. Звуковое кино в Европе
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Звуковое кино в Европе

Звуковое кино в Европе

Корда, Хичкок, Грирсон, Клер, Ренуар, Габен

Крупные американские компании не только наводняли европейские экраны своей стандарт­ной продукцией — они вывозили в Голливуд лучших кинорежиссеров и актеров из всех стран. Так, единственная шведская кинозвезда Ингрид Бергман, появившаяся в середине 30-х годов, и популярная венгерская комедий­ная актриса Франческа Гааль переехали в США, из Франции уехал Рене Клер, из Гер­мании — Дюпон и Штернберг.

Производство звуковых фильмов в большин­стве европейских стран носило нерегулярный, непрофессиональный характер.

Наиболее сильному вторжению голливуд­ской продукции подверглась Англия — един­ство языка чуть было не оказалось для англий­ского кино роковым. Но в Лондон из Будапешта переехал предприимчивый и упорный делец Александр Корда (1893—1956). Он сумел соз­дать фильм, обошедший весь мир и принесший доходы, которые позволили развернуть в Анг­лии значительное кинопроизводство. Этот фильм — «Частная жизнь Генриха VIII» (1933), довольно банальная история нескольких жен самодовольного и жестокого короля,— подкупал великолепным актерским мастерством Чарлза Лотона, а так же тщатель­ностью и пышностью постановки. За ним после­довали «Частная жизнь Дон Жуа­на» и «Рембрандт» с тем же Лотоном.

Международный успех получили увлека­тельные, остро и оригинально поставленные детективы Альфреда Хичкока (р. 1899) («Чело­век, который знал слишком много», 1934; «39 шагов», 1935; «Саботаж», 1936, и др.).

Серьезными, новаторскими нужно считать документальные фильмы Джона Грирсона (р. 1898) и его учеников и последователей. В этих скромных, правдивых фильмах была показана подлинная жизнь английского народа — рабо­чих, фермеров, матросов, рыбаков.

С большими трудностями, но все же спокой­нее и гармоничнее развивалось киноискусство во Франции. Художники с мировыми именами— Рене Клер, Жан Ренуар и Жак Фейдер создали выдающиеся произведения, тесно связанные с прогрессивной идеологией, восторжествовав­шей в годы правления Народного фронта.

Мировой успех первого звукового фильма Рене Клера (см. ст. «Немые фильмы Франции») «Под крышами Парижа» возродил былую славу французского кино, вновь выдви­нул его на первое место в Западной Европе. Окрыленный успехом, режиссер создает весе­лую комедию «Миллион». Глубокой идеи комедия не содержала, однако презрение к бо­гатству и симпатии к парижской голытьбе придавали ей задорный демократический дух.

Но наиболее зрелой и мудрой была сатири­ческая комедия Клера «Последний миллиардер» (1934). В ней было показано ма­ленькое европейское государство Казинария, управляемое придурковатой и лживой короле­вой и подхалимствующим опереточным парла­ментом. При помощи денег диктатором Казинарии становится американский миллиардер, обезумевший от случайного удара по голове. В шествиях, приветствиях и обычаях, насаж­даемых безумцем, безошибочно угадывались ухватки и нравы фашистов. Характерно, что после выхода на экран «Последнего миллиарде­ра» первый кинорежиссер Франции должен был покинуть свою родину и искать работу сначала в Англии у А. Корда, а затем в Голливуде.

В Голливуде очутился и другой корифей французского кино — Жан Ренуар (см. ст. «Не­мые фильмы Франции»). После нескольких сати­рических комедий Ренуар создает два своих замечательных шедевра — «Великая ил­люзия» (1937) и «Марсельеза» (1938). Действие первой картины происходило в немец­ком лагере для военнопленных. Трагическое стечение обстоятельств показывает, что клас­совые интересы превыше национальных, что французский и немецкий аристократы лучше понимают друг друга, чем аристократ и рабо­чий, связанные общей судьбой пленных. С вели­колепным мастерством в фильме играли Эрих Штрогейм — немецкого аристократа — и моло­дой артист Жан Габен — пленного французско­го летчика.

С именем Жана Габена (р. 1904) — необы­чайно правдивого, искреннего и обаятельного артиста — связаны многие успехи француз­ского кино в течение более тридцати лет. Образ, созданный Габеном в «Великой иллюзии», при всей своей простоте и скромности,— одна из вершин мирового киноискусства.

«Марсельеза» была поставлена на сред­ства, собранные среди французских рабочих, покупавших билеты на фильм еще до начала его съемок. В основе его сюжета — история создания гимна французской революции.

С идеями Народного фронта связаны лучшие реалистические фильмы режиссеров М. Карне, Ж. Дювивье и других.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ