. Немые фильмы Германии
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Немые фильмы Германии

Немые фильмы Германии

Вине, Лат, Мурнау, Пабст

Во Франции и Германии происходили слож­ные творческие процессы.

Интеллигенция побежденной Германии ис­кала выхода в мистике и фантазии, стремилась отвлечься, уйти от унылой действительности. Выражением этих настроений в искусстве явил­ся экспрессионизм — очень сложное направление, выражающее крайне субъектив­ное отношение художников к жизни. Многие художники-экспрессионисты — в поэзии Бехер, Вайнерт, в драматургии Брехт, в живо­писи Гросс, в театре Пискатор — приходили к мысли о революционном преобразовании жизни. Но большинство стремилось отвернуть­ся от жизни, забыться, уйти в мир мечты. Ярчайшим проявлением экспрессионизма в ки­но явился фильм режиссера Роберта Вине (1881—1938) «Кабинет доктора Калигари» (1919). Он повествовал о душев­нобольном враче, который показывал на яр­марке спящего загипнотизированного челове­ка — сомнамбулу, а по ночам заставлял его совершать страшные преступления.

Успех этого мрачного, но безусловно талант­ливого фильма вызвал целую волну подража­ний. По экрану бродили «Усталая смерть», вампир «Носферату», беспощадный глиняный гигант «Голем», ожившие персонажи «Кабинета восковых фигур». Роберт Вине в мрачных, изломанных декорациях поставил «Преступле­ние и наказание» Достоевского («Раскольников», 1923).

Уход в фантазию, к героическому прошлому или к утопическому будущему характерен для творчества романтика Фрица Ланга (р. 1890). Его нашумевший двухсерийный фильм «Нибелунги» (1924) проникнут духом немец­кого национализма. «Метрополис» и «Женщина на луне» говорят о не­приятии Лангом современной жизни.

Немецкие кинематографисты тех лет вне­сли вклад главным образом в декорационное и операторское оформление фильмов. Харак­терно, что мастера-реалисты всегда стремились к изображению реальной жизни, живой приро­ды: фильмы Эйзенштейна, Пудовкина и Дов­женко сняты почти целиком на натуре; в горах и долинах Калифорнии сняты лучшие амери­канские картины, на улицах Парижа — фран­цузские. А немецкие фильмы снимались в огромных павильонах «УФА». Могучий кино­концерн «УФА», принадлежащий банкам, не­уклонно наращивал производство. Появились многосерийные экзотические боевики «Индий­ская гробница» и «Женщина с миллиардами» (в 12 сериях!) режиссера Джоэ Мая, «Жена фараона» и «Кармен» режиссера Э. Любича.

Среди потоков коммерческих картин с явно реакционным, националистическим душком под­час появлялись и серьезные, реалистические картины, правдиво показывающие общественные противоречия Германии, бедствия и лишения трудящихся, ажиотаж наживающейся буржуа­зии. Лучшими фильмами этого прогрессивного направления были «Последний человек» (1924) режиссера Фридриха Виль­гельма Мурнау (1889—1931) и «Безрадо­стный переулок» (1925) режиссера Ге­орга Вильгельма Пабста (1895—1967). В первом фильме в правдивой и на редкость выразитель­ной форме рассказывалось о бесправии челове­ка, всю жизнь прослужившего швейцаром в бо­гатой гостинице и безжалостно выброшенного на улицу в старости. А во втором фильме пока­зана нищета разоренных войной людей, всецело зависящих от прихоти преуспевающей, нажив­шейся на бедствиях народа буржуазии. Эти два лучших фильма немецкого немого кино по пра­ву входят в число шедевров критического реа­лизма.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ