. Стереокино, Стереофония, Широкий экран
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Стереокино, Стереофония, Широкий экран

Стереокино, Стереофония, Широкий экран

Стереокино

Первые удачные опыты по созданию стереоскопического (объ­емного) изображения были проведены в Германии и США еще в середине 20-х годов. В 1946—1949 гг. было соз­дано несколько советских художест­венных стереоскопических фильмов, однако широкого распространения сте­реокино не получило. Во-первых, про­изводство таких фильмов очень доро­го, а во-вторых, иллюзия объем­ности и того, что действие якобы происходит в пространстве между глазом и экраном, драматического эф­фекта не заключала. Поэтому и в Со­ветском Союзе, и за рубежом развитие стереоскопического кино приостано­вилось.

Стереофония

Большое распространение в кино послевоенных лет получила стерео­фония, т. е. запись звука на не­сколько звуковых дорожек и воспроизведение его через несколько динамиков, расположенных в разных концах зри­тельного зала. Стереофония в сочета­нии с синерамой (огромный полукруглый экран) и другими видами широкого экрана дает значительный эффект, особенно в массовых сценах.

Широкий экран

Еще со времен Люмьера (см. ст. «Синематограф Люмьеров») установи­лись традиционные размеры экрана, построенные на принципе золо­того сечения, т. е. отношения ширины к высоте как 3:2. Такая форма экрана удобна — она позволяет «читать» , т. е. охватывать взглядом, весь кадр сразу, позволяет располагать в кадре и лицо одного человека, и двух бесе­дующих людей, и массовую, много­людную сцену. Эта форма экрана су­ществует как основная и сейчас, за небольшим изменением: кадр на плен­ке стал немного уже, так как понадо­билось место для расположения звуко­вой дорожки, т. е. записи звука. Эту форму экрана переняло и телевидение.

Конкуренция с телевидением заста­вила американские кинокомпании искать новые формы экрана, чтобы сде­лать невозможной демонстрацию кино­фильмов через телевизоры. Экран стал широким, в пропорции 5:2, 4:2. Это нововведение дало художественный эффект: на очень широком экране получается так назы­ваемый эффект присутст­вия. Зритель перестает видеть рамки кинокадра, становится как бы вклю­ченным в кинодействие. Большой эффект дают огромные полукруглые экраны системы синерама и широкоформатная 72-миллиметровая пленка.

Интересно, что разрушение рамок кадра предугадано и теоретически обосновано С. М. Эйзенштейном, кото­рый еще в 1932 г. в статье «Динами­ческий квадрат» мечтал о возможности изменять размер, форму и очертания экрана в зависимости от намерений режиссера, от его идейно-художествен­ного замысла. Пока еще техника не решила проблемы динамического, ме­няющегося экрана, но применение синемаскопа, синерамы, широкоформатной пленки дает большой эффект, особенно при постановке масштабных эпичес­ких кинофильмов.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ