.
Меню сайта
|
Игры для детей 6-7 летИгры для детей 6-7 летИгры для ознакомления детей 6-7 лет с овощами и фруктами Игры для ознакомления детей 6-7 лет с комнатными растениями Игры для ознакомления детей 6-7 лет с деревьями и кустарниками Организуя игры старших дошкольников с природным материалом, особое внимание следует обратить на умение детей пользоваться общепринятой терминологией при определении характерных свойств, качеств, признаков растений. Детей 5—7 лет нужно учить более полно и точно описывать наблюдаемые растения. Перед детьми 5—7 лет необходимо ставить более сложные дидактические задачи, требующие умения выделять отдельные части растений, сравнивать их, объединять похожие, устанавливать последовательность изменений по мере роста и развития. Какие задачи решают в процессе дидактических игр со старшими дошкольниками (старшая и подготовительная к школе группы)?
Данные задачи требуют от детей знания внешнего вида частей растения, например листьев и плодов (семян), надземных и подземных частей растений.
Дети старшего дошкольного возраста должны знать с комнатных растениях следующее:
4. Происхождение (родина) некоторых растений, зависимость внешнего вида от места произрастания (кактус и др.). Старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации. Помогут научать их этому сюжетные дидактические игры, игровыми действиями которых становится изображение сюжетно-ролевых отношений, а содержание отражает жизнь природы, труд человека в ней. Именно такие игры следует проводить с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Чтобы решить поставленные в них задачи, дети должны обладать довольно высоким уровнем знаний о природе, уметь решать одновременно несколько дидактических задач. Важное место в таких играх занимает сюжет. Он делает познавательную задачу более увлекательной, а это в свою очередь повышает умственную активность и самостоятельность детей при достижении поставленной перед ними цели. Сюжетная игра отражает определенную жизненную ситуацию, ее воссоздание в ином плане побуждает детей мобилизовать знания, применить их для решения игровой и дидактической задачи. Чем интереснее ситуация, чем больше она захватывает ребенка, тем выше его умственная и творческая активность, тем лучше усваиваются знания. Причем энергичнее, самостоятельнее становятся не только исполнители отдельных ролей, но и все дети, следящие за ходом игры и контролирующие правильность выполнения задания. Некоторые сюжетные игры можно объединить в серии, связанные определенной темой. При этом нужно учитывать намеченное программное содержание, а также то, что проведение серии игр должно быть связано с такими закономерностями жизни природы, которые доступны пониманию детей дошкольного возраста. В пособии представлены серии игр, объединенных общим содержанием знаний. Так, в серию игр с овощами. и фруктами включены игры, отражающие последовательное углубление знаний ребят о выращивании растений, их хранении, о переработке и использовании. При выполнении разнообразных ролей усложняются и дидактические задачи. Вот как, например, в серии игр отражается приобретение новых знаний об овощах и фруктах. Сначала проводится игра «магазин «Семена». Дети различают и называют семена разных овощей, описывают способы их посева в зависимости от величины. Затем в игре-драматизации «Съедобное — несъедобное» дошкольники уточняют, какие части овощных культур человек использует в пищу. В играх «Овощехранилище» и «Консервный завод» определяют спелость овощей и фруктов по хорошо заметным признакам (окраска, величина, плотность) и решают, в каком виде и где запасать их на зиму. И наконец, детям предлагают игру «магазин «Овощи — фрукты», в ходе которой уточняют, как овощи и фрукты попадают к покупателю. В некоторые сюжетные дидактические игры с природным материалом можно включить сразу несколько задач в зависимости от содержания, наличия в игре определенного количества ролей. Задачи эти могут быть самыми разнообразными: от наиболее простых до более сложных. Так, например, во многих играх обязательно требуется узнать и описать растения, их части по внешним признакам. Но при этом опираться надо уже не на слово-название, как в младшей и средней группах, а на описание предмета, перечисление его характерных признаков и свойств. Узнавание и называние усложняется также новым материалом для игр. Например, в игре «магазин «Семена» предлагается узнать и назвать растение по малознакомому материалу — семенам овощей и цветов. Дети, конечно, часто видят их, но обычно не обращают внимания на то, есть ли они у растений, и часто, не знают их назначения. Задания могут быть и более сложными. Например, на основе внешних признаков требуется установить качественное состояние предмета, связать изменения внешних качеств с внутренними и на этой основе делать умозаключения, выводы. Так, определяя степень зрелости, нужно учитывать при этом разнообразные внешние признаки созревания у разных овощей и фруктов: у одних ярко выражены изменения в окраске, у других в величине, плотности и т. п. Исходя из таких наблюдений, ребенок должен сгруппировать овощи и фрукты по степени зрелости, продумать, как их лучше использовать, переработать. Еще большей подготовки требует от дошкольников задание сгруппировать предметы, не опираясь на их внешние признаки, так как они могут подсказать варианты объединения растений в группы (по месту произрастания, способам хранения, по использованию в быту). Все эти сложные умственные операции дети производят, выполняя игровые задания. Некоторые из этих заданий повторяются в нескольких играх, немного изменяясь. Чтобы у детей не пропал интерес к одним и тем же действиям, надо придумывать новые интересные ситуации, цели, роли. Например, задание на группировку овощей и фруктов, семян овощей и цветов потребовало ввести новую роль — директора магазина. Он должен подготовить магазин к работе так, чтобы в овощном отделе можно было купить овощи и продукты, приготовленные из них, во фруктовом — фрукты свежие и сушеные, варенья, соки. В магазине «Семена» надо подготовить два отдела: «семена цветов» и «семена овощей». Задача на группировку включается не только при выполнении роли директора. Например, каждый покупатель в игре «магазин «Овощи — фрукты» прежде должен назвать отдел (овощной, фруктовый), а потом описать, что он хочет купить. В игре «магазин «Семена» покупатель называет свою специальность («огородник», «цветовод») и только затем выбирает и описывает нужные семена. В связи с усложнением дидактических задач в играх старших дошкольников возрастает и роль воспитателя в игре. Он должен постоянно контролировать то, как дети выполняют свои роли, тактично направлять игру, подсказывать в случаях затруднения. Но, помогая выполнить задание, он ни в коем случае не должен делать что-либо за них сам, лишать детей инициативы. Например, если дети затрудняются в группировке овощей, можно задать дополнительный вопрос: «Где растет?» Попутно уточнить, что овощи растут на грядках, фрукты — в саду на деревьях, кустах. После такого уточнения дети легко справятся с заданием. Сгруппировать предметы, по способу хранения помогают вопросы, уточняющие и активизирующие знания детей: «Помидоры красные долго лежат и не портятся? А огурцы? А свекла?» Составляя вопросы, воспитатель опирается на имеющиеся у детей знания, полученные в быту: «Какие огурцы бывают зимой? Какую капусту едим зимой?» Иногда хорошо использовать зрительный контроль. Например, чтобы дети могли правильно сгруппировать семена, на обороте каждой коробочки с семенами надо поместить изображение соответствующего растения или его части, знакомой ребятам (цветы, плоды). Это поможет выделить семена отдельных растений, а потом решить вопрос, где они растут. Выполнение игровых задач требует от детей умения делать выводы, умозаключения. Чтобы проверить их правильность, воспитатель предлагает детям мотивировать свои решения, действия. Таким образом дошкольники усваивают правильность построения доказательств. Например, при проведении игры «Съедобное — несъедобное» (по сказке «Мужик и медведь») дети старшей группы предложили для посадки мужику фруктовые деревья, чтобы он взял себе «вершки». Воспитатель вопросом «Что на следующий год вырастет?» и «Что медведь себе попросит?» подводит детей к выводу, что сад сажать нельзя: медведь узнает что яблоки вкусные, и будет все время себе просить «вершки». Надо сказать детям о том, что в этой игре деревья лучше не сажать, ведь они растут долго. Мотивация действий, решений подводит детей к более осознанному выполнению игровых заданий. Перед игрой с детьми старших групп хорошо провести беседу, чтобы выяснить и уточнить знания, необходимые для данной игры. Это поможет детям понять игровое задание к более осознанно его выполнить. Дети подготовительной к школе группы уже много знают о деревьях и кустарниках, комнатных растениях, овощах и фруктах. Но они чаще сталкивались с растениями в основном в весенне-летний и осенний периоды я поэтому хорошо знают листья, цветы, плоды и семена. А вот зимой детям трудно узнать знакомые им деревья к кустарники. Чтобы пополнить знания ребят, надо проводить игры с природным материалом зимой. Но так как в это время года наиболее характерные признаки растений исчезают, надо вернуться к играм с более простыми дидактическими задачами: предлагать детям находить предметы по описанию частей растения и др. Вначале игры проводят на участке группы: здесь детям легче будет узнать растения или вспомнить, где какие растут деревья, с которыми они познакомились летом. Постепенно игры организуют во время экскурсии за пределами детского сада, чтобы дети научились хорошо различать и узнавать деревья и кустарники. При организации дидактических игр с детьми подготовительной к школе группы воспитателю нужно учитывать то, что дети уже не только усваивают в игре новые знания, но и активней, чем раньше, сопоставляют свои успехи с успехами товарищей. Воспитатель может помочь им в этом, усиливая в играх элемент соревнования. Например, ребенку, справившемуся с заданием, вручают фишку — нарисованные на картоне цветы или листья. В конце игры при подведении результатов тому, у кого больше фишек, можно присвоить звание «знатока природы» или какое-либо другое. В начале игры воспитатель может указать детям, что именно надо учитывать при оценке ответов друг друга (качество, полноту ответа, выполнение правил). Все это усилит интерес детей к играм, желание четко выполнять задание. Но, вводя элемент соревнования, надо следить за тем, чтобы дети достигали лучших результатов в честной борьбе, помогали друг другу справиться с заданием. Лучше, если выигрывать будет не один ребенок, а вся команда, чтобы каждый зарабатывал фишки не только для себя, но я ради целой группы детей. Подбирать надо такие игры, где каждый ребенок мог бы проявить себя. После занятия под руководством воспитателя можно предложить ребятам самим организовать знакомую игру. При этом надо напомнить им о бережном отношении к природе указав на то, что, сохраняя растения, они сохраняют красоту любимой полянки, своего края. |
ПОИСК
Block title
|