.
Меню сайта
|
Средневековое искусство Северной Африки и Мавританской ИспанииСредневековое искусство Северной Африки и Мавританской ИспанииМаврами называли жителей Северной Африки, а позже и покоривших их в VII в. арабов. В начале VIII в. мавры вторглись в Испанию и захватили почти весь Пиренейский полуостров. В Испании, Северной Африке (Алжир, Тунис, Марокко) и Сицилии они создали самобытную архитектуру и декоративно-прикладное искусство. Памятники искусства этих стран отличаются красочностью, живописностью, богатством отделки и архитектурных форм. Для мавританской архитектуры характерны многолепестковые или подковообразные арки, ячеистые своды, сдвоенные окна, купола. Внутренняя отделка зданий поражает великолепными лепными и резными украшениями, изысканной мозаикой, богатой росписью. Все это ярко, многоцветно, пестро. Большое место в мавританском искусстве занимает орнамент, геометрический и растительный. Он нередко сплошь покрывает архитектурные детали и предметы домашнего обихода. Характерные архитектурные памятники мавританского искусства — мечеть в Кайруане (Тунис), дворец Зиза в Сицилии, знаменитая мечеть в Кордове (Испания). Внешне мечеть в Кордове почти не отличается от окружающих ее жилых домов. Невысокие гладкие стены из кирпича покрыты белой штукатуркой. Тем большее впечатление производит разнообразие и богатство внутреннего оформления. Вход ведет в небольшой дворик, обсаженный апельсиновыми деревьями и украшенный бассейном с прозрачной водой. Здесь мусульмане совершали омовения перед молитвой. Из дворика можно пройти в огромный прямоугольный зал для молитвы. Все пространство зала заполнено ритмично повторяющимися колоннами. На мраморные и яшмовые колонны с нарядными разнообразными капителями опираются два яруса подковообразных арок, сложенных из чередующихся красных и белых кирпичей. В сумраке мечети этот лес колонн с арками производит странное впечатление: кажется, что зал не имеет границ, а камень, из которого сложены колонны, потерял весомость и плотность. К середине XIII в. в руках мавров на территории Испании остался лишь один город — Гранада. Близ него расположен бывший дворец гранадских эмиров — Альгамбра, что в переводе означает «Красный замок». Его гладкие стены, сложенные из красновато-розового кирпича, заостренные черепичные крыши, округлые купола и массивные башни возвышаются на холме, омываемом рекой Хениль. Около двухсот лет, начиная с середины XIII в., строилась Альгамбра. Тысячи ремесленников принимали участие в ее создании и украшении. Во дворце — десятки помещений: большие и маленькие залы, башни и ванные комнаты, павильоны и открытые галереи вокруг внутренних двориков. Красивейшие из них — Дворик мирт с бассейном, окруженным стройными пирамидальными деревьями, и Львиный дворик с фонтаном в виде круглой чаши, лежащей на спинах двенадцати фантастических львов из черного мрамора. Когда из ярко освещенных солнцем двориков переходишь во внутренние помещения Альгамбры, погруженные в прохладный сумрак, поражает их причудливость и чисто восточная изысканность. Стены залов сплошь покрыты резным орнаментом голубого, красного и золотистого цветов. Узоры вьются не только по стенам, они переходят на потолки и оттуда как бы стекают гроздьями к легким аркам, опирающимся на тонкие, хрупкие колонны. Орнамент стен и потолков гармонирует с мозаикой пола. В стенах некоторых залов Альгамбры устроены украшенные арабскими надписями красивые ниши с фаянсовыми вазами для свежей воды. До наших дней сохранилось сравнительно мало памятников мавританского искусства. Многие из них были уничтожены испанцами в XV в., после окончательного освобождения Пиренейского полуострова от мавританского господства. Однако высокие образцы искусства мавров, полные неувядаемого очарования, были восприняты и использованы испанцами в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве (см. ст. «Испанское искусство XVI—XVII вв.»). |
ПОИСК
Block title
|