. А.П. Довженко
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

А.П. Довженко

А.П. Довженко

(1894-1956)

Александр Петрович Довженко родился в крестьянской семье, был сельским учителем, затем советским дипломатом, художником, кари­катуристом. Бросив в Харькове работу и квар­тиру, он явился на Одесскую кинофабрику, заявив, что должен работать в кино. После двух коротеньких комедий и приключенческого фильма «Сумка дипкурьера» он создает поэти­ческую эпопею «Звенигора» (1928), в ко­торой причудливо переплетались эпизоды укра­инской истории со сценами современности, гражданской войны. Необычная форма, высо­кая поэтичность, великолепное изобретатель­ное решение фильма свидетельствовали о появ­лении незаурядного таланта.

Фильм «Арсенал» (1929) рассказывал о героическом восстании киевских рабочих против националистического правительства в 1918 г. Эпизоды первой мировой войны были решены с мрачной, трагической экспрессией, эпизоды недолгого властвования украинских националистов — с резкой, презрительной иро­нией. Для восстания же Довженко нашел вы­сокие, патетические интонации. В распахнутую грудь рабочего в упор стреляли гайдамаки, а он стоял невредимый, могучий, бессмертный, как исторически бессмертен рабочий класс.

«Арсенал» Довженко, так же как «Октябрь» Эйзенштейна, «Конец Санкт-Петербурга» Пу­довкина, «Обломок империи» Эрмлера, стал замечательным кинематографическим памятни­ком социалистической революции и граждан­ской войне и положил начало новому, историко-революционному жанру.

Довженко влекла к себе и современная те­ма. В 1930 г. он создает фильм «Земля» — поэтический гимн преобразованию советской деревни. В непримиримой классовой борьбе сталкиваются в фильме коммунисты и кулаки. От руки убийц погибает молодой тракторист. Хоронить убитого выходит все село. Мощная новая песня летит над колышущимся морем пше­ницы, преследует обезумевшего от злобы и страха кулака. Новое неотвратимо, как вес­на,— утверждал Довженко своим глубоко фи­лософским, поэтическим фильмом.

Эта немая картина дышала предчувствием звука. В неторопливом монтаже, прерываемом надписями, содержащими реплики героев, ощу­щался диалог. Ритм монтажа был музыкален. В заключительной сцене похорон этот ритм рождал ощущение звучащей песни.

Вместе с «Броненосцем «Потемкиным» Эй­зенштейна и «Матерью» Пудовкина «Земля» во­шла в число 12 лучших фильмов всех времен и народов. Молодая украинская кинематогра­фия внесла свой вклад в развитие мирового кино.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ