. Историко-революционные и исторические фильмы
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Историко-революционные и исторические фильмы

Историко-революционные и исторические фильмы

Козинцев, Трауберг, Дзиган, Хейфиц, Зархи, Чирков, Ромм, Каплер, Щукин, Юткевич, Штраух, Жаров, Черкасов

Утверждая и воспевая современную совет­скую действительность, мастера кинематогра­фии проявляют плодотворный творческий инте­рес и к историко-революционной тематике.

К наиболее значительным историко-револю­ционным фильмам 30-х годов относятся трило­гия о Максиме — «Юность Максима» (1935), «Воз­вращение Максима» (1937), «Выборгская сто­рона» (1939) режиссеров Григория Михайловича Козинцева (р. 1905) и Леонида Захаровича Трауберга (р. 1902), «Мы из Кронштадта» режиссера Ефима Львовича Дзигана (р. 1898) по сценарию Вс. Вишневского и «Депутат Бал­тики» режиссеров Иосифа Ефимовича Хейфица (р. 1905) и Александра Григорьевича Зархи (р. 1908).

В трилогии о Максиме (1935— 1939) артист Борис Петрович Чирков (р. 1901) создал незабываемый образ русского рабочего парня Максима, прошедшего трудную шко­лу стачек, демонстраций, тюрем, побегов и ставшего профессиональным революционером.

В «Депутате Балтики» (1937) Ни­колай Черкасов замечательно сыграл роль ста­рого русского интеллигента профессора Поле­жаева, всем сердцем принявшего революцию.

Фильм «Мы из Кронштадта» (1936), развивая творческие традиции «Броненосца «По­темкина», дал коллективный образ революцион­ных моряков — вершителей революции.

В «Щорсе» (1939) А. Довженко, «Всадниках» {1939) И. Савченко, «Последнем маскараде» (1934) М. Чиаурели, «Зангезуре» (1938) А. Бек-Назарова, в казахском фильме «Амангельды» (1939) и узбекском «Клятва» (1937) были вос­петы события революции и гражданской войны в союзных республиках. Эти революционные эпопеи полны национального своеобразия и проникнуты духом интернационализма.

Вершиной советского историко-революцион­ного фильма было создание живого, героического и глубоко человечного образа В. И. Лени­на. Режиссер Михаил Ильич Ромм (р. 1901), сценарист Алексей Яковлевич Каплер (р. 1904), артист Борис Васильевич Щукин (1894—1939) воплотили великий образ в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (1937—1939).

Режиссер Сергей Иосифович Юткевич (р. 1904) и артист Максим Максимович Штраух (р. 1900) создали образ В. И. Ленина в фильмах «Человек с ружьем» (1938) и «Яков Свердлов» (1940).

Артистам Б. В. Щукину и М. М. Штрауху нужно было иметь большую творческую сме­лость, чтобы решиться играть роль Ленина, создавать образ гениального вождя революции средствами актерского искусства. Щукину луч­ше удалась внешность Владимира Ильича, Штрауху—его голос, интонации. Щукину приш­лось создавать образ, который живет на всем протяжении фильмов, Штраух играет в несколь­ких узловых эпизодах. Но оба артиста сумели творчески воплотить неукротимый ленинский дух, его революционный темперамент, его не­одолимую волю и вместе с тем человеческую простоту, обаяние, скромность.

Историческое значение произведений кино­искусства, впервые воплотивших великий образ вождя революции, никогда не потускнеет, и никогда не забудутся смелость и талант Бо­риса Щукина и Максима Штрауха.

Плодотворным было обращение советских кинематографистов и к более ранним периодам истории. Еще Пушкин мечтал о воплощении в исторической трагедии «судьбы человеческой— судьбы народной». Эта высокая задача воспита­ния патриотических чувств, любви к Родине, веры в ее непобедимость была выполнена в та­ких исторических фильмах, как «Петр Первый» (1937—1939) В. Петрова, «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1941) В. Пудовкина, «Алек­сандр Невский» (1938) С. Эйзенштейна, «Бог­дан Хмельницкий» (1941) И. Савченко и др.

Полные движения массовые сцены, досто­верность и точность в передаче культуры и быта соответствующих эпох и, главное, яркие герои­ческие образы исторических деятелей были глав­ными достоинствами этих фильмов.

В фильме «Петр Первый» Михаилом Ивановичем Жаровым (р. 1900), выдающимся советским актером, был создан незабываемый многогранный и противоречивый образ царского денщика — Меншикова. Кроме того, Жаров создал в кино еще много интересных образов: Кудряша («Гроза», 1934), Смирнова («Медведь», 1938), дьяка Гаврилы («Богдан Хмельницкий», 1941), казака Перчихина («Оборона Царицына», 1942), парти­зана Русакова («Секретарь райкома», 1942) и др. И во всех созданных Жаровым образах нас восхищает сила и многообразие таланта актера.

Огромную популярность снискал артист Николай Константинович Черкасов (1903— 1966), сыгравший в течение четырех-пяти лет сложные и разнообразные роли: Александра Невского, царевича Алексея, профессора Поле­жаева, Максима Горького. Мастерство этого артиста может служить примером достижений советской реалистической актерской школы.

Мрачные силы фашизма, раздувающие воен­ный пожар, не могли не привлечь в 30-е годы внимания советских художников. Появились фильмы «Семья Оппенгейм» по роману Л. Фейхт­вангера (режиссер Г. Рошаль), «Профессор Мамлок» и «Болотные солдаты» по произведениям немецкого писателя-антифашиста Ф. Вольфа. В фильмах «Аэроград» А. Довженко, «На границе» А. Иванова и других слышались призывы к бди­тельности, к защите достижений Советской стра­ны, нерушимости ее границ. Великую Отечест­венную войну советское киноискусство встретило во всеоружии патриотических идей.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ