. Проблемы будущего
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Проблемы будущего

Проблемы будущего

Никто не может предсказать, когда именно нога человека ступит на поверхность Луны, Венеры, Марса. Однако многие научно-техни­ческие проблемы, связанные с подготовкой и проведением таких полетов, уже сейчас ожив­ленно обсуждаются учеными.

Прежде всего обсуждается проблема топ­лива. Если бы было можно увеличить его кало­рийность в 2—3 раза, то уже существующие ракеты с экипажем смогли бы облететь Луну и вернуться на Землю. Увеличение калорийно­сти топлива еще в несколько раз позволило бы совершить такие же полеты к Венере и Марсу.

На этом, по всей вероятности, и кончаются возможности химического топлива. Во-первых, никакие ухищрения не позволяют безгранично увеличивать его калорийность, т. е. запас хими­ческой энергии. Во-вторых, любое химическое топливо занимает много места, оно слишком тяжело и часто таит в себе опасность взрыва.

Чем дальше рейс, тем больше, а значит, и тяжелее должен быть космический корабль: тем больше кислорода, воды и пищи он должен нести в себе, тем больше должны быть источ­ники электропитания. При той скорости, кото­рую может развить ракета на химическом топ­ливе, продолжительность полета к Луне и обратно не превысит 2—3 недель, а полеты к Венере и Марсу продлятся минимум 1—2 года. Полеты к большим планетам, Юпитеру или Сатурну, заняли бы десятилетия.

Ясно, что здесь нужны принципиально новые решения. Наука и техника уже вплотную подошли к созданию таких ракетных двига­телей, которые при гораздо меньшем размере и весе будут развивать невиданную еще ско­рость. В первую очередь это атомные, плаз­менные и ионные двигатели. Не вдаваясь в детали, скажем только, что с помощью таких ракетных систем можно будет отправлять в по­лет к планетам космические корабли, весящие многие десятки тонн, и развивать скорость до 100 км/сек. Впервые в мире плазменные двигатели были применены на советской автомати­ческой космической станции «Зонд-2». Они были включены в систему ориентации этой ракеты и успешно прошли испытания в космосе.

Из других проблем космонавтики уже сейчас встает перед учеными и инженерами проблема ориентировки в космическом прост­ранстве. Опыт посылки автоматических меж­планетных станций говорит, что для точного полета нужно иметь возможность один или несколько раз подправить ракету на кос­мической трассе.

Но в какую сторону и на сколько градусов нужно изменить направление полета? На сколько метров в секунду нужно ускорить или затормозить полет? Все летательные аппараты, трассы которых пролегают вблизи Земли, ори­ентируются по видимым точкам или радиоориентирам, расположенным на ее поверхности. Все полеты в космосе до сих пор также коррек­тировались с Земли с помощью разветвленной сети наблюдательных станций. Эти станции передавали свои наблюдения в счетно-вычисли­тельный центр, там определялись поправки, которые и посылались на летящую ракету.

Но чем дальше от Земли пролегают трассы космических кораблей, тем труднее следить за ними и тем менее надежна с ними связь. Значит, автоматы или сами космонавты должны ориентироваться по звездам, находить свое место в космическом пространстве и вычис­лять поправки своей траектории. Они долж­ны знать точное расстояние от Солнца, от Зем­ли и от планеты назначения, иметь прибо­ры, показывающие скорость и количество пройденных километров, акселерометры, авто­матически фиксирующие примененные ускоре­ния, они должны знать точное направление своего движения. Одна из важнейших задач космонавтики — создать этот комплекс при­боров, а также компактные и надежные элек­тронно-вычислительные машины, способные быстро обрабатывать показания приборов.

Не менее сложно обеспечить космонавтов пищей, водой, кислородом, сконструировать скафандры, приспособленные как к жаре и плот­ной атмосфере Венеры, так и к разреженному и холодному воздуху Марса. Десятки проб­лем встают перед наукой, разрабатывающей будущие полеты в космос.

 
ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ