. Возникновение математики как науки. Построение первых математических теорий
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Возникновение математики как науки. Построение первых математических теорий

Возникновение математики как науки. Построение первых математических теорий (математика древней Греции)

VI в. до н. э. — систематическое введение логиче­ских доказательств, явившееся переломным моментом в развитии математики. В Пифагорейской научной школе было начато построение геометрии как отвле­ченной науки, истины которой выводятся из немногих исходных аксиом с помощью доказательств. К пифа­горейцам восходят первые математические теории: пла­ниметрия прямолинейных фигур (включая строгое до­казательство знаменитой теоремы Пифагора) и элемен­ты теории чисел (введение понятий простого числа, взаимно простых чисел, исследование теории делимо­сти, построения совершенных чисел). В этой же школе были открыты четыре из пяти правильных тел: куб, тетраэдр, октаэдр и додекаэдр.

V в. до н. э.—в Пифагорейской школе сделано ве­личайшее открытие о несоизмеримости стороны квад­рата и его диагонали. Оно показало, что рациональных чисел (т. е. целых чисел и дробей) недостаточно для из­мерения геометрических величин и обоснования учения о подобии. Благодаря этому открытию возникла необ­ходимость создания теории отношений как соизмери­мых, так и несоизмеримых геометрических величин.

V в. до н. э. (вторая половина) — создана так на­зываемая геометрическая алгебра, которая давала возможность в общем виде решать задачи, сводя­щиеся к квадратному уравнению или последователь­ности таких уравнений, чисто геометрически, с по­мощью циркуля и линейки. Геометрическая алгебра играла в античной математике роль нашей буквен­ной алгебры, но аппарат ее был гораздо менее удобен.

В это же время были сформулированы три знаме­нитые задачи древности: 1) удвоение куба (построить куб, имеющий объем в два раза больший данного), 2) трисекция угла (разделить произвольный угол на три равные части) и 3) квадратура круга (построить квадрат, равновеликий данному кругу). Все эти по­строения, как было доказано в XIX в., невозможны с помощью циркуля и линейки. Древние использовали для их решения новые кривые: конические сечения (эллипс, гиперболу и параболу) и квадратрису (первую трансцендентную кривую).

В поисках квадратуры круга Гиппократ Хиосский открыл квадрируемые луночки (получившие название гиппократовых), т. е. фигуры, ограниченные дугами окружностей, для которых можно построить равнове­ликие им квадраты.

В конце V в. Гиппократ составил первые «Нача­ла» — систематическое изложение основ математики своего времени. Труд этот до нас не дошел.

IV в. до н. э. (первая половина) — афинский мате­матик Теэтет предпринял исследование алгебраических иррациональностей и начал классификацию их. Он определил простейшие классы квадратичных иррацио­нальностей, такие, как

 

 

 

которые были впо­следствии описаны в «Началах» Евклида. Он показал также, что

 

  иррационален, если а не является кубом.

IV в. до н. э. (середина) — великий математик и астроном древности Евдокс из Книда создает общую теорию отношений для любых однородных величин (как соизмеримых, так и несоизмеримых). Эта теория совпа­дает по существу с теорией действительных чисел, пред­ложенной в конце XIX в. Р. Дедекиндом. Для определе­ния площадей и объемов Евдокс разработал так назы­ваемый метод исчерпывания. В основе обе­их теорий лежало общее учение о величинах. Величины определялись аксиоматически, причем впервые была сформулирована важнейшая аксиома, известная ныне под названием аксиомы Архимеда: если а>b, то можно повторить b столько раз, что nb>а. С помощью новых методов Евдокс впервые доказал, что ко­нус равновелик 1/3 цилиндра, имеющего одинаковые с ним основания и высоту, а пирамида равновелика 1/3 соответствующей призмы. Он доказал также, что площа­ди двух кругов относятся как квадраты их диаметров.

300 г. до н. э.—Евклид создает свои «Начала», в ко­торых подводит итог всему предшествующему развитию античной математики. Метод изложения «Начал» полу­чил название дедуктивного и стал образцом для построе­ния математической теории. В «Началах» не только впервые систематически излагалась геометрия, но и элементы теории чисел, алгебры, теория отношений и метод исчерпывания. Здесь формулировался алго­ритм Евклида для нахождения наибольшего общего де­лителя двух чисел, доказывалось, что произведение двух простых чисел pq не может делиться ни на какое третье простое число, а также устанавливалось, что простых чисел бесконечно много. В «Началах» впервые встречается строгий вывод формулы суммы конечного числа членов геометрической прогрессии и показывается, что существует только пять правильных тел: куб, тет­раэдр, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр — и никаких дру­гих правильных тел нет.

III в. до н. э. — Архимед разрабатывает методы нахождения площадей и объемов, а также методы опре­деления касательных и наибольших и наименьших зна­чений величин, которые он применил для решения проблем статики, гидростатики и теории равновесия пла­вающих тел (см. стр. 472—474). Методы Архимеда легли в основу дифференциального и интегрального исчи­сления, созданного в XVII в.

III—II вв. до н. э. — Аполлоний систематически и всесторонне исследует конические сечения, раз­вивая методы как аналитической, так и проектив­ной геометрии. Его книги о конических сечениях послужили основой для создания аналитической ге­ометрии Р. Декартом и П. Ферма (XVII в.), проектив­ной геометрии Б. Паскалем и Ж. Дезаргом (XVII в.), а также явились математическим аппаратом при иссле­дованиях по механике и астрономии И. Кеплера, Г. Га­лилея и И. Ньютона.

I—II вв. н. э. — широкое развитие вычислительно-алгебраических методов в античной математике.

I в. (конец) — Менелай создает систематический курс сферической геометрии, построенный по образ­цу «Начал» Евклида, и развивает сферическую триго­нометрию.

Во II в. Птолемей в своих астрономических трудах излагает плоскую и сферическую тригонометрию; он выводит формулу, равносильную

sin (α±β)=sinαcosβ±cosαsinβ,

и составляет подробные таблицы хорд (вместо линии синуса древние рассматривали всю хорду). В таблицах Птолемей употреблял символ для обозначения пропу­щенного шестидесятеричного разряда. Возможно, что этот символ и явился прообразом нуля.

III в. н. э. — Диофант Александрийский, послед­ний великий математик древности, пишет «Арифмети­ку», в которой формулирует общие правила алгебры: правило переноса членов из одной части уравнения в другую и правило приведения подобных членов, а также правило умножения многочлена на многочлен, причем отмечает, что «вычитаемое на вычитаемое дает слагае­мое». В этой книге впервые в истории науки вводится алгебраическая символика для обозначения неизвест­ного и первых его положительных и отрицательных сте­пеней вплоть до шестой, а также для равенства и вычи­тания. Диофант развивает учение о решении неопре­деленных уравнений с целыми коэффициентами в целых или рациональных числах. Эти уравнения получили в современной математике название диофантовых.

Летопись знаменательных дат развития математики

Зарождение математики

Возникновение математики как науки

Математика стран Дальнего, Среднего и Ближнего Востока

Математика европейского средневековья и эпохи Возрождения

Период математики переменных величин (ХVII-XVIII вв.)

Период современной математики (XIX-XX вв.)

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ