.
Меню сайта
|
"Новые" кинематографисты Франции"Новые" кинематографисты ФранцииФильмы Ламориса, Рене, ГодараВ конце 50-х годов во Франции организовалась «Группа тридцати», куда вошли сначала 30, а затем более 100 молодых режиссеров. Они экспериментировали в области документального, мультипликационного и короткометражного игрового фильма, создавая подчас правдивые, искренние и социально значительные произведения. В этой группе выделились Альбер Ламорис (р. 1922)—автор очаровательного «Красного шара» (1956), сказки-поэмы о волшебстве красоты, о мечте, освещающей серую, скучную жизнь, и Ален Рене (р. 1922) — автор цветных документальных фильмов «Герника» (1954) об антифашистском панно Пикассо (см. ст. «Искусство капиталистических стран XX в.») и «Ночь и туман» (1955) об Освенциме. Ален Рене стал одной из центральных фигур нашумевшего движения молодых кинематографистов Франции, названного «новой волной». «Новая волна» не имеет ни организационной, ни идейной общности. Молодые режиссеры, бывшие критики из журнала «Кайе дю синема», писатели, журналисты, а то и сынки богатых родителей начали создавать на собственный страх и риск фильмы, отражающие кризисное состояние молодежи в капиталистических странах — бесперспективной, циничной, упадочной. Таковы герои фильмов режиссера Клода Шаброля «Красавчик Серж» и «Кузены», а также фильмов Роже Вадима, Луи Малля и других. Резкое осуждение современной буржуазной цивилизации звучит в первых фильмах Франсуа Трюффо («400 ударов») и Жана Люка Годара («На последнем дыхании»). В последующие годы Жан Люк Годар (р. 1930) становится одним из самых популярных и плодовитых французских кинорежиссеров. Его фильмы разнообразны по сюжетам, свежи, экспериментальны по форме. Однако их идейное направление, так же как теоретические высказывания Годара, весьма противоречиво. Первый полнометражный фильм Алена Рене — «Хиросима — любовь моя» (1958, по сценарию Маргарет Дюра) — произведение новаторское и при всех своих противоречиях прогрессивное. Француженка и японец, случайно встретившиеся и полюбившие друг друга в Хиросиме, не могут целиком отдаться своему чувству: его гнетет кошмар атомной бомбардировки, уничтожившей всех его близких; ее — несчастная любовь к солдату немецкой оккупационной армии, убитому на ее глазах. Ален Рене с болью и растерянностью говорит здесь о том, что война убила в современном человеке способность к общению, взаимопониманию, любви. В следующем фильме—«Прошлым летом в Мариенбаде» (1961, по книге Алена Роб-Грийе) Ален Рене целиком уходит в экспериментирование со временем и пространством. В третьем фильме Алена Рене—«Мюриэль» (1963) исследуется психология стареющей, одинокой, несчастной женщины, которую впечатляюще играет актриса Дельфина Сейриг. Путь Алена Рене сложен, противоречив. Но его несомненный талант и искренность, его безусловно честные попытки разобраться в болезненных вопросах современности делают Рене признанным лидером прогрессивного французского кино. Вслед за «новой волной» во Франции возникло интересное движение, получившее название «киноправды». Молодые документалисты, возглавляемые Жаном Рушем, стали применять метод киноинтервъю со случайными прохожими и метод скрытой камеры, фиксирующей неорганизованную, естественно текущую жизнь. Опираясь на теорию и практику советского режиссера Дзиги Вертова (см. ст. «Первые шаги») и заимствовав его термины «киноправда», «жизнь врасплох», французские документалисты в своем хорошем стремлении к правде жизни совершили методологическую ошибку: отрицая отбор, трактовку, осмысление явлений жизни, они обрекли себя на натуралистическую безыдейность. Это понял режиссер Крис Маркер. Он умело применил интервью, скрытую камеру и другие новые приемы для отбора типичных явлений. Его «Прекрасный май» (1962) дает широкую и поучительную картину общественной жизни Парижа. Сочетание поисков «новой волны» в области показа процессов человеческого сознания и ме-тодов «киноправды» делает весьма перспективными работы совсем молодых начинающих кинематографистов Франции. |
ПОИСК
Block title
|