.
Меню сайта
|
ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО XVI-XVII вв. Эль ГрекоИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО XVI-XVII вв. Эль ГрекоИмена испанских художников Эль Греко, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Мурильо не менее известны, чем имена великих испанских писателей: Сервантеса или Лопе де Вега. Золотым веком назвали испанцы конец XVI и XVII столетие — время наивысшего расцвета своего искусства, когда жили эти прославленные мастера. Этому блестящему периоду предшествовал долгий и сложный путь развития художественной культуры. Многовековая мужественная борьба народа с маврами (см. ст. «Средневековое искусство Северной Африки и мавританской Испании»), раннее возникновение абсолютизма, церковь и инквизиция наложили свой отпечаток на искусство Испании. В сознании народа, ведущего долгую освободительную войну, складывался образ смелого и мужественного героя, защитника родной земли. Битвы с маврами изображались не раз в испанской средневековой живописи. Сцены горячей схватки показаны в картине «Битва при Уэске» (первая половина XV в., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Стремительно несутся всадники, развеваются знамена, падают сраженные воины, ржет раненая лошадь... В средневековой Испании картины писались обычно на дереве и размещались в особых сооружениях, так называемых ретабло, сделанных из дерева или алебастра. В ретабло, помимо живописных картин, входили обычно и ярко раскрашенные скульптурные изображения, и чудесная тонкая орнаментальная цветная резьба. Создавали ретабло и прославленные мастера, и безвестные деревенские резчики. Длительное общение с мавританской культурой оставило след в архитектуре, музыке, поэзии, языке и орнаменте. Восточные мотивы (подковообразные арки, сдвоенные окна, мавританская звезда в сводах) вплетались в архитектуру средневековых соборов Испании, придавая им глубокое своеобразие. В конце XV в. в Испании складывается абсолютизм и страна объединяется в единое государство, центром которого становится Кастилия. Образование единого государства способствовало развитию национальной культуры. В период царствования королей Фердинанда и Изабеллы строятся дворцы, церкви, госпитали, ратуши в своеобразном стиле, характерном именно для Испании и названном по имени королевы Изабеллы изабеллино. Сочетание богатейшей орнаментики со скульптурой на фасадах этих зданий воспринимается издали как чудесная игра причудливых пятен. В узоры вплетаются и мавританские и готические мотивы, и отдельные элементы декоративного искусства итальянского Возрождения. Таковы фасады церкви Сан-Пабло и других зданий. Очень интересен своими полумавританскими арочками и балкончиками и несимметрично расположенными окнами разной величины дворец герцогов Инфантадо в городе Гвадалахаре (ок. 1480—1493). В начале XVI в., при Карле V, Испания завязывает более тесные связи со многими европейскими странами, в первую очередь с Италией. Теперь в украшении фасадов зданий появляется больше элементов орнамента итальянского Возрождения — раковин, пальметок, медальонов, тоньше и строже становится обработка скульптурных деталей. Этот новый стиль, сменивший изабеллино, получил название платереско — «чеканный» (Университет в Саламанке, 1515—1553, архитектор Хиль де Онтаньон). Знакомство с произведениями мастеров итальянского Возрождения расширило знания испанских художников. Испанские живописцы овладели перспективой, анатомически более правильно стали изображать человеческую фигуру, научились пользоваться светотенью для передачи объема, писать на холсте масляными красками. Но гуманистические идеи Возрождения с их безграничной верой во всемогущество человека не могли быть до конца поняты в стране, где проявление свободной мысли сковывалось церковью с ее могучим орудием — инквизицией. Особенно свирепствовала инквизиция при короле Филиппе II. В это время было построено одно из самых знаменитых зданий Испании XVI столетия — новая королевская резиденция Эскориал, который должен был служить дворцом, монастырем и усыпальницей королей. Автором проекта был испанец Хуан Эррера (1530—1597). Он долго изучал архитектуру современной ему Италии и Древнего Рима. Но воздвигнутый им Эскориал не был похож ни на итальянские дворцы эпохи Возрождения, ни на архитектуру Древнего Рима, хотя в основу его и были положены симметрия и равновесие частей. Эскориал был чисто испанским. Огромный, построенный из серого гранита, он возвышался среди открытой пустынной долины как неприступная скала. Суровая обнаженность гладких стен, бесконечная протяженность сводчатых темных коридоров — все мрачное величие здания верно отразило союз церкви с абсолютизмом Филиппа II. Интересно, что именно при дворе этого короля возникла национальная школа придворных портретистов. Принцы и принцессы и испанская знать изображались на этих портретах в соответствии с придворным этикетом в строгих неподвижных позах, исполненные величия и достоинства, спокойные и серьезные. Портретисты А. Санчес Коэльо (1532—1588) и X. Пантоха де ла Крус (1551—1608) тщательно выписывали драгоценные украшения, орденские золотые цепи, орнаменты ткани, но и лица передавали правдиво, без лести. ЭЛЬ ГРЕКО (1541— 1614) Еще шли работы в Эскориале, куда король Филипп пригласил многих итальянских живописцев, когда в Мадрид приехал художник, грек по национальности. Его настоящее имя было Доменико Теотокопули, но он вошел в историю искусства под именем Эль Греко. Греко провел несколько лет в Италии, жил в Риме и Венеции, учился у итальянских мастеров, но он искал свой путь художественного развития. Он создавал взволнованные трагические образы людей, готовых во имя душевного порыва отказаться от земных радостей, показывал душевное горение человека. Святые на его картинах или погружены в глубокую задумчивость, или показаны в исступленном порыве. Их тела вытянуты и освещены мерцающим светом, цвет одежд напряженный, линии извилисты. Своеобразное искусство Греко не понравилось королю, и художник поселился навсегда в Толедо — городе, где обосновалась не призванная ко двору Филиппа старая феодальная знать. В Толедо были созданы лучшие произведения мастера. Среди них выделяется картина «Погребение графа Оргаса» (1586). Картина разделена на две части: землю и небо. Внизу в центре святые Августин и Стефан в одеждах, горящих золотом, опускают тело графа в гробницу. За ними стоят двадцать два знатных дворянина в черных одеждах, их лица бледны, глаза одних подняты к небу, других — скромно опущены, фигуры озарены колеблющимся пламенем факелов. Торжественная печаль и сдержанность царят в нижней части картины. Все проникнуто бурным движением в ее верхней части, где изображены Христос, мадонна и святые рая. Очень интересны портреты Греко. Если придворные портретисты короля показывали главным образом внешний облик человека, изображая его спокойно позирующим перед зрителем, то Греко раскрывал в портрете смятенный, внутренний мир человека. В Толедо художник создал целую галерею портретов знати, служителей церкви, поэтов, писателей, ученых. Замечателен по своей выразительности и яркости портрет инквизитора Ниньо де Гевара (1600—1601). Облаченный в малиновую одежду, Гевара сидит в кресле, на фоне алого золототканого ковра. Черные пронзительные глаза инквизитора смотрят в упор на зрителя. Беспощадная жестокость, недоверие, сильный характер подчеркнуты в этом образе. Живопись Греко была значительным явлением в искусстве Испании. Но очень немногие художники следовали его своеобразной манере. В начале XVII столетия в Испании, особенно в торговых городах Валенсии и Севилье, начался мощный расцвет реалистического искусства. Художники хотели правдиво рассказывать о земных людях, о цельности и силе их характеров, показывать образы простых людей из народа. Интерес к действительности побуждал выделить в самостоятельный вид живописи не только портрет, но и бытовой жанр и натюрморт. Даже в религиозных картинах изображались яркие, живые, реальные образы. Начало столетия подготовило появление великих мастеров Испании. |
ПОИСК
Block title
|