. Музыкальные созвучия
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Музыкальные созвучия

Музыкальные созвучия

В музыкальных произведениях — симфо­ниях, концертах, сонатах — одновременно зву­чит не один тон, а несколько, и каждый из них сопровождается своими обертонами. Такое явле­ние называется созвучием.

Самое простое созвучие — одновременное звучание двух тонов. У каждого из них своя частота колебаний. Отношение двух таких частот называют интервалом. Если это отноше­ние равно 1:1, интервал будет унисоном. От­ношение 1:2 октава, 2:3— квинта, 3:4— кварта, 4:5 — большая терция, 5:6 — малая терция.

Если частоты двух тонов очень мало отли­чаются друг от друга, их совместное звучание создает своеобразное завывание — «биение»: совместное звучание периодически то усили­вается, то ослабляется. Количество усилений в одну секунду называют частотой биений. Если частота биений не больше четырех в се­кунду, они не мешают слуховому восприятию. Если же частота достигает трех десятков (и осо­бенно тридцати трех), звуковое ощущение нестерпимо. Однако при большой частоте (около 130 в секунду) влияние биений на ощуще­ние слуха исчезает.

При звучании струн скрипки, виолончели, рояля всегда слышны, кроме основного тона, верхние обертоны. Предположим, что одновре­менно звучат две струны, их основные частоты— 200 и 400 гц и у каждой струны 5 обертонов.

 

 

 

 

 


Отношение частот у основных тонов равно 1:2, т. е. октава. При совместном звучании обеих струн три тона у них совпадают: 400, 800 и 1200 гц. Чем больше в совместном звучании одинаковых тонов, тем больше сродства в со­звучии струн. В этом случае биений нет совсем. Такое созвучие называют консонансом.

Если вторую струну заменить третьей, у ко­торой:

 

 

 

то совместные звучания первой и третьей струн будут давать биения: 400 и 410 гц, 800 и 820 гц, 1200 и 1230 гц. Частота биений — 10, 20 и 30 гц. Октава разрушена, и получился диссонанс, который наше ухо воспримет как неприятное завывание.

Изучение интервалов, которые дают лучшие консонансы, привело к образованию звуко­вой гаммы, где отношение частот строго опре­делено. Существует много разновидностей гамм, у большинства из них отношение частот легко изобразить как восходящий или нисходящий ряд, как арифметическую пропорцию. Напри­мер, мажорная, или диатоническая, гамма включает тоны, частоты которых относятся как

 

 

Звук, частота которого 65 гц, называют до большой октавы. Впрочем, в некоторых странах частота до другая, но ненамного отличается от 65 гц. Если мы, например, будем считать, что частота до большой октавы 64 гц, то у до малой октавы частота будет 128 гц, а у до пер­вой октавы — 256 гц.

Если принять до первой октавы за основной тон, то частоты остальных шести тонов диатони­ческой гаммы легко высчитать:

 

 

 

Эти частоты колебаний соответствуют про­извольно определенной частоте для до боль­шой октавы — 64 гц. На практике рассчиты­вают тоны диатонической гаммы по частоте колебаний ля первой октавы. До недавнего времени частоту для этого ля определяли в 435 гц. Теперь принято считать ля первой октавы звуком с частотой 440 гц.Этот звук можно услышать по радио, когда передают сигналы для настройки музыкальных инстру­ментов. Впрочем, для музыки важно не точ­ное количество колебаний для того или иного звука, а соотношение частот, т. е. величина интервала.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ