.
Меню сайта
|
Простейшие работы из глины (пластилина)Простейшие работы из глины (пластилина)Прежде чем начинать работу, надо научить детей разминать глину (пластилин), делать из нее шарики, палочки, лепешки, чечевицеобразные диски малого размера и другие несложные фигуры. Затем можно перейти к лепке овощей и фруктов. Лучше делать это с натуры, но если в классе нет свежих овощей и фруктов, нет и макетов их, то можно лепить по рисунку, рассказу учителя, по памяти. Надо, чтобы учащиеся в процессе лепки хорошо усвоили форму, цвет, назначение той или иной детали (рис. 27). На уроках лепки можно предложить детям изготовить из пластилина или глины домино (рис, 28). Делается оно следующим способом. Из глины или пластилина раскатывают колбаску толщиной 1,5—2 см, затем ее расплющивают в ленту толщиной 4—5 мм и деревянной стекой или ребром линейки разрезают на равные прямоугольники каждый по 4—5 см длины, Легким нажимом ребром линейки каждый прямоугольник делят поперечной чертой-вмятиной на две половины После этого спичкой или палочкой на каждой половинке прямоугольника делают определенное количество вмятин-глазков как в обычном домино. Если домино делают из глины, то его можно после просушки покрасить красками в разные цвета. При изготовлении домино с приобретением трудового навыка по лепке школьники также тренируются в умении считать. После лепки овощей, фруктов, домино и т. п. можно переходить к лепке фигур зверей, птиц, рыб (рис. 29, 30). Перед началом лепки различных фигур дети должны получить представление о форме тела животного. Лучше это сделать по натуре (живой или чучелу, школьному экспонату птиц, животных, рыб). Если же такой нет, можно воспользоваться рисунком. Эти первые занятия надо как можно больше насыщать показом, с тем чтобы дети приучались видеть вещи, над созданием которых они собираются работать. Дети обычно стремятся как можно быстрее перейти к лепке фигур человечков, поэтому, как только они освоят лепку простейших фигур животных, можно переходить к лепке человечков. Предварительно надо познакомить ребят с формой человеческого тела. Из глины или пластилина делают шарик и слегка раскатывают его. Это будет туловище человечка. Затем делают шарик поменьше — это будет голова. В нем можно проделать отверстия — глаза, рот. Из маленького кусочка глины делают нос (пусть дети сами определяют, какой нос они будут делать: курносый или острый, а может быть, сделают нос Буратино). Обязательно надо сделать на голове человечка волосы. Их можно сделать так: либо нанести на голову царапины, либо раскатать из глины тонкую лепешку, разрезать ее на узкие полоски и эти полоски налепить на голову. Если работа проводится не с глиной, а с пластилином, то для изготовления волос можно использовать пластилин другого цвета. В таком случае у человечка волосы могут быть рыжего, русого, черного цвета. Когда голо за будет готова, ее надо прикрепить к туловищу. Можно ее прилепить к туловищу с помощью кусочка глины — шеи, а можно сделать шею в виде соединительной палочки из прутика. Затем делают руки и ноги. Раскатав из глины четыре колбаски соответствующей длины и толщины, две из них используют для рук. Они должны быть немного тоньше и короче, чем колбаски для ног. К палочкам-рукам можно приделать кисти—два маленьких шарика или лепешки толщиной 1 — 1,5 мм. Руки присоединяют к туловищу (в том положении, в каком должны быть по замыслу). Начинают делать ноги. Ступни с башмачками можно сделать любой формы. Хорошо, если дети сами придумают форму обуви для своих фигурок. Придумают и сделают. Ступни ног в обуви прилепляют к колбаскам-ногам, а ноги к туловищу в нужном положении. Теперь фигурку надо установить на подставке. Подставку можно сделать из глины же или из какого-нибудь материала с шершавой поверхностью, к которому бы глина (пластилин) хорошо прилепилась. ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В I КЛАССЕ
|
ПОИСК
Block title
|