.
Меню сайта
|
Вольфганг Амадей МоцартВольфганг Амадей Моцарт(1756—1791) Родина Моцарта — город Зальцбург, расположенный в одной из самых живописных местностей Австрии. В XVIII столетии он входил во владения архиепископа Зальцбургского. Подобно другим знатным феодалам, архиепископ этот держал капеллу — хор и оркестр. Придворным композитором, капельмейстером и скрипачом был Леопольд Моцарт. Судьба одарила его необыкновенными детьми. Восьмилетняя Наннерль делала блестящие успехи в игре на клавесине. Вольфганг уже в три года повторял пьесы, которые разучивала его сестра, а шести лет сочинял небольшие сонаты для клавесина, импровизировал на этом инструменте. Не удивительно, что, несмотря на необходимость дополнительных заработков (жалованья в капелле на жизнь не хватало), Леопольд Моцарт все же сам занимался с детьми. Не удивительно было и то, что он решил показать их знати при императорских и королевских дворах и в больших городах. Месяц, проведенный в 1762 г. в Вене, показал, что сомнений в дальнейшем успехе быть не может. Чудо-дети много выступали, получали богатые подарки... Следующая поездка Вольфганга и Наннерль с отцом длилась три с половиной года — концерты в Германии, Швейцарии, Бельгии, длительное пребывание в столицах Европы — Лондоне и Париже. «Иной капельмейстер умирает, не выучив того, что умеет этот ребенок!» — заметило одно из сиятельных лиц, услышав игру десятилетнего Моцарта по его возвращении на родину. Жизнь Вольфганга в Зальцбурге проходила в усердных занятиях по композиции — искусству сочинения музыки, по школьным предметам, иностранным языкам. Он совершенствовался в игре на клавесине, скрипке, органе. В 1768 г. Моцарт пишет первые комические оперы «Притворная простушка», «Бастьен и Бастьенна». Два с лишним года Моцарт проводит с отцом в Италии. После блестящих выступлений, после арий, безукоризненно написанных в духе итальянской музыки, ему, гениальному подростку, знаменитый Миланский оперный театр заказывает большую оперу-сериа (см. ст. «Из истории итальянской оперы»). «Митридат, царь Понтийский» — так называлась эта опера, прошедшая в конце 1770 г. с огромным успехом. В Болонье знаменитый музыкальный ученый падре Мартини дает согласие заниматься с ним. Четырнадцатилетний Моцарт, с легкостью выдержав испытания, доступные лишь немногим маэстро, достигшим высшей степени мастерства, удостаивается звания члена Болонской музыкальной академии. И вот опять Зальцбург. После крупных городов Европы — провинция отсталой страны, после признания его, Моцарта, лучшими музыкантами как равного — крепостническое ярмо службы у архиепископа, положение, а порой и обязанности лакея. Все существо Моцарта восстает против унижения. Архиепископ преследует Моцарта за его смелость и моральное превосходство. Он хотел даже запретить Моцарту выполнять заказ из Мюнхена: лакей должен работать только на своего господина... Но отказать правителю Баварии — курфюрсту — неудобно. И в начале 1775 г. в Мюнхене с большим успехом идет опера Моцарта «Мнимая садовница». Моцарт стремится покинуть Зальцбург. Но найти работу в других городах (Мюнхене, Вене, Аугсбурге, Маннгейме) ему не удается. Всюду местные музыканты видят в нем опасного конкурента. Поездка в Париж весной 1778 г. закончилась семейной катастрофой — смертью матери, сопровождавшей Вольфганга. С тяжелым сердцем вернулся Моцарт в Зальцбург. Его ум, как никогда, стремился к свету и простору, его творческий гений — к огромному полету. В инструментальных сочинениях этих лет — симфониях, дивертисментах для симфонического оркестра, серенадах для различных ансамблей, сонатах, концертах — все явственнее проступают черты, свойственные только ему, Моцарту. Опера «Идоменей, царь Критский», написанная в 1781 г. для Мюнхенского театра, говорит о новых путях, найденных Моцартом в опере. Вместе с тем отношения с архиепископом обостряются до предела. На Моцарта обрушивается град новых оскорблений. Чаша терпения его переполнилась. В 1781 г., несмотря на уговоры отца, он порвал с архиепископом Зальцбургским и уехал в Вену навстречу неизвестному будущему — навсегда. В первый год жизни в Вене судьба оказалась к Моцарту благосклонной. Правда, на службу при императорском дворе надежды не было. Там царило преклонение перед итальянской оперой; там придворные композиторы, особенно Сальери, плели против Моцарта интриги. Зато Моцарт получил заказ от театра «Национального зингшпиля» на комическую оперу. В этом театре ставились зингшпили — немецкие и австрийские народные представления сказочного или фантастического содержания, с танцами и пением. Моцарт написал оперу «Похищение из сераля» (1782). Близкая зингшпилю, эта опера имела большой успех у демократической публики и в Вене, и в городах Германии. Весьма вероятно, что деньги, полученные за оперу, помогли Моцарту осуществить свою заветную мечту — жениться на горячо любимой девушке Констанции Вебер. Но не из-за материальных дел и надежды на успех увлеченно работал Моцарт над «Похищением из сераля»: он думал о создании национальной немецкой оперы. В зингшпилях были ее истоки. В своем творчестве Моцарт шел по пути передовой интеллигенции Австрии и Германии —по пути создания национального искусства. Он стал основоположником немецкой оперы. Моцарту были близки прогрессивные идеи его времени — гуманистические взгляды французских энциклопедистов, страстный протест немецких писателей и поэтов периода «бури и натиска» против гнета феодальных порядков (см. т. 8 ДЭ, ст. «Великая энциклопедия»; т. 11 ДЭ, ст. «Писатели Германии»). В 1785—1786 гг. Моцарт пишет оперу «Свадьба Фигаро» по одноименной комедии Бомарше (см. т. 11 ДЭ, ст. «Пьер Огюстен Бомарше»). Затея весьма смелая, если учесть, что постановка комедии в Вене была запрещена; беспощадно и очевидно показывалось в ней моральное превосходство людей из народа над аристократией. С помощью либреттиста оперы ловкого аббата да Понте удалось добиться постановки оперы. В опере «Дон Жуан» (1787, либретто да Понте) перед публикой неожиданно предстает новый образ героя. Это не разгневавший бога грешник, которого постигла грозная кара, как в средневековой испанской легенде о Дон Жуане или в произведениях некоторых писателей и композиторов. Дон Жуан Моцарта — человек, полный жизненных сил, смело бросивший вызов католической церкви и богу. Впервые в самой музыке оперных арий создавалась характеристика действующих лиц, в музыке ансамблей отражались их взаимоотношения. Не вымышленные герои, но современные Моцарту люди с их сложным душевным миром предстают перед слушателями в этих операх. Впервые музыка оркестра так глубоко и полно воплощает содержание оперы, ее образы и развивается подобно музыке симфоний. Вена новых опер Моцарта не оценила. Зато в Праге публикой, более просвещенной и далекой от придворного мира, эти произведения были приняты восторженно. Материального благополучия сочинение музыки Моцарту не приносит. Ни оперы, ни столь же гениальные три последние его симфонии (ми-бемоль-мажорная, соль-минорная и до-мажорная «Юпитер»; 1778), ни его замечательные песни («Фиалка» и др.), ни смычковые квартеты и клавирные концерты последних лет — эти подлинные вершины творчества — не спасают его от нужды. Не дают нужных средств к существованию и непревзойденная игра на клавесине и редкий дар импровизации. Враги Моцарта сильны и коварны. Тяжелая жизненная борьба подрывает его физические силы. Но духовные силы не изменяют ему. Композитор по-прежнему приветлив, детски простодушен, общителен, по-прежнему непрерывно работает. Это великий гений и великий труженик. В 1791 г. Моцарт дарит миру еще два бессмертных произведения: оперу-зингшпиль «Волшебная флейта» и «Реквием». «Волшебную флейту» заказал Моцарту директор театра на окраине Вены Шиканедер. Он же написал и текст этой сказочной оперы. Извечная мудрость народной сказки, утверждающей победу добра над злом, была близка убеждениям Моцарта. Он верил в способность человека совершенствоваться, в победу света и разума над душевным мраком и темными силами. Глубина мысли и чувств не мешает искреннему, от души юмору. Действующие лица — юноша Тамино и девушка Памина, Царица ночи, мудрый волшебник Зарастро, птицелов Папагено — не только сказочные персонажи. Они наделены чертами окружавших композитора людей. Народность музыки неотделима от мастерства великого художника. «Реквием» был последним произведением Моцарта. Таинственная обстановка заказа этого заупокойного богослужения — появление незнакомца в черном одеянии, скрывшего имя заказчика,— подействовала на крайне утомленного Моцарта самым удручающим образом. Он не мог освободиться от мысли, что пишет «Реквием» для своих похорон. Истина же заключалась в том, что знатный заказчик желал получить ноты и затем выдать это произведение за свое. Но Моцарту такое объяснение и в голову не приходило. В предчувствии близкой смерти Моцарт указал своему ученику Зюсмайеру, как докончить «Реквием». По его просьбе друзья, собравшиеся у него, исполнили то, что он успел написать сам. Когда раздались нежные и скорбные, идущие из глубины души звуки той части реквиема, что зовется «Лакримозо», т. е. «полная слез», Моцарт разрыдался. Это произошло 4 декабря 1791 г. В ночь на 5-е Моцарта не стало. На похороны денег не было. Граф Свитен, любитель музыки, один из богатейших людей в Вене, отпустил от своих щедрот ровно столько, сколько хватило на погребение гениального композитора в общей яме для нищих. Погода была холодная, ненастная. Лишь несколько человек пришли отдать Моцарту последний долг. До кладбища не дошел почти никто. Так блестящая музыкальная Вена проводила в последний путь Моцарта — одного из редких гениев, чье творчество принадлежит всему человечеству. Безупречная, сияющая красота царит во всем, что он писал, и сочетается с глубокой правдой жизни, бесконечной сменой и сплетением в ней серьезного и комичного, веселого и трагичного, повседневного и необычного. Как ярки эти черты в операх «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»! Мир музыки Моцарта богат и разнообразен. В его дивертисментах и серенадах, в симфонии ми-бемоль мажор запечатлена музыка, которая звучала в быту австрийцев. Страницы чистейшей лирики Моцарта раскрываются в его сонатах. Эта лирическая сторона его творчества завершается симфонией соль минор — трепетной, светлой в своей грусти. Подобно зарницам, предвестникам грозы и бури, то там, то здесь вспыхивают искры боли и гнева и, преображенные неугасимой верой в победу добра, сливаются в симфонию до мажор («Юпитер»). По масштабности и мужеству это симфоническое творение Моцарта приближается к симфониям Бетховена. Глубокие корни питали прекрасные мелодии Моцарта: это все лучшее, что было до того создано в мировой музыкальной культуре — в итальянских операх, в творениях великих немецких маэстро (см. ст. раздела «Музыка Германии и Австрии»). Это народная музыка — австрийская, немецкая, богемская (чешская). Моцарт принадлежал к композиторам, создавшим венскую школу классической музыки (см. статьи «Йозеф Гайдн», «Людвиг ван Бетховен»). Младший из них — Бетховен — поднял знамя борьбы за свободу и счастье человечества. Музыка Моцарта, светлая и лучезарная, вселяет веру в победу разума и справедливости над мраком и злом. |
ПОИСК
Block title
|