.
Меню сайта
|
Памятник на площади ЭтуальПамятник на площади ЭтуальВ июле 1836 г. на одной из центральных площадей Парижа, от которой звездообразно расходится восемь улиц и которая называется площадью Этуаль (т. е. Звезды), закончилось строительство Триумфальной арки. Сооружение арки было начато еще при Наполеоне I, в 1806г., но велось со значительными перерывами. По замыслу архитектора Жана Франсуа Шальгрена (1739 —1811), арка должна была прославлять победы наполеоновских войск. Но к моменту завершения строительства первоначальная программа была изменена. Теперь только один из четырех рельефов, помещенных на арке, был посвящен Наполеону, а остальные три олицетворяли события прошлого и настоящего Франции. Один из этих рельефов, на котором было изображено «Выступление добровольцев в 1792 г.», сразу же обратил на себя внимание современников значительностью образов и особым мастерством исполнения. Автором рельефа был Франсуа Рюд. В своем произведении Рюд воскресил героические дни революции, когда на призыв Национального собрания «Отечество в опасности!» весь народ Франции от мала до велика встал на защиту страны от посягательств иностранных интервентов, которые хотели задушить революцию (см. т. 8 ДЭ, ст. «Революционная армия»). Скульптор развернул на рельефе драматическую сцену. Исполнены героического порыва идущие на бой воины: зрелый муж и его юный сын, многоопытный ветеран и простой старик. Натягивает свой лук стрелок, горнист трубит призыв к атаке. Рюд не стал передавать в рельефе конкретные костюмы добровольцев 1792 г. Величие подвига мужественных защитников Франции дает им право сравниться с героями древности, седой античности. И скульптор изваял их поэтому в том виде, в каком современники Рюда представляли римских республиканцев. Над воинами, охваченными героическим энтузиазмом, на фоне знамен и клинков реет в стремительном и властном порыве крылатая женщина. Выбросив вперед руку с мечом, она указывает воинам путь; вторая рука в призывном взмахе поднята вверх. Голова женщины с распущенными и развевающимися по ветру волосами, увенчанная фригийским колпаком, обращена к тем, кто идет за передовым отрядом. Ее клич обращен к толпе, которую она зовет на бой. Фигура крылатой женщины была воспринята современниками как олицетворение Родины и Свободы, как призыв к революции. Поэтому ее, а затем и весь рельеф Рюда стали называть «Марсельезой» — по имени песни, с которой в 1792 г. отряды марсельских добровольцев выступили на защиту родины, песни, которая стала впоследствии гимном республиканской Франции (см. т. 8 ДЭ, ст. «Марсельеза»). |
ПОИСК
Block title
|