.
Меню сайта
|
Реализм и декаденствоРеализм и декаденствоФеллини, Мазина, Мастрояни, АнтониониСлово «декадентский» значит вырождающийся, ущербный. Проявления декадентства в современном киноискусстве многообразны и порой трудноуловимы. Но мы условимся под этим термином понимать проявление идеалистического мировоззрения, субъективизма, бегство от реальной действительности, пренебрежение содержанием произведений, идейностью искусства, его общественными функциями, а также неверие в прогресс и гуманизм. В творчестве многих современных художников реализм и декадентство часто смешиваются. Художник верно видит и убедительно воспроизводит жизнь, но делает неверные выводы. Нередко бывает, что художник отлично видит и понимает противоречия буржуазного общества, ненавидит окружающую буржуазную среду и ненависть эту, впадая в отчаяние, переносит на все человечество, проклинает жизнь. Мы не принимаем творчества таких художников, но мы должны понимать, что это — художники, что они творят произведения искусства, что их поиски и заблуждения искренни. Это не продажные ремесленники, поставляющие товар с гнильцой, такой, какой угодно заказчикам. Это люди честные и талантливые, которые еще не пришли к плодотворным и прогрессивным убеждениям. Еще не пришли — значит, могут прийти. К таким художникам относятся талантливые итальянские режиссеры Федерико Феллини и Микеланджело Антониони. Они оба начали свой творческий путь в рядах неореализма, а затем отошли от него в сторону декадентства, индивидуализма. Федерико Феллини (р. 1920) пришел в искусство как сценарист фильмов Росселлини («Рим — открытый город», «Пайза», «Любовь», «Святой Франциск — шут божий») и Джерми («Дорога надежды» и др). В его сценариях реалистические и демократические тенденции сложно переплетались с религиозными. Правоверным католиком Феллини остался и по сей день. Начав в 1951 г. самостоятельный режиссерский путь, Феллини первое время шел в русле неореализма. Его «Белый шейх» (1952) — ироническая притча о самообмане провинциальных мечтателей, неудовлетворенных тусклой, серой жизнью, и «Вителлони» («Маменькины сынки», 1953) — рассказ о беспутной, изолгавшейся молодежи — сделаны в традиционной неореалистической манере, в них отчетливо звучат критические социальные мотивы. Мировую сенсацию произвела третья картина Феллини — «Дорога» (1954). Ее персонажи — бродячие комедианты — олицетворяют собой извечные начала добра и зла, разума и грубой силы. Это удивительное по силе и талантливости произведение было отходом от реализма. И несмотря на гуманизм и поразительный талант актрисы Джульетты Мазины (р. 1921), фильм все же оставляет мрачное впечатление отчаяния и безнадежности. В последующих фильмах— «Ночи Кабирии» (1956), «Мошенничество» (1955) Феллини вернулся к реалистическим сюжетам и персонажам. Вершиной творчества Феллини явился фильм «Сладкая жизнь» (1959). Это цепь новелл из жизни современного Рима, связанных воедино образом растленного, разменявшего свой талант, усыпившего свою совесть журналиста, которого с глубокой искренностью и мастерством играет артист Марчелло Мастроянни (р. 1925). Новеллы фильма показывают различные слои общества: прессу, буржуазию, аристократию, высоколобую интеллигенцию и деклассированную богему. В фильме нет положительного героя, все его персонажи — люди падшие, развратные, униженные, грязные или глубоко несчастные, обуреваемые ужасом перед будущим. Феллини не может и не хочет делать выводов. Но его отвращение и гнев ясны. «Сладкая жизнь» — одно из сильнейших проявлений критического реализма в современном киноискусстве. В последних фильмах Феллини часто отходит от реализма, углубляясь в болезненную психику людей. Свободно смешивая реальность и фантазии, воспоминания, мечты, бред, прихотливо перемежая действия возвращениями назад и скачками вперед, он создает болезненный, призрачный мир субъективных представлений о жизни. И если в фильме «81/2» (1962) Феллини исследует сложный духовный мир талантливого режиссера (в котором отчетливо видны автобиографические черты), то в картине «Джульетта и духи» (1964) такому анализу подвергается психология всего лишь стареющей женщины, ревнующей мужа. Фантазия Феллини поразительна, режиссерская техника виртуозна. Исполнители главных ролей Марчелло Мастроянни и Джульетта Мазина играют тонко, убедительно, мастерски. И все же «81/2» создает впечатление о трагической растерянности крупного художника, а «Джульетта и духи» — уныния и пустоты. Еще более томительное ощущение оставляют фильмы Микеланджело Антониони (р. 1912). В «Xронике одной любви» (1950) он применил неореалистические приемы для описания традиционного любовного треугольника между пустыми, разочарованными, малоинтересными людьми. В «Крике» (1957) исследовал психологию рабочего, который под влиянием семейных неурядиц бросил родной поселок и стал скитаться. Он опустился, потерял смысл существования и в конце концов покончил самоубийством. Последующие фильмы Антониони — «Приключение» (1959), «Ночь» (1960), «Затмение» (1962) и «Красная пустыня» (1964) имели огромный успех у западной эстетствующей критики. Лишенные четкой драматургической структуры, отчетливых характеристик, фильмы Антониони кажутся растянутыми, нудными. Однако утонченное режиссерское мастерство, изысканная мизансценировка, умение раскрыть потаенные, тщательно скрываемые чувства персонажей, поразительное владение цветом (в «Красной пустыне») говорят об исключительной одаренности Антониони и делают его лидером всех упадочных декадентствующих художников. Можно привести еще очень много фактов сложного, критического положения в итальянском кино, однако несомненно, что прогрессивные мастера продолжают борьбу, развивают традиции гражданственного реалистического искусства. В первую очередь надо сказать об успехе Пьетро Джерми (см. ст. «Итальянский неореализм»), поставившего две великолепные сатирические комедии: «Развод по-итальянски» (1961) и «Соблазненная и покинутая» (1968). Трагикомические ситуации, целая галерея удивительно верно и остро схваченных типов, виртуозное мастерство актеров Марчелло Мастроянни, Стефании Сандрелли и других, уверенное и несколько ироническое использование новейших приемов режиссуры и драматургии сделали эти картины настоящим событием. Принужденный работать вне своей родины Де Сантис в Югославии создал прекрасный фильм о рабочей солидарности «Дорога длиною в год» (1958) и в Советском Союзе — «Они шли на Восток» (1964), правдивую повесть об итальянских солдатах, вынужденных гибнуть в несправедливой войне. И главное — итальянский неореализм получает могучее пополнение в лице новых, молодых режиссеров, стремящихся по-новому, по-своему, но в традициях реалистического искусства решать большие, политически масштабные и острые темы. |
ПОИСК
Block title
|