.
Меню сайта
|
СОВЕТСКОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ КИНО. Фильмы конца 40-х-начала 50-х годовСОВЕТСКОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ КИНО. Фильмы конца 40-х-начала 50-х годовПобедоносное окончание Великой Отечественной войны обязывало советских писателей и художников осмыслить всенародный подвиг. В фильмах об Отечественной войне сказалась тенденция к документальности, к изображению действительно происходивших событий, реально существовавших людей. Герои фильмов «Подвиг разведчика» (1947) Б. Барнета, «Повесть о настоящем человеке» (1948) А. Столпера, «Рядовой Александр Матросов» (1948) Л. Лукова и многих других реально существовали и подчас даже были выведены под настоящими именами. Бессмертному подвигу юношей и девушек Краснодона, организовавших сопротивление фашистским оккупантам и погибших геройской смертью, посвятил режиссер Сергей Герасимов (см. ст. «С, А. Герасимов») двухсерийный фильм «Молодая гвардия» (1948, по роману Александра Фадеева). Героические, трагические события рассказаны в этом фильме спокойно, строго, с бытовыми подробностями. Но это не мешало звучать возвышенным, романтическим интонациям, которые особенно сильны в сопровождающей фильм симфонической музыке Д. Шостаковича. Игра тогда еще совсем молодых актеров Н. Мордюковой, И. Макаровой, С. Гурзо, В. Иванова и других сочетала житейскую естественность с поэтической героикой. Стремление к подробному и точному воспроизведению военных дел вызвало к жизни серию больших эпических кинополотен, получивших название художественно-документальных фильмов. В «Третьем ударе» (1948) И. Савченко, «Сталинградской битве» (1949) В. Петрова, «Падение Берлина» (1950) М. Чиаурели воспроизводились огромные решающие сражения. Массовые сцены были поистине масштабны, но индивидуальные образы несколько примитивны, плакатны. Общим недостатком этих картин была недооценка инициативы и таланта отдельных полководцев, не говоря уже о рядовых офицерах и солдатах. Поэтому историческая концепция этих картин была не совсем правильной, а художественная форма страдала некоторым схематизмом. Подобные пороки были свойственны и некоторым фильмам на современную тематику. Бесконфликтность, холодно-торжественный, парадный тон, сглаживание трудностей преобладали в таких фильмах, как «Кавалер Золотой Звезды», «Донецкие шахтеры», «Суд чести» и другие. Правда, выпускались и правдивые и поучительные произведения, но их было очень мало. Это — «Возвращение Василия Бортникова» (1953) В. Пудовкина (см. ст. «В. И. Пудовкин») — о преодолении послевоенной разрухи в деревне, «Сельская учительница» (1947) М. Донского и «Сельский врач» (1952) С. Герасимова — по сценариям Марии Смирновой. Главные роли в этих фильмах исполняли замечательные актрисы В. Марецкая и Т. Макарова. О творчестве советской интеллигенции рассказывали фильмы «Во имя жизни» (1947) И. Хейфица и А. Зархи, «Сказание о земле сибирской» (1948) И. Пырьева и др. Ведущее место в послевоенном кино заняли фильмы биографического жанра. Разработанный мастерами советского кино, этот своеобразный жанр, драматизирующий биографии замечательных людей, имеет большое познавательное и воспитательное значение. Русским флотоводцам Нахимову и Ушакову посвятили свои фильмы В. Пудовкин и М. Ромм. Образы великих ученых Павлова, Мичурина, Пржевальского создали артисты А. Борисов, Г. Белов, С. Папов в фильмах Г. Рошаля, А. Довженко, С. Юткевича. О композиторах Глинке, Мусоргском, Римском-Корсакове рассказали фильмы Г. Александрова и Г. Рошаля. Особую роль биографические фильмы сыграли в республиканских кинематографиях, популяризируя лучшие достижения национальных культур. На Украине И. Савченко поставил трагедийный фильм о Тарасе Шевченко. В Узбекистане К. Ярматов создал кинобиографии Алишера Навои и Авиценны. В Латвии был поставлен фильм о поэте Райнисе, в Грузии — о писателях Гурамишвили и Церетели, в Казахстане — о народных певцах Абае и Джамбуле. Таким образом, киноискусство способствовало объединению национальных культур в единую социалистическую культуру. С конца 40-х годов количество производимых в Советском Союзе фильмов начинает резко падать и к 1952 г. достигает 10—15 в год, т. е. меньше количества киностудий. Этот пе- риод, связанный с идеологическими ошибками культа личности, среди киноработников получил название периода малокартинья. С 1953 г. кинематография начинает понемногу преодолевать идеологические и производственные трудности, растет количество фильмов, а это сразу сказывается и на качестве выпускаемых произведений. Стремясь как можно скорее увеличить выпуск фильмов, советские кинематографисты между 1952 и 1955 гг. обращаются к готовым произведениям смежных искусств — театра, эстрады, цирка, чтобы, перенеся их без существенных изменений на пленку, хоть как-то удовлетворить запросы зрителей и нужды прокатной сети. Появляются фильмы-спектакли. Но хотя спектакли, выбираемые для экранизации, и были хороши, фильмы по ним получались плохие — растянутые, вялые, статичные. Лишенные живого общения актеров со зрителями, стесненные рамками театра, спектакли умирали, не становясь фильмами. Создание фильмов-спектаклей было лишь временной мерой, позволившей советской кинематографии преодолеть инерцию периода малокартинья. Возродили советское кино оригинальные фильмы, главным образом на современную тематику. В работах режиссера И. Хейфица «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1956), «Дорогой мой человек» (1958) судьбы простых людей — рабочих, инженеров, врачей — прослежены с теплым чувством, умно, человечно, поучительно. В них найдены бытовые и психологические конфликты, правдиво рисующие мировоззрение людей социалистического общества. О молодых рабочих, об их активной творческой жизни поэтично рассказано в фильме А. Зархи «Высота» (1957), а в фильме М. Швейцера «Чужая родня» (1956) по повести В. Тендрякова показана борьба старого и нового в современном колхозном быту. Хороша была остроумная комедия характеров «Верные друзья» (1954) режиссера М. Калатозова с участием артистов В. Меркурьева, А. Борисова, Б. Чиркова в главных ролях. Замечательной советской молодежи, осваивающей новые целинные земли, был посвящен другой фильм М. Калатозова — «Первый эшелон» (1956). В фильмах И. Пырьева, Ю. Райзмана и других режиссеров старшего поколения ставились проблемы морали, быта, семьи. Это было движение по пути дальнейшего сближения киноискусства с реальной действительностью. |
ПОИСК
Block title
|