. Метацентр
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Метацентр

Метацентр

Мы установили, что при крене корабля центр давления смещается от осевой линии в ту же сто­рону. При этом обычно возникает пара сил, ко­торая стремится вернуть корабль в положение равновесия. Удастся или не удастся этим силам выровнять корабль, зависит от многих причин: от формы корабля, от того, как он нагружен и какой крен он сделал. Если трюм корабля пра­вильно нагружен и борта его достаточно высоки. то даже большой крен кораблю не страшен. Когда же основная масса груза расположена на палубе, а трюм почти пустой, даже неболь­шой крен может стать причиной гибели судна.

Точка М, в которой выталкивающая сила пересекается с осью корабля, называется ме­тацентром. Если метацентр расположен выше центра тяжести судна — корабль устойчив, ес­ли ниже — неустойчив.

На рисунке 10 слева изо­бражен крен судна с правильно нагруженным трюмом. Центр тяжести корабля находится сравнительно близко от киля и расположен ниже метацентра. Справа на том же рисунке — крен судна с перегруженной палубой и пустым трюмом. Центр тяжести судна находится срав­нительно ближе к палубе и расположен выше метацентра. В этом случае сила тяжести и вытал­кивающая сила опрокидывают корабль. Чем выше метацентр над центром тяжести, тем большей остойчивостью обладает судно.

В наше время только сошедший с ума ка­питан может загрузить свое судно так, что центр тяжести окажется выше метацентра. Тя­желые грузы помещают в нижнюю часть трю­ма, а легкие — в верхнюю и на палубу.

Трюмы грузовых судов, идущих порожняком, иногда специально загружают балластом, чтобы метацентр был.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ