. ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО XVI-XVII вв. Эль Греко
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО XVI-XVII вв. Эль Греко

ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО XVI-XVII вв. Эль Греко

Имена испанских художников Эль Греко, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Мурильо не менее известны, чем имена великих испанских писателей: Сервантеса или Лопе де Вега. Зо­лотым веком назвали испанцы конец XVI и XVII столетие — время наивысшего расцвета своего искусства, когда жили эти прославленные мастера.

Этому блестящему периоду предшествовал долгий и сложный путь развития художествен­ной культуры. Многовековая мужественная борь­ба народа с маврами (см. ст. «Средневековое искусство Северной Африки и мавританской Испа­нии»), раннее возникновение абсолютизма, церковь и инквизиция наложили свой отпечаток на искус­ство Испании. В сознании народа, ведущего дол­гую освободительную войну, складывался образ смелого и мужественного героя, защитника род­ной земли. Битвы с маврами изображались не раз в испанской средневековой живописи. Сце­ны горячей схватки показаны в картине «Битва при Уэске» (первая половина XV в., Му­зей Виктории и Альберта, Лондон). Стремитель­но несутся всадники, развеваются знамена, па­дают сраженные воины, ржет раненая лошадь...

В средневековой Испании картины писались обычно на дереве и размещались в особых соору­жениях, так называемых ретабло, сделан­ных из дерева или алебастра. В ретабло, помимо живописных картин, входили обычно и ярко раскрашенные скульптурные изображения, и чудесная тонкая орнаментальная цветная резь­ба. Создавали ретабло и прославленные масте­ра, и безвестные деревенские резчики.

Длительное общение с мавританской куль­турой оставило след в архитектуре, музыке, поэзии, языке и орнаменте. Восточные мотивы (подковообразные арки, сдвоенные окна, мав­ританская звезда в сводах) вплетались в архи­тектуру средневековых соборов Испании, при­давая им глубокое своеобразие.

В конце XV в. в Испании складывается абсо­лютизм и страна объединяется в единое госу­дарство, центром которого становится Касти­лия. Образование единого государства способ­ствовало развитию национальной культуры. В период царствования королей Фердинанда и Изабеллы строятся дворцы, церкви, госпитали, ратуши в своеобразном стиле, характерном именно для Испании и названном по имени королевы Изабеллы изабеллино. Сочета­ние богатейшей орнаментики со скульптурой на фасадах этих зданий воспринимается издали как чудесная игра причудливых пятен. В узоры вплетаются и мавританские и готические моти­вы, и отдельные элементы декоративного ис­кусства итальянского Возрождения. Таковы фасады церкви Сан-Пабло и других зданий.

Очень интересен своими полумавритан­скими арочками и балкончиками и несиммет­рично расположенными окнами разной вели­чины дворец герцогов Инфантадо в городе Гвадалахаре (ок. 1480—1493).

В начале XVI в., при Карле V, Испания завя­зывает более тесные связи со многими европей­скими странами, в первую очередь с Италией. Теперь в украшении фасадов зданий появляется больше элементов орнамента итальянского Воз­рождения — раковин, пальметок, медальонов, тоньше и строже становится обработка скульп­турных деталей. Этот новый стиль, сменивший изабеллино, получил название платереско — «чеканный» (Университет в Саламанке, 1515—1553, архитектор Хиль де Онтаньон). Знакомство с произведениями мас­теров итальянского Возрождения расширило знания испанских художников. Испанские жи­вописцы овладели перспективой, анатомически более правильно стали изобра­жать человеческую фигуру, научились пользо­ваться светотенью для передачи объема, писать на холсте масляными красками. Но гуманисти­ческие идеи Возрождения с их безграничной верой во всемогущество человека не могли быть до конца поняты в стране, где проявление сво­бодной мысли сковывалось церковью с ее могу­чим орудием — инквизицией.

Особенно свирепствовала инквизиция при короле Филиппе II. В это время было построено одно из самых знаменитых зданий Испании XVI столетия — новая королевская резиден­ция Эскориал, который должен был слу­жить дворцом, монастырем и усыпальницей ко­ролей. Автором проекта был испанец Хуан Эррера (1530—1597). Он долго изучал архитектуру современной ему Италии и Древнего Рима. Но воздвигнутый им Эскориал не был похож ни на итальянские дворцы эпохи Возрождения, ни на архитектуру Древнего Рима, хотя в осно­ву его и были положены симметрия и равнове­сие частей. Эскориал был чисто испанским. Ог­ромный, построенный из серого гранита, он возвышался среди открытой пустынной долины как неприступная скала. Суровая обнажен­ность гладких стен, бесконечная протяженность сводчатых темных коридоров — все мрачное величие здания верно отразило союз церкви с абсолютизмом Филиппа II.

Интересно, что именно при дворе этого коро­ля возникла национальная школа придворных портретистов. Принцы и принцессы и испан­ская знать изображались на этих портретах в соответствии с придворным этикетом в стро­гих неподвижных позах, исполненные величия и достоинства, спокойные и серьезные. Портре­тисты А. Санчес Коэльо (1532—1588) и X. Пантоха де ла Крус (1551—1608) тщательно выпи­сывали драгоценные украшения, орденские зо­лотые цепи, орнаменты ткани, но и лица пере­давали правдиво, без лести.

ЭЛЬ ГРЕКО (1541 1614)

Еще шли работы в Эскориале, куда король Филипп пригласил многих итальянских живо­писцев, когда в Мадрид приехал художник, грек по национальности. Его настоящее имя было Доменико Теотокопули, но он вошел в ис­торию искусства под именем Эль Греко. Греко провел несколько лет в Италии, жил в Риме и Венеции, учился у итальянских мастеров, но он искал свой путь художественного развития. Он создавал взволнованные трагические образы людей, готовых во имя душевного порыва отка­заться от земных радостей, показывал душев­ное горение человека. Святые на его картинах или погружены в глубокую задумчивость, или показаны в исступленном порыве. Их тела вы­тянуты и освещены мерцающим светом, цвет одежд напряженный, линии извилисты. Свое­образное искусство Греко не понравилось ко­ролю, и художник поселился навсегда в Толе­до — городе, где обосновалась не призванная ко двору Филиппа старая феодальная знать. В Толедо были созданы лучшие произведения мастера. Среди них выделяется картина «Погребение графа Оргаса» (1586).

Картина разделена на две части: землю и небо. Внизу в центре святые Августин и Стефан в одеждах, горящих золотом, опускают тело гра­фа в гробницу. За ними стоят двадцать два знат­ных дворянина в черных одеждах, их лица бледны, глаза одних подняты к небу, других — скромно опущены, фигуры озарены колеблю­щимся пламенем факелов. Торжественная пе­чаль и сдержанность царят в нижней части картины. Все проникнуто бурным движением в ее верхней части, где изображены Христос, мадонна и святые рая.

Очень интересны портреты Греко. Если при­дворные портретисты короля показывали глав­ным образом внешний облик человека, изобра­жая его спокойно позирующим перед зрителем, то Греко раскрывал в портрете смятенный, внут­ренний мир человека. В Толедо художник соз­дал целую галерею портретов знати, служителей церкви, поэтов, писателей, ученых. Замечате­лен по своей выразительности и яркости портрет инквизитора Ниньо де Гевара (1600—1601). Облаченный в малиновую одежду, Гевара сидит в кресле, на фоне алого золототканого ковра. Черные пронзительные глаза инквизитора смотрят в упор на зрителя. Беспощадная жестокость, недоверие, сильный характер подчеркнуты в этом образе. Живо­пись Греко была значительным явлением в ис­кусстве Испании. Но очень немногие худож­ники следовали его своеобразной манере.

В начале XVII столетия в Испании, осо­бенно в торговых городах Валенсии и Севилье, начался мощный расцвет реалистического ис­кусства. Художники хотели правдиво расска­зывать о земных людях, о цельности и силе их характеров, показывать образы простых людей из народа. Интерес к действительности побуж­дал выделить в самостоятельный вид живописи не только портрет, но и бытовой жанр и на­тюрморт. Даже в религиозных картинах изо­бражались яркие, живые, реальные образы. На­чало столетия подготовило появление великих мастеров Испании.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ