. Западноевропейское кино в борьбе за независимость
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Западноевропейское кино в борьбе за независимость

Западноевропейское кино в борьбе за независимость

Шведские фильмы Бергмана. Английские фильмы Оливье, Лина, Асквита. Французские фильмы Клемана, Клера, Карие. Артист Жерар Филип

Борьба с Голливудом за сохранение отечест­венного кинопроизводства, за национальные традиции — главная черта развития кино в по­слевоенной Европе. Особенно трудно приходилось малым странам. Бельгия, Голландия, Норвегия, Дания, Португалия долго не могли наладить регулярное производство. Талант­ливые фильмы вроде бельгийского «Чайки уми­рают в гавани» или датского «Дитте — дитя человеческое» появлялись единицами. Даже одна из старейших и мощнейших — шведская кинематография на рубеже 40—50-х годов была близка к ликвидации. Отчасти спас ее положе­ние талантливый режиссер Ингмар Бергман (р. 1918). Его сложные, порой мрачные и мисти­ческие, но в основе своей гуманистические филь­мы («Седьмая печать», 1956; «Земляничная по­ляна», 1957; «Источник», 1959, и др.) приобрели мировую известность.

Не меньшие трудности пережила и Англия. Ее попыткам наладить регулярное кинопроиз­водство более всего мешал экспорт английских актеров и режиссеров в Голливуд. Тем не менее в послевоенный период англичане противопо­ставили стандартным американским фильмам серьезное, глубокое отношение к экранизации своих классиков. Шекспировские фильмы Лоуренса Оливье (р. 1907) («Генрих V», 1944; «Гам­лет», 1947; «Ричард III», 1956), фильмы Дэвида Лина (р. 1908) по Диккенсу («Большие ожида­ния», 1946; «Оливер Твист», 1947), экранизации пьес Оскара Уайльда и Бернарда Шоу режис­сером Антони Асквитом (1902 — 1968) относят­ся к лучшим, подлинно английским фильмам.

Английская кинокомедия, в отличие от аме­риканских трюковых комических фильмов (к тому же сильно выродившихся после войны), стремилась углубленно рисовать человеческие характеры, строить оригинальные сюжеты, да­вать смелую социальную сатиру. «Карлтон Браун — дипломат» (1958, режиссеры Р. Боултинг и Д. Дэлл), «Смех в раю» (1956, М. Дзампи), «Устами художника» (1960, Р. Ним) — образцы реалистической и остроумной комедии. В Ан­глии создал три комедии и Чарли Чаплин — «Огни рампы» (1952), «Король в Нью-Йорке» (1957) и «Леди из Гонконга» (1966).

К лучшим произведениям английского кино относятся фильмы Дэвида Лина «Короткая встреча» (1945) и «Мост через ре­ку Квай» (1957), поставленный по сцена­рию бежавшего из Голливуда Карла Формана. В этой яркой антивоенной картине, рассказы­вающей о мужестве английских военнопленных, брошенных японцами в затерянный в джунглях лагерь, замечательно играли герой немого кино Сессю Хайакава и великолепный английский артист Алек Гиннесс, известный также своими комедийными ролями.

Во Франции конец 40-х гг. прошел под знаком борьбы кинематографистов против так называемого соглашения Блюма — Бирнса, обрекавшего французское кино на полное под­чинение Голливуду. Достаточно сказать, что по этому соглашению Франция могла показы­вать на своих экранах в 15 раз меньше своих картин, чем американских. Влияние Голливуда сказалось и на появлении французских чер­ных фильмов («Набережная ювелиров» и «Манон» Ж. Клузо, некоторые картины Ива Аллегре и других режиссеров). Однако традиции реалистического искусства времен Народного фронта и Сопротивления оказались сильнее.

Рене Клеман (р. 1913) поставил в 1946 г. замечательный фильм «Битва на рель­сах» — об антифашистской борьбе железнодо­рожников. Простая, близкая к документально­му кино манера режиссера позволила правдиво, достоверно показать реальные подвиги патрио­тов. К лучшим произведениям французского кино относится и другая картина Р. Клемана — «У стен Малапаги», посвященная труд­ной жизни простых людей в неустроенном послевоенном мире.

Среди лучших и фильмы Ле Шануа «Адрес неизвестен» (1950), «Папа, мама, служанка и я» (1954), Жака Беккера — «Антуан и Антуанет­та» (1946), «Золотой шлем» (1952), Луи Дакена — «Рассвет» (1948). С ис­тинно французским изящным остроумием эти фильмы, прибе­гая подчас к авантюрным сюже­там, а чаще к жанрам бытовой комедии и лирической драмы, честно говорили об обществен­ной несправедливости, о труд­ностях, унижениях, которые приходится испытывать рядово­му человеку в повседневной жизни.

Хранителем лучших тради­ций французского кино по-преж­нему был Рене Клер (см. статьи «Немые фильмы Франции» и «Звуковое кино в Европе»). Воз­вратившись из Америки, он по­ставил несколько фильмов, раз­личных по тематике и жанрам, но всегда с ироническим фило­софским раздумьем о современ­ности.

В 1957 г. выходит драма «Порт де Лила» («На окраи­не Парижа»), явно перекликающаяся с первой звуковой картиной Клера «Под крышами Парижа». Она проникнута тем же гуманистическим вниманием к жизни и психо­логии людей, той же поэзией Парижа бедноты, Парижа богемы, Парижа рабочих окраин.

В книге «Размышления о киноискусстве» Рене Клер собрал свои статьи за три десятиле­тия и создал своеобразную, субъективную, но в основе своей реалистическую эстетику кино. Большим событием в жизни кинематографии, да и в культурной жизни Франции вообще, стало избрание Рене Клера в «бессмертные», т. е. в члены Французской академии.

Интересно развивалось творчество и дру­гого французского классика кино — Марселя Карне (р. 1909). Тревожную, лихорадочную атмосферу послевоенной Франции он отразил в фильме «Врата ночи» (1946). Темы роко­вых страстей, невозможности счастья, предоп­ределенности беды Карне развил в экранизации раннего романа Э. Золя «Тереза Ракен» (1953). А в фильме «Воздух Парижа» (1954) и особенно в «Обманщиках» (1958) он с глубоким и искренним волнением заговорил о судьбах молодежи, предупреждая, что антиобщественные, индивидуалистические настроения, порожденные военным атомным психозом, отравляют будущее Франции, ее надежду — молодежь.

Тяготение лучших мастеров старших поколений к серьез­ной, социально значительной тематике сказалось и в фильмах о Сопротивлении («Приговорен­ный к смерти бежал», 1956, Робера Брессона), и в историче­ской тематике («Красная тавер­на», 1951, Клода Отан-Лара; «Фанфан-Тюльпан», 1952, Кри­стиана-Жака), и в лучших эк­ранизациях классики («Красное и черное», 1954, Клода Отан-Лара; «Жервеза», 1956, Рене Клемана).

Именно в прогрессивных реа­листических картинах расцве­тает дарование популярнейших киноактеров Франции — Жана Габена и Пьера Брассёра, Си­моны Синьоре и Даниель Даррьё, Мишель Морган, Ива Мон­тана и известного во всем мире любимейшего актера Франции Жерара Филипа.

Жерар Филип (1922—1959) снимался в луч­ших фильмах Рене Клера, Марселя Карне, Кристиана-Жака, Отан-Лара и других режис­серов. Он прославился в театре исполнением героической роли Родриго в трагедии Корнеля «Сид». Артист дал проникновенные, удивитель­но яркие и разнообразные психологические портреты современных и исторических героев и популярных литературных персонажей. Его влюбленный юноша в фильме Отан-Лара «Дья­вол во плоти» и опустившийся, спившийся врач в «Горделивых» Ива Аллегре, его Фанфан-Тюльпан, Жюльен Сорель, князь Мышкин и многие другие образы заслуженно получили всемирную известность. В 1959 г. замечатель­ный артист Франции безвременно скончался.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ