. СОВЕТСКОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ КИНО. Фильмы конца 40-х-начала 50-х годов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

СОВЕТСКОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ КИНО. Фильмы конца 40-х-начала 50-х годов

СОВЕТСКОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ КИНО. Фильмы конца 40-х-начала 50-х годов

Победоносное окончание Великой Отечест­венной войны обязывало советских писателей и художников осмыслить всенародный подвиг.

В фильмах об Отечественной войне сказа­лась тенденция к документальности, к изобра­жению действительно происходивших событий, реально существовавших людей. Герои филь­мов «Подвиг разведчика» (1947) Б. Барнета, «Повесть о настоящем человеке» (1948) А. Столпера, «Рядо­вой Александр Матросов» (1948) Л. Лукова и многих других реально существо­вали и подчас даже были выведены под настоя­щими именами.

Бессмертному подвигу юношей и девушек Краснодона, организовавших сопротивление фашистским оккупантам и погибших геройской смертью, посвятил режиссер Сергей Гераси­мов (см. ст. «С, А. Герасимов») двухсерийный фильм «Молодая гвардия» (1948, по роману Александра Фадеева). Героические, тра­гические события рассказаны в этом фильме спокойно, строго, с бытовыми подробностями. Но это не мешало звучать возвышенным, ро­мантическим интонациям, которые особенно сильны в сопровождающей фильм симфони­ческой музыке Д. Шостаковича. Игра тогда еще совсем молодых актеров Н. Мордюковой, И. Макаровой, С. Гурзо, В. Иванова и других сочетала житейскую естественность с поэтиче­ской героикой.

Стремление к подробному и точному воспро­изведению военных дел вызвало к жизни серию больших эпических кинополотен, получивших название художественно-документальных филь­мов. В «Третьем ударе» (1948) И. Сав­ченко, «Сталинградской битве» (1949) В. Петрова, «Падение Берлина» (1950) М. Чиаурели воспроизводились огром­ные решающие сражения. Массовые сцены бы­ли поистине масштабны, но индивидуальные образы несколько примитивны, плакатны. Об­щим недостатком этих картин была недооцен­ка инициативы и таланта отдельных полко­водцев, не говоря уже о рядовых офицерах и солдатах. Поэтому историческая концепция этих картин была не совсем правильной, а художественная форма страдала некоторым схе­матизмом.

Подобные пороки были свойственны и неко­торым фильмам на современную тематику. Бес­конфликтность, холодно-торжественный, па­радный тон, сглаживание трудностей преобла­дали в таких фильмах, как «Кавалер Золотой Звезды», «Донецкие шахтеры», «Суд чести» и другие.

Правда, выпускались и правдивые и поучи­тельные произведения, но их было очень мало. Это — «Возвращение Василия Бортникова» (1953) В. Пудовкина (см. ст. «В. И. Пудов­кин») — о преодолении послевоенной разрухи в деревне, «Сельская учительница» (1947) М. Донского и «Сельский врач» (1952) С. Гера­симова — по сценариям Марии Смирновой. Главные роли в этих фильмах исполняли заме­чательные актрисы В. Марецкая и Т. Макарова. О творчестве советской интеллигенции расска­зывали фильмы «Во имя жизни» (1947) И. Хей­фица и А. Зархи, «Сказание о земле сибирской» (1948) И. Пырьева и др.

Ведущее место в послевоенном кино заняли фильмы биографического жанра. Разработан­ный мастерами советского кино, этот своеоб­разный жанр, драматизирующий биографии за­мечательных людей, имеет большое познаватель­ное и воспитательное значение.

Русским флотоводцам Нахимову и Ушакову посвятили свои фильмы В. Пудовкин и М. Ромм. Образы великих ученых Павлова, Мичурина, Пржевальского создали артисты А. Борисов, Г. Белов, С. Папов в фильмах Г. Рошаля, А. Дов­женко, С. Юткевича. О композиторах Глинке, Мусоргском, Римском-Корсакове рассказали фильмы Г. Александрова и Г. Рошаля.

Особую роль биографические фильмы сыгра­ли в республиканских кинематографиях, попу­ляризируя лучшие достижения национальных культур. На Украине И. Савченко поставил трагедийный фильм о Тарасе Шевченко. В Уз­бекистане К. Ярматов создал кинобиографии Алишера Навои и Авиценны. В Латвии был поставлен фильм о поэте Райнисе, в Грузии — о писателях Гурамишвили и Церетели, в Ка­захстане — о народных певцах Абае и Джам­буле. Таким образом, киноискусство способст­вовало объединению национальных культур в единую социалистическую культуру.

С конца 40-х годов количество производи­мых в Советском Союзе фильмов начинает рез­ко падать и к 1952 г. достигает 10—15 в год, т. е. меньше количества киностудий. Этот пе-

риод, связанный с идеологическими ошибками культа личности, среди киноработников полу­чил название периода малокартинья.

С 1953 г. кинематография начинает поне­многу преодолевать идеологические и произ­водственные трудности, растет количество филь­мов, а это сразу сказывается и на качестве вы­пускаемых произведений.

Стремясь как можно скорее увеличить вы­пуск фильмов, советские кинематографисты между 1952 и 1955 гг. обращаются к готовым произведениям смежных искусств — театра, эстрады, цирка, чтобы, перенеся их без сущест­венных изменений на пленку, хоть как-то удов­летворить запросы зрителей и нужды прокат­ной сети. Появляются фильмы-спектакли. Но хотя спектакли, выбираемые для экранизации, и были хороши, фильмы по ним получались плохие — растянутые, вялые, статичные. Ли­шенные живого общения актеров со зрителями, стесненные рамками театра, спектакли умирали, не становясь фильмами. Создание фильмов-спектаклей было лишь временной мерой, позво­лившей советской кинематографии преодолеть инерцию периода малокартинья.

Возродили советское кино оригинальные фильмы, главным образом на современную те­матику. В работах режиссера И. Хейфица «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1956), «Дорогой мой человек» (1958) судьбы простых людей — рабочих, инженеров, вра­чей — прослежены с теплым чувством, умно, человечно, поучительно. В них найдены быто­вые и психологические конфликты, правдиво рисующие мировоззрение людей социалистичес­кого общества.

О молодых рабочих, об их активной творчес­кой жизни поэтично рассказано в фильме А. Зархи «Высота» (1957), а в фильме М. Швей­цера «Чужая родня» (1956) по повести В. Тенд­рякова показана борьба старого и нового в со­временном колхозном быту.

Хороша была остроумная комедия характе­ров «Верные друзья» (1954) режиссера М. Ка­латозова с участием артистов В. Меркурьева, А. Борисова, Б. Чиркова в главных ролях. Замечательной советской молодежи, осваиваю­щей новые целинные земли, был посвящен другой фильм М. Калатозова — «Первый эше­лон» (1956).

В фильмах И. Пырьева, Ю. Райзмана и дру­гих режиссеров старшего поколения ставились проблемы морали, быта, семьи. Это было движение по пути дальнейшего сближения ки­ноискусства с реальной действительностью.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ