. За бортом комического корабля
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

За бортом комического корабля

За бортом комического корабля

Выделяя основные вехи освоения космоса человеком, многие ученые в один ряд с запу­ском первого советского спутника и полетом Ю. А Гагарина ставят выход человека из ка­бины корабля в космическое пространство. Этот эксперимент подтвердил, что стало воз­можным активное пребывание человека в от­крытом космосе — пересадка с корабля на ко­рабль, монтажные работы при сборке лабора­торий и орбитальных станций и, конечно, вы­ход на поверхность других планет и Луны. Человек перестал быть пленником космической ракеты.

Этот замечательный полет начался 18 марта 1965 г. Двухместный космический корабль «Восход-2» вышел на орбиту вокруг Земли, имея задание провести новый эксперимент — выход человека из корабля в космическое про­странство. Командир корабля Павел Иванович Беляев и летчик-космонавт Алексей Архипо­вич Леонов прошли специальную тренировку, до автоматизма отработали взаимодействие друг с другом, особенно на самых ответствен­ных этапах — в момент выхода в космос и воз­вращения обратно в корабль.

Выход космонавта похож на выход водо­лаза из подводной лодки. Сначала человек, одев скафандр, из основного отсека переходит во вспомогательную камеру — шлюз — и за­крывает входной люк. В подводной лодке после этого в шлюз постепенно напускают воду, а в космосе — выпускают, «стравливают» воздух, т. е. образуют в шлюзе вакуум. И в том и в дру­гом случае шлюз заполняется той средой, кото­рая окружает корабль. Выровняв давление, можно открывать выходной люк шлюза. Когда «Восход-2», совершая второй виток, пролетал на высоте 460 км над Черным морем, Леонов вошел в шлюз. Конечно, космонавт чувствует себя иначе, чем моряк в подводной лодке. Леонов не вошел, а, паря в невесомости, «вплыл» в шлюзовую камеру. Дав давление в скафандр, космонавт проверил его герметичность и подачу кислорода. Затем он проверил положение светофильтра на гермошлеме. Это было необ­ходимо: когда командир корабля открыл крышку выходного люка, ослепительно яркий солнечный свет заполнил камеру.

Выбравшись из люка, Леонов легким толч­ком отделился от корабля и плавно отплыл в сторону на длину троса-фала, соединявшего его с кораблем. Медленно вращаясь, человек, впервые оказавшийся лицом к лицу с беско­нечной Вселенной, с восторгом осматривался вокруг. Как и предсказывали ученые, как мно­гократно описывали писатели-фантасты, яркое солнце и немигающие звезды сияли на «фоне темно-фиолетового с переходом в бархатную черноту бездонного неба...». Космонавт отчетли­во различал очертания Крымского побережья, голубую линию Волги, хребет Урала, Обь, Енисей — огромная красочная карта нашей планеты медленно открывалась его взору.

Выполняя программу, Леонов совершал различные эволюции: разбросав руки, парил в космосе, подтягивался за трос к кораблю и отталкивался от него.

Перед возвращением на корабль космонавт снял с кронштейна киноаппарат, намотал на руку фал и вошел в шлюз. Командир закрыл люк, выровнял давление в шлюзе и кабине, и Леонов снова оказался в своем кресле.

Какие же основные физические особенности пребывания в космосе удалось наблюдать в этом полете?

Два небесных тела — корабль и человек — это такая же планетная система, как, напри­мер, Земля — Луна, и так же подчиняются законам космической механики. Они движутся по своим орбитам, вращаясь вокруг общего центра масс. Этот центр всегда остается на ор­бите, предназначенной кораблю. Но массы ко­рабля и человека сравнительно ненамного от­личаются друг от друга, значительно менее, чем, скажем, Земля и Луна. Поэтому, когда космонавт отталкивался от корабля, было заметно, что и корабль «отталкивается» от космонавта — любое перемещение Леонова вы­зывало соответствующее перемещение корабля. Леонов, рассказывая о своих впечатлениях, подчеркивал, что очень заметно ощущение упругости при отталкивании от корабля — при толчке космонавт чувствует, как весь корабль мягко отходит в противоположную сто­рону.

Интересно также, что при малейшем сме­щении направления силы толчка космонавт начинал вращаться вокруг своей собственной оси. Остановить вращение какими-либо дви­жениями невозможно, так как для этого нуж­но от чего-то оттолкнуться, куда-то приложить силу, а точки опоры нет. Единственный вы­ход — использовать реактивную силу. В буду­щем для стабилизации своего положения вне корабля космонавтам, очевидно, придется при­бегать к крошечным реактивным двигателям, или, как пишут фантасты, к реактивным писто­летам.

При перемещениях в невесомости крайне необходимо соразмерять и силу толчков. Вот что, например, рассказал Леонов: «Я довольно энергично подтянулся за фал и был вынуж­ден руками обороняться от начавшего стреми­тельно надвигаться на меня корабля. Прежде всего подумал о том, как бы не удариться иллюминатором гермошлема о корабль. Но, подлетев к шлюзу, я самортизировал удар ру­ками. Это оказалось очень легко сделать...»

Командир все время наблюдал за действи­ями Леонова с помощью телевизора, вел с ним телефонный разговор по проводам, проложен­ным в фале, по приборам в кабине контроли­ровал пульс, дыхание и работу системы жизне­обеспечения. Кроме того, все прикосновения к внешней оболочке корабля хорошо прослу­шивались внутри. Это использовалось как своеобразная дополнительная система звуко­вого контроля. Звук в космическом вакууме не распространяется, но каждое прикоснове­ние к обшивке корабля отчетливо слышно внутри его, В случае необходимости коман­дир мог прийти на помощь космонавту, нахо­дившемуся за бортом корабля.

За выходом Леонова в космос следила вся страна. Телевизионная камера, установленная на внешней поверхности корабля, позволила миллионам людей стать свидетелями косми­ческого подвига. Автоматическая кинокамера вела съемку непосредственно в космосе.

Очень интересно было проверить, можно ли работать за бортом корабля, ведь в буду­щем предстоят огромные монтажные работы. Леонов подтверждает, что работать в космосе можно: он намотал на руку фал, убрал крышку с объектива киноаппарата, перед возвраще­нием сам снял киноаппарат со стойки и т. п.

Но он отметил, что двигаться и работать в надутом воздухом скафандре трудно. В частности, войти обратно в люк оказалось не таким уж легким делом. Прогулка в космос потре­бовала значительных физических усилий.

Многих интересует так называемая метео­ритная опасность. Ведь Леонов вышел в кос­мос в легком скафандре, а не в рыцарских доспехах. Степень опасности не так уж велика. Подсчитано, что, если стальная броня кораб­ля равна 1,3 мм, один поражающий удар ме­теорита может происходить в среднем в каждые 180 лет. Однако метеоритная опасность увели­чивается, если уменьшается толщина защиты.

Поэтому, прежде чем выпустить в космос человека, одетого в легкий скафандр, нужно было детально изучить действие мельчайших метеоритных тел и выбрать соответствующий материал для скафандра. Общая масса микро­частиц, падающих каждую секунду на космо­навта, равна всего стомиллиардной доле грам­ма. Такая бомбардировка, конечно, не опасна. Наши ученые создали условия, при которых кратковременный выход в космос не опаснее городской автомобильной поездки. Гораздо серьезнее радиационная опасность.

Орбиты космических кораблей пока пролегают ниже земных поясов радиации, и за неделю полета доза облучения (около половины рент­гена) не превышает допустимую норму. Однако при ядерных взрывах на Солнце — хромосферных вспышках — космонавт и вблизи Земли может получить смертельную дозу облучения. Например, при одной из мощных вспышек, отмеченных в феврале 1956 г., космонавт полу­чил бы дозу радиации около 10 000 рентген, что в десятки раз превышает смертельную дозу.

Однако, находясь внутри корабля со стальной стенкой, например, в 18 мм, космонавт полу­чил бы около 100 рентген, что не смертельно, но значительно выше допустимой нормы.

Чтобы исключить вероятность чрезмерных облучений, советские ученые разработали ме­тоды заблаговременного прогнозирования хромосферных вспышек на Солнце, и это значи­тельно увеличило безопасность полетов.

Через несколько дней после знаменатель­ного полета корабля «Восход-2» мир узнал о значительном успехе американских космо­навтов Гриссома и Янга. Американским уче­ным впервые удалось осуществить полет двух­местного корабля, который, сделав 3 витка вокруг Земли, благополучно приводнился в Атлантическом океане.

Через некоторое время после выхода в от­крытый космос нашего космонавта Леонова, такой же эксперимент удалось повторить и американцам. 3 июня 1965 г. после трех обо­ротов вокруг Земли американские космонавты Джеймс Макдиватт и Эдвард Уайт, стартовав­шие на космическом корабле «Джеминай-IV», открыли люк и Уайт вышел в космос.

По разработанной ранее программе косми­ческих исследований в этом полете планиро­валась только разгерметизация кабины — наме­чалось открыть люк, проверить действие всех устройств в разреженном пространстве и снова закрыть люк. Но успешный выход Леонова рассеял все опасения и позволил сократить программу.

Так же, как и советский космонавт, Уайт был соединен с кораблем гибким фалом дли­ной в 7,6 м и пробыл в космосе около 20 минут. В открытом пространстве Уайт мог переме­щаться с помощью реактивного пистолета, которым авторы научно-фантастических рома­нов обычно снабжают космонавтов, ведущих работу в космосе. Пистолет — это маленький реактивный двигатель, в двух баллонах кото­рого размещено «горючее» — сжатый кисло­род. Открывая клапан, Уайт выпускал струю газа в то или иное сопло и перемещался вме­сте с пистолетом в сторону, противоположную струе. Уайт отметил, что он очень быстро освоил пистолет и свободно управлял положе­нием своего тела.

Сжатый газ в пистолете американского кос­монавта быстро кончился (его было всего 600 г), и большую часть времени, проведенного в кос­мосе, Уайт перемещался, подтягиваясь за фал.

Макдиватт и Уайт получили для полета весьма обширную программу, но значитель­ную часть ее выполнить не удалось из-за непо­ладок и неожиданных препятствий. Не удалось выйти на втором витке, не удалось сблизиться с последней ступенью ракеты, не удалось спла­нировать при входе в атмосферу Земли, и пере­грузки доходили до 8 вместо 4—5 g.

Во время полета космонавты пережили несколько неприятных минут. После возвра­щения Уайта в корабль долго не удавалось закрыть люк. Только через 25 минут удалось с этим справиться. От повторного открывания лю­ка на следующем витке пришлось отказаться.

Готовясь к выполнению своей программы полета к Луне, американцы 21 августа 1965 г. вывели в космос корабль топ же серии «Джеминай-V». Космонавты Купер и Конрад 8 суток пробыли в космосе, проверяя работу различ­ных устройств корабля, проводя научные и технические эксперименты и измерения. Не­поладки в электропитании корабля чуть не прервали этот длительный полет.

Купер и Конрад наблюдали из космоса тропический шторм, разыгравшийся в Тихом океане. Они разглядели авианосец и эсминец, шедшие в один из американских портов на побережье Атлантического океана. По поруче­нию военного министерства они наблюдали и фотографировали запуск баллистической ра­кеты и провели серию других наблюдений.

Длительность полета — 8 суток — была запланирована не случайно. Это примерно тот срок, который необходим для первого путе­шествия человека на Луну и обратно. Полет показал, что современный космический корабль с людьми может находиться в космосе длитель­ное время.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ