.
Меню сайта
|
Западноевропейское кино в борьбе за независимостьЗападноевропейское кино в борьбе за независимостьШведские фильмы Бергмана. Английские фильмы Оливье, Лина, Асквита. Французские фильмы Клемана, Клера, Карие. Артист Жерар Филип Борьба с Голливудом за сохранение отечественного кинопроизводства, за национальные традиции — главная черта развития кино в послевоенной Европе. Особенно трудно приходилось малым странам. Бельгия, Голландия, Норвегия, Дания, Португалия долго не могли наладить регулярное производство. Талантливые фильмы вроде бельгийского «Чайки умирают в гавани» или датского «Дитте — дитя человеческое» появлялись единицами. Даже одна из старейших и мощнейших — шведская кинематография на рубеже 40—50-х годов была близка к ликвидации. Отчасти спас ее положение талантливый режиссер Ингмар Бергман (р. 1918). Его сложные, порой мрачные и мистические, но в основе своей гуманистические фильмы («Седьмая печать», 1956; «Земляничная поляна», 1957; «Источник», 1959, и др.) приобрели мировую известность. Не меньшие трудности пережила и Англия. Ее попыткам наладить регулярное кинопроизводство более всего мешал экспорт английских актеров и режиссеров в Голливуд. Тем не менее в послевоенный период англичане противопоставили стандартным американским фильмам серьезное, глубокое отношение к экранизации своих классиков. Шекспировские фильмы Лоуренса Оливье (р. 1907) («Генрих V», 1944; «Гамлет», 1947; «Ричард III», 1956), фильмы Дэвида Лина (р. 1908) по Диккенсу («Большие ожидания», 1946; «Оливер Твист», 1947), экранизации пьес Оскара Уайльда и Бернарда Шоу режиссером Антони Асквитом (1902 — 1968) относятся к лучшим, подлинно английским фильмам. Английская кинокомедия, в отличие от американских трюковых комических фильмов (к тому же сильно выродившихся после войны), стремилась углубленно рисовать человеческие характеры, строить оригинальные сюжеты, давать смелую социальную сатиру. «Карлтон Браун — дипломат» (1958, режиссеры Р. Боултинг и Д. Дэлл), «Смех в раю» (1956, М. Дзампи), «Устами художника» (1960, Р. Ним) — образцы реалистической и остроумной комедии. В Англии создал три комедии и Чарли Чаплин — «Огни рампы» (1952), «Король в Нью-Йорке» (1957) и «Леди из Гонконга» (1966). К лучшим произведениям английского кино относятся фильмы Дэвида Лина «Короткая встреча» (1945) и «Мост через реку Квай» (1957), поставленный по сценарию бежавшего из Голливуда Карла Формана. В этой яркой антивоенной картине, рассказывающей о мужестве английских военнопленных, брошенных японцами в затерянный в джунглях лагерь, замечательно играли герой немого кино Сессю Хайакава и великолепный английский артист Алек Гиннесс, известный также своими комедийными ролями. Во Франции конец 40-х гг. прошел под знаком борьбы кинематографистов против так называемого соглашения Блюма — Бирнса, обрекавшего французское кино на полное подчинение Голливуду. Достаточно сказать, что по этому соглашению Франция могла показывать на своих экранах в 15 раз меньше своих картин, чем американских. Влияние Голливуда сказалось и на появлении французских черных фильмов («Набережная ювелиров» и «Манон» Ж. Клузо, некоторые картины Ива Аллегре и других режиссеров). Однако традиции реалистического искусства времен Народного фронта и Сопротивления оказались сильнее. Рене Клеман (р. 1913) поставил в 1946 г. замечательный фильм «Битва на рельсах» — об антифашистской борьбе железнодорожников. Простая, близкая к документальному кино манера режиссера позволила правдиво, достоверно показать реальные подвиги патриотов. К лучшим произведениям французского кино относится и другая картина Р. Клемана — «У стен Малапаги», посвященная трудной жизни простых людей в неустроенном послевоенном мире. Среди лучших и фильмы Ле Шануа «Адрес неизвестен» (1950), «Папа, мама, служанка и я» (1954), Жака Беккера — «Антуан и Антуанетта» (1946), «Золотой шлем» (1952), Луи Дакена — «Рассвет» (1948). С истинно французским изящным остроумием эти фильмы, прибегая подчас к авантюрным сюжетам, а чаще к жанрам бытовой комедии и лирической драмы, честно говорили об общественной несправедливости, о трудностях, унижениях, которые приходится испытывать рядовому человеку в повседневной жизни. Хранителем лучших традиций французского кино по-прежнему был Рене Клер (см. статьи «Немые фильмы Франции» и «Звуковое кино в Европе»). Возвратившись из Америки, он поставил несколько фильмов, различных по тематике и жанрам, но всегда с ироническим философским раздумьем о современности. В 1957 г. выходит драма «Порт де Лила» («На окраине Парижа»), явно перекликающаяся с первой звуковой картиной Клера «Под крышами Парижа». Она проникнута тем же гуманистическим вниманием к жизни и психологии людей, той же поэзией Парижа бедноты, Парижа богемы, Парижа рабочих окраин. В книге «Размышления о киноискусстве» Рене Клер собрал свои статьи за три десятилетия и создал своеобразную, субъективную, но в основе своей реалистическую эстетику кино. Большим событием в жизни кинематографии, да и в культурной жизни Франции вообще, стало избрание Рене Клера в «бессмертные», т. е. в члены Французской академии. Интересно развивалось творчество и другого французского классика кино — Марселя Карне (р. 1909). Тревожную, лихорадочную атмосферу послевоенной Франции он отразил в фильме «Врата ночи» (1946). Темы роковых страстей, невозможности счастья, предопределенности беды Карне развил в экранизации раннего романа Э. Золя «Тереза Ракен» (1953). А в фильме «Воздух Парижа» (1954) и особенно в «Обманщиках» (1958) он с глубоким и искренним волнением заговорил о судьбах молодежи, предупреждая, что антиобщественные, индивидуалистические настроения, порожденные военным атомным психозом, отравляют будущее Франции, ее надежду — молодежь. Тяготение лучших мастеров старших поколений к серьезной, социально значительной тематике сказалось и в фильмах о Сопротивлении («Приговоренный к смерти бежал», 1956, Робера Брессона), и в исторической тематике («Красная таверна», 1951, Клода Отан-Лара; «Фанфан-Тюльпан», 1952, Кристиана-Жака), и в лучших экранизациях классики («Красное и черное», 1954, Клода Отан-Лара; «Жервеза», 1956, Рене Клемана). Именно в прогрессивных реалистических картинах расцветает дарование популярнейших киноактеров Франции — Жана Габена и Пьера Брассёра, Симоны Синьоре и Даниель Даррьё, Мишель Морган, Ива Монтана и известного во всем мире любимейшего актера Франции Жерара Филипа. Жерар Филип (1922—1959) снимался в лучших фильмах Рене Клера, Марселя Карне, Кристиана-Жака, Отан-Лара и других режиссеров. Он прославился в театре исполнением героической роли Родриго в трагедии Корнеля «Сид». Артист дал проникновенные, удивительно яркие и разнообразные психологические портреты современных и исторических героев и популярных литературных персонажей. Его влюбленный юноша в фильме Отан-Лара «Дьявол во плоти» и опустившийся, спившийся врач в «Горделивых» Ива Аллегре, его Фанфан-Тюльпан, Жюльен Сорель, князь Мышкин и многие другие образы заслуженно получили всемирную известность. В 1959 г. замечательный артист Франции безвременно скончался.
|
ПОИСК
Block title
|