. Средневековое искусство Северной Африки и Мавританской Испании
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Средневековое искусство Северной Африки и Мавританской Испании

Средневековое искусство Северной Африки и Мавританской Испании

Маврами называли жителей Северной Аф­рики, а позже и покоривших их в VII в. арабов. В начале VIII в. мавры вторглись в Испанию и захватили почти весь Пиренейский полуост­ров. В Испании, Северной Африке (Алжир, Тунис, Марокко) и Сицилии они создали само­бытную архитектуру и декоративно-приклад­ное искусство. Памятники искусства этих стран отличаются красочностью, живописностью, богатством отделки и архитектурных форм.

Для мавританской архитектуры характерны многолепестковые или подковообразные арки, ячеистые своды, сдвоенные окна, купола. Внут­ренняя отделка зданий поражает великолеп­ными лепными и резными украшениями, изы­сканной мозаикой, богатой росписью. Все это ярко, многоцветно, пестро.

Большое место в мавританском искусстве занимает орнамент, геометрический и расти­тельный. Он нередко сплошь покрывает архи­тектурные детали и предметы домашнего оби­хода.

Характерные архитектурные памятники мавританского искусства — мечеть в Кайруане (Тунис), дворец Зиза в Сицилии, знаменитая мечеть в Кор­дове (Испания). Внешне мечеть в Кордове почти не отличается от окружающих ее жи­лых домов. Невысокие гладкие стены из кир­пича покрыты белой штукатуркой. Тем большее впечатление производит разнообразие и богат­ство внутреннего оформления. Вход ведет в небольшой дворик, обсаженный апельсиновыми деревьями и украшенный бассейном с прозрач­ной водой. Здесь мусульмане совершали омо­вения перед молитвой. Из дворика можно пройти в огромный прямоугольный зал для молитвы. Все пространство зала заполнено ритмично повторяющимися колоннами. На мра­морные и яшмовые колонны с нарядными раз­нообразными капителями опираются два яруса подковообразных арок, сложенных из чередую­щихся красных и белых кирпичей. В сумраке мечети этот лес колонн с арками производит странное впечатление: кажется, что зал не имеет границ, а камень, из которого сложены колонны, потерял весомость и плотность.

К середине XIII в. в руках мавров на тер­ритории Испании остался лишь один город — Гранада. Близ него расположен бывший дво­рец гранадских эмиров — Альгамбра, что в переводе означает «Красный замок». Его глад­кие стены, сложенные из красновато-розового кирпича, заостренные черепичные крыши, округлые купола и массивные башни возвы­шаются на холме, омываемом рекой Хениль. Около двухсот лет, начиная с середины XIII в., строилась Альгамбра. Тысячи ремесленников принимали участие в ее создании и украшении.

Во дворце — десятки помещений: большие и маленькие залы, башни и ванные комнаты, павильоны и открытые галереи вокруг внутрен­них двориков. Красивейшие из них — Дворик мирт с бассейном, окруженным стройными пирамидальными деревьями, и Львиный дво­рик с фонтаном в виде круглой чаши, лежа­щей на спинах двенадцати фантастических львов из черного мрамора.

Когда из ярко освещенных солнцем двори­ков переходишь во внутренние помещения Альгамбры, погруженные в прохладный сум­рак, поражает их причудливость и чисто во­сточная изысканность. Стены залов сплошь покрыты резным орнаментом голубого, красного и золотистого цветов. Узоры вьются не только по стенам, они переходят на потолки и оттуда как бы стекают гроздьями к легким аркам, опираю­щимся на тонкие, хрупкие колонны. Орнамент стен и потолков гармонирует с мозаикой пола. В стенах некоторых залов Альгамбры устроены украшенные арабскими надписями красивые ниши с фаянсовыми вазами для свежей воды.

До наших дней сохранилось сравнительно мало памятников мавританского искусства. Многие из них были уничтожены испанцами в XV в., после окончательного освобождения Пиренейского полуострова от мавританского господства. Однако высокие образцы искусства мавров, полные неувядаемого очарования, были восприняты и использованы испанцами в архи­тектуре и декоративно-прикладном искусстве (см. ст. «Испанское искусство XVI—XVII вв.»).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ