил во владения архиепископа Зальцбургского. Подобно другим знатным феодалам, архиепис­коп этот держал капеллу — хор и оркестр. Придворным композитором, капельмейстером и скрипачом был Леопольд Моцарт.

Судьба одарила его необыкновенными деть­ми. Восьмилетняя Наннерль делала блестя­щие успехи в игре на клавесине. Вольфганг уже в три года повторял пьесы, которые разу­чивала его сестра, а шести лет сочинял неболь­шие сонаты для клавесина, импровизировал на этом инструменте.

Не удивительно, что, несмотря на необходи­мость дополнительных заработков (жалованья в капелле на жизнь не хватало), Леопольд Мо­царт все же сам занимался с детьми. Не удиви­тельно было и то, что он решил показать их знати при императорских и королевских дворах и в больших городах.

Месяц, проведенный в 1762 г. в Вене, пока­зал, что сомнений в дальнейшем успехе быть не может. Чудо-дети много выступали, полу­чали богатые подарки... Следующая поездка Вольфганга и Наннерль с отцом длилась три с половиной года — концерты в Германии, Швейцарии, Бельгии, длительное пребывание в столицах Европы — Лондоне и Париже.

«Иной капельмейстер умирает, не выучив того, что умеет этот ребенок!» — заметило одно из сиятельных лиц, услышав игру десятилет­него Моцарта по его возвращении на родину.

Жизнь Вольфганга в Зальцбурге проходила в усердных занятиях по композиции — искус­ству сочинения музыки, по школьным предме­там, иностранным языкам. Он совершенствовал­ся в игре на клавесине, скрипке, органе.

В 1768 г. Моцарт пишет первые комические оперы «Притворная простушка», «Бастьен и Бастьенна».

Два с лишним года Моцарт проводит с отцом в Италии. После блестящих выступлений, пос­ле арий, безукоризненно написанных в духе итальянской музыки, ему, гениальному под­ростку, знаменитый Миланский оперный театр заказывает большую оперу-сериа (см. ст. «Из истории итальянской оперы»). «Митридат, царь Понтийский» — так называлась эта опера, про­шедшая в конце 1770 г. с огромным успехом.

В  Болонье  знаменитый музыкальный   ученый падре Мартини дает согласие заниматься с ним.

Четырнадцатилетний Моцарт, с лег­костью выдержав испытания, доступные лишь немногим маэстро, достигшим высшей сте­пени мастерства, удостаивается звания члена Болонской музыкальной академии.

И вот опять Зальцбург. После крупных го­родов Европы — провинция отсталой страны, после признания его, Моцарта, лучшими музы­кантами как равного — крепостническое ярмо службы у архиепископа, положение, а порой и обязанности лакея. Все существо Моцарта восстает против унижения. Архиепископ пре­следует Моцарта за его смелость и моральное превосходство. Он хотел даже запретить Мо­царту выполнять заказ из Мюнхена: лакей должен работать только на своего господина... Но отказать правителю Баварии — курфюр­сту — неудобно. И в начале 1775 г. в Мюн­хене с большим успехом идет опера Моцарта «Мнимая садовница».

Моцарт стремится покинуть Зальцбург. Но найти работу в других городах (Мюнхене, Ве­не, Аугсбурге, Маннгейме) ему не удается. Всюду местные музыканты видят в нем опас­ного конкурента.

Поездка в Париж весной 1778 г. закончи­лась семейной катастрофой — смертью матери, сопровождавшей Вольфганга.

С тяжелым сердцем вернулся Моцарт в Зальцбург. Его ум, как никогда, стремился к свету и простору, его творческий гений — к огромному полету. В инструментальных со­чинениях этих лет — симфониях, диверти­сментах для симфонического оркестра, сере­надах для различных ансамблей, сонатах, концертах — все явственнее проступают черты, свойственные только ему, Моцарту. Опера «Идоменей, царь Критский», написанная в 1781 г. для Мюнхенского театра, говорит о новых путях, найденных Моцар­том в опере.

Вместе с тем отношения с архиепископом обостряются до предела. На Моцарта обруши­вается град новых оскорблений. Чаша терпе­ния его переполнилась. В 1781 г., несмотря на уговоры отца, он порвал с архиепископом Зальцбургским и уехал в Вену навстречу не­известному будущему — навсегда.

В первый год жизни в Вене судьба оказалась к Моцарту благосклонной. Правда, на службу при императорском дворе надежды не было. Там царило преклонение перед итальянской оперой; там придворные композиторы, особен­но Сальери, плели против Моцарта интриги.

Зато Моцарт получил заказ от театра «На­ционального зингшпиля» на комическую опе­ру. В этом театре ставились зингшпили — немецкие и австрийские народные представле­ния сказочного или фантастического содержа­ния, с танцами и пением.

Моцарт написал оперу «Похищение из сераля» (1782). Близкая зингшпилю, эта опера имела большой успех у демократи­ческой публики и в Вене, и в городах Германии.

Весьма вероятно, что деньги, полученные за оперу, помогли Моцарту осуществить свою заветную мечту — жениться на горячо люби­мой девушке Констанции Вебер.

Но не из-за материальных дел и надежды на успех увлеченно работал Моцарт над «По­хищением из сераля»: он думал о создании на­циональной немецкой оперы. В зингшпилях были ее истоки.

В своем творчестве Моцарт шел по пути пе­редовой интеллигенции Австрии и Германии —по   пути   создания   национального   искусства. Он   стал   основоположником   немецкой   оперы.

Моцарту были близки прогрессивные идеи его времени — гуманистические взгляды фран­цузских энциклопедистов, страстный протест не­мецких писателей и поэтов периода «бури и на­тиска» против гнета феодальных порядков (см. т. 8 ДЭ, ст. «Великая энциклопедия»; т. 11 ДЭ, ст. «Писатели Германии»).

В 1785—1786 гг. Моцарт пишет оперу «Свадьба Фигаро» по одноименной комедии Бомарше (см. т. 11 ДЭ, ст. «Пьер Огюстен Бомарше»). Затея весьма смелая, если учесть, что постановка комедии в Вене была запрещена; беспощадно и очевидно показыва­лось в ней моральное превосходство людей из народа над аристократией. С помощью либрет­тиста оперы ловкого аббата да Понте удалось добиться постановки оперы.

В опере «Дон Жуан» (1787, либретто да Понте) перед публикой неожиданно пред­стает новый образ героя. Это не разгневавший бога грешник, которого постигла грозная кара, как в средневековой испанской легенде о Дон Жуане или в произведениях некоторых писате­лей и композиторов. Дон Жуан Моцарта — че­ловек, полный жизненных сил, смело бросив­ший вызов католической церкви и богу.

Впервые в самой музыке оперных арий соз­давалась характеристика действующих лиц, в музыке ансамблей отражались их взаимоот­ношения. Не вымышленные герои, но совре­менные Моцарту люди с их сложным душевным миром предстают перед слушателями в этих операх. Впервые музыка оркестра так глубоко и полно воплощает содержание оперы, ее об­разы и развивается подобно музыке симфоний.

Вена новых опер Моцарта не оценила. Зато в Праге публикой, более просвещенной и дале­кой от придворного мира, эти произведения были приняты восторженно.

Материального благополучия сочинение му­зыки Моцарту не приносит. Ни оперы, ни столь же гениальные три последние его симфонии (ми-бемоль-мажорная, соль-минорная и до-ма­жорная «Юпитер»; 1778), ни его замечательные песни («Фиалка» и др.), ни смычковые квар­теты и клавирные концерты последних лет — эти подлинные вершины творчества —  не спа­сают его от нужды. Не дают нужных средств к существованию и непревзойденная игра на клавесине и редкий дар импровизации.

Враги Моцарта сильны и коварны. Тяжелая жизненная борьба подрывает его физические силы. Но духовные силы не изменяют ему.

Композитор по-прежнему приветлив, детски простодушен, общителен, по-прежнему непре­рывно работает. Это великий гений и вели­кий труженик.

В 1791 г. Моцарт дарит миру еще два бес­смертных произведения: оперу-зингшпиль «Волшебная флейта» и «Реквием».

«Волшебную флейту» заказал Мо­царту директор театра на окраине Вены Шиканедер. Он же написал и текст этой сказочной оперы. Извечная мудрость народной сказки, утверждающей победу добра над злом, была близка убеждениям Моцарта. Он верил в спо­собность человека совершенствоваться, в победу света и разума над душевным мраком и темными силами. Глубина мысли и чувств не мешает искреннему, от души юмору. Дей­ствующие лица — юноша Тамино и девушка Памина, Царица ночи, мудрый волшебник Зарастро, птицелов Папагено — не только ска­зочные персонажи. Они наделены чертами окружавших композитора людей. Народность му­зыки неотделима от мастерства великого ху­дожника.

«Реквием» был последним произведе­нием Моцарта. Таинственная обстановка зака­за этого заупокойного богослужения — появ­ление незнакомца в черном одеянии, скрывше­го имя заказчика,— подействовала на крайне утомленного Моцарта самым удручающим обра­зом. Он не мог освободиться от мысли, что пишет «Реквием» для своих похорон. Истина же заключалась в том, что знатный заказчик желал получить ноты и затем выдать это про­изведение за свое. Но Моцарту такое объяс­нение и в голову не приходило.

В предчувствии близкой смерти Моцарт указал своему ученику Зюсмайеру, как докон­чить «Реквием». По его просьбе друзья, собрав­шиеся у него, исполнили то, что он успел на­писать сам. Когда раздались нежные и скорб­ные, идущие из глубины души звуки той части реквиема, что зовется «Лакримозо», т. е. «пол­ная слез», Моцарт разрыдался. Это произошло 4 декабря 1791 г. В ночь на 5-е Моцарта не стало.

На похороны денег не было. Граф Свитен, любитель музыки, один из богатейших людей в Вене, отпустил от своих щедрот ровно столь­ко, сколько хватило на погребение гениаль­ного композитора в общей яме для нищих.

Погода была холодная, ненастная. Лишь несколько человек пришли отдать Моцарту последний долг. До кладбища не дошел почти никто. Так блестящая музыкальная Вена про­водила в последний путь Моцарта — одного из редких гениев, чье творчество принадлежит всему человечеству.

Безупречная, сияющая красота царит во всем, что он писал, и сочетается с глубокой правдой жизни, бесконечной сменой и сплете­нием в ней серьезного и комичного, веселого и трагичного, повседневного и необычного. Как ярки эти черты в операх «Свадьба Фига­ро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»! Мир музыки Моцарта богат и разнообразен. В его дивертисментах и серенадах, в симфонии ми-бемоль мажор запечатлена музыка, которая звучала в быту австрийцев. Страницы чистей­шей лирики Моцарта раскрываются в его со­натах. Эта лирическая сторона его творчества завершается симфонией соль минор — тре­петной, светлой в своей грусти. Подобно зар­ницам, предвестникам грозы и бури, то там, то здесь вспыхивают искры боли и гнева и, преображенные неугасимой верой в победу добра, сливаются в симфонию до мажор («Юпи­тер»). По масштабности и мужеству это сим­фоническое творение Моцарта приближается к симфониям Бетховена.

Глубокие корни питали прекрасные мело­дии Моцарта: это все лучшее, что было до того создано в мировой музыкальной культуре — в итальянских операх, в творениях великих немецких маэстро (см. ст. раздела «Музыка Германии и Австрии»). Это народная музы­ка — австрийская, немецкая, богемская (чеш­ская).

Моцарт принадлежал к композиторам, соз­давшим венскую школу классической музыки (см. статьи «Йозеф Гайдн», «Людвиг ван Бет­ховен»). Младший из них — Бетховен — под­нял знамя борьбы за свободу и счастье чело­вечества.

Музыка Моцарта, светлая и лучезарная, вселяет веру в победу разума и справедливо­сти над мраком и злом.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ