.
Меню сайта
|
Музыкальные созвучияМузыкальные созвучияВ музыкальных произведениях — симфониях, концертах, сонатах — одновременно звучит не один тон, а несколько, и каждый из них сопровождается своими обертонами. Такое явление называется созвучием. Самое простое созвучие — одновременное звучание двух тонов. У каждого из них своя частота колебаний. Отношение двух таких частот называют интервалом. Если это отношение равно 1:1, интервал будет унисоном. Отношение 1:2 — октава, 2:3— квинта, 3:4— кварта, 4:5 — большая терция, 5:6 — малая терция. Если частоты двух тонов очень мало отличаются друг от друга, их совместное звучание создает своеобразное завывание — «биение»: совместное звучание периодически то усиливается, то ослабляется. Количество усилений в одну секунду называют частотой биений. Если частота биений не больше четырех в секунду, они не мешают слуховому восприятию. Если же частота достигает трех десятков (и особенно тридцати трех), звуковое ощущение нестерпимо. Однако при большой частоте (около 130 в секунду) влияние биений на ощущение слуха исчезает. При звучании струн скрипки, виолончели, рояля всегда слышны, кроме основного тона, верхние обертоны. Предположим, что одновременно звучат две струны, их основные частоты— 200 и 400 гц и у каждой струны 5 обертонов.
Если вторую струну заменить третьей, у которой:
то совместные звучания первой и третьей струн будут давать биения: 400 и 410 гц, 800 и 820 гц, 1200 и 1230 гц. Частота биений — 10, 20 и 30 гц. Октава разрушена, и получился диссонанс, который наше ухо воспримет как неприятное завывание. Изучение интервалов, которые дают лучшие консонансы, привело к образованию звуковой гаммы, где отношение частот строго определено. Существует много разновидностей гамм, у большинства из них отношение частот легко изобразить как восходящий или нисходящий ряд, как арифметическую пропорцию. Например, мажорная, или диатоническая, гамма включает тоны, частоты которых относятся как
Звук, частота которого 65 гц, называют до большой октавы. Впрочем, в некоторых странах частота до другая, но ненамного отличается от 65 гц. Если мы, например, будем считать, что частота до большой октавы 64 гц, то у до малой октавы частота будет 128 гц, а у до первой октавы — 256 гц. Если принять до первой октавы за основной тон, то частоты остальных шести тонов диатонической гаммы легко высчитать:
Эти частоты колебаний соответствуют произвольно определенной частоте для до большой октавы — 64 гц. На практике рассчитывают тоны диатонической гаммы по частоте колебаний ля первой октавы. До недавнего времени частоту для этого ля определяли в 435 гц. Теперь принято считать ля первой октавы звуком с частотой 440 гц.Этот звук можно услышать по радио, когда передают сигналы для настройки музыкальных инструментов. Впрочем, для музыки важно не точное количество колебаний для того или иного звука, а соотношение частот, т. е. величина интервала.
|
ПОИСК
Block title
|