. Памятник на площади Этуаль
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Памятник на площади Этуаль

Памятник на площади Этуаль

В июле 1836 г. на одной из цен­тральных площадей Парижа, от ко­торой звездообразно расходится во­семь улиц и которая называется пло­щадью Этуаль (т. е. Звезды), закон­чилось строительство Триумфаль­ной арки.

Сооружение арки было начато еще при Наполеоне I, в 1806г., но велось со значительными перерывами. По за­мыслу архитектора Жана Франсуа Шальгрена (1739 —1811), арка долж­на была прославлять победы наполео­новских войск. Но к моменту завер­шения строительства первоначальная программа была изменена. Теперь толь­ко один из четырех рельефов, помещен­ных на арке, был посвящен Наполео­ну, а остальные три олицетворяли события прошлого и настоящего Франции.

Один из этих рельефов, на котором было изображено «Выступление добровольцев в 1792 г.», сразу же обратил на себя внимание современников значительностью об­разов и особым мастерством исполне­ния. Автором рельефа был Франсуа Рюд.

В своем произведении Рюд воскре­сил героические дни революции, когда на призыв Национального собрания «Отечество в опасности!» весь народ

Франции от мала до велика встал на защиту страны от посягательств ино­странных интервентов, которые хотели задушить революцию (см. т. 8 ДЭ, ст. «Революционная армия»).

Скульптор развернул на рельефе драматическую сцену. Исполнены героического порыва идущие на бой вои­ны: зрелый муж и его юный сын, многоопытный ветеран и простой старик.

Натягивает свой лук стрелок, горнист трубит призыв к атаке. Рюд не стал передавать в рельефе кон­кретные костюмы добровольцев 1792 г.

Величие подвига мужественных за­щитников Франции дает им право сравниться с героями древности, се­дой античности. И скульптор изваял их поэтому в том виде, в каком совре­менники Рюда представляли римских республиканцев.

Над воинами, охваченными герои­ческим энтузиазмом, на фоне знамен и клинков реет в стремительном и вла­стном порыве крылатая женщина. Вы­бросив вперед руку с мечом, она указы­вает воинам путь; вторая рука в при­зывном взмахе поднята вверх. Голова женщины с распущенными и развеваю­щимися по ветру волосами, увенчанная фригийским колпаком, обращена к тем, кто идет за передовым отрядом. Ее клич обращен к толпе, которую она зовет на бой.

Фигура крылатой женщины была воспринята современниками как оли­цетворение Родины и Свободы, как призыв к революции. Поэтому ее, а за­тем и весь рельеф Рюда стали назы­вать «Марсельезой» — по име­ни песни, с которой в 1792 г. отряды марсельских добровольцев выступили на защиту родины, песни, которая стала впоследствии гимном респуб­ликанской Франции (см. т. 8 ДЭ, ст. «Марсельеза»).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ