.
Меню сайта
|
На экране современностьНа экране современностьГлавными застрельщиками современной темы в кино 60-х годов стали молодые режиссеры, кинодраматурги, операторы, артисты. Суровая школа войны и послевоенного строительства воспитала в них гражданский дух, а высокие традиции советского искусства были переданы им мастерами старших поколений. Григорий Чухрай после фильмов «Сорок первый» и «Баллада о солдате» поставил по сценарию Д. Храбровицкого фильм «Чистое небо» (1961), в основе которого трудная судьба летчика, славно воевавшего, но сбитого в бою и попавшего в плен. Бездушие, черствость людей, подменяющих бдительность подозрительностью и патриотизм бюрократизмом, делают жизнь вернувшегося на родину героя бесправной и унизительной. Но с помощью верной и любящей жены он находит в себе силы, гордость, мужество, не теряет веры в Родину, в партию, в народ. Артисты Е. Урбанский и Н. Дробышева создали благородные образы рядовых советских людей. Кинематографический язык фильма изобретателен и свеж. О молодых представителях советского рабочего класса, о новом отношении к труду, дружбе, любви, о трудностях преодоления бытовых пережитков свежо и искренно говорил талантливый Марлен Хуциев в своих фильмах «Весна на Заречной улице» (1956), «Два Федора» (1959), «Мне двадцать лет» (1964). Острые конфликты молодых коммунистов с переродившимися, обюрократившимися людьми развернуты в фильмах В. Басова «Случай на шахте № 8» (1958), «Битва в пути» (1961), «Тишина» (1964). Сложные процессы, происходящие в жизни советской деревни, остро и драматично показаны в фильмах «Простая история» (1960) Ю. Егорова, «Дело было в Пенькове» (1957) С. Ростоцкого, «Отчий дом» (1959) и «Когда деревья были большими» (1961) Л. Кулиджанова, «Председатель» (1965) А. Салтыкова. Во всех этих правдивых и остро проб- лемных фильмах с особой ясностью выступали новые, социалистические черты характеров наших людей, отлично сыгранных артистами М. Ульяновым, Н. Мордюковой, Н. Рыбниковым, В. Шукшиным и многими другими. Пришло новое пополнение и в область кинокомедии. «Карнавальная ночь» (1956) и «Берегись автомобиля» (1966) Э. Рязанова, «Неподдающиеся» (1959) и «Девчата» (1961) Ю. Чулюкина, «Жених с того света» (1958) и «Операция Ы» (1965) Л. Гайдая, «Я шагаю по Москве» (1963) и «Тридцать три» (1965) Г. Данелия — фильмы непохожие, но равно веселые и острые. Боязнь сатиры, робость перед острыми конфликтами еще не совсем изжиты нашими комедиографами, но молодые мастера много сделали для возрождения традиции комедии высокой, смелой, гражданственной. Вместе с молодыми кинематографистами за актуальные темы современности брались и старшие мастера. Фильмы М. Калатозова «Неотправленное письмо» (1960), Ю. Райзмана «А если это любовь?» (1961), С. Герасимова «Люди и звери» (1962), «Журналист» (1967) были встречены с огромным интересом и вызвали •оживленные дискуссии. Особое место в советском киноискусстве заняла картина Михаила Ромма «Девять дней одного года» (1962), посвященная ученым-физикам. Алексей Баталов в роли Гусева показал ученого необычайного таланта и размаха, человека долга и дела, просто, без позы и без мелодраматических жестов жертвующего своей жизнью для научного открытия. Роль его друга Куликова исполнил И. Смоктуновский. Это характер совсем иной, но и он скрывает большой талант, непримиримую принципиальность, преданность дружбе и науке. Атмосфера советского научно-исследовательского центра, новаторских открытий, научных дерзаний, уверенного стремления в будущее передана в фильме Ромма с тонкой наблюдательностью, в острой и новой художественной форме. Большой успех у зрителей имел острый, интересный фильм об «отцах и детях» Юлия Райзмана «Твой современник» (1968). * * * Так в общем горении, общих творческих усилиях художников разных поколений, разных почерков, разных индивидуальностей движется вперед, овладевает новыми и новыми средствами, проникает в новые и новые области действительности могучее и народное искусство — советское кино. Нужно ли повторять, что за 50 лет своего существования советское кино утвердилось в авангарде мирового искусства. Нужно ли повторять, что молодое киноискусство может воссоздать картины природы любых континентов, атмосферу любых исторических эпох, культур, укладов, события любых масштабов, характеры любых народов, классов, профессий, возрастов? Экран может раскрыть и внутренний, духовный мир человека, его сокровенные думы и чувства, его заветные побуждения и мысли. Искусство кино — одно из самых сильных и прекрасных завоеваний человечества XX в. Подобно атомной энергии, космической физике, ракетоплаванию и другим достижениям человеческого гения, киноискусство обладает колоссальной силой, ему принадлежит будущее, И дело славы советских кинематографистов — посвятить могучее молодое искусство борьбе за мир, за человечность, за коммунизм. |
ПОИСК
Block title
|