. ЦИРК. Из истории цирка
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ЦИРК. Из истории цирка

ЦИРК. Из истории цирка

Цирк — один из самых ярких и волную­щих видов искусства. В цирке человек являет чудеса силы, ловкости, смелости, красоты. Но в отличие от спортсменов артисты цирка играют роли, т. е. стремятся к созданию ху­дожественных образов. Свои выступления они облекают в неожиданную, парадоксальную фор­му, вызывающую острые переживания зрителей. Веселый смех над проделками клоунов сме­няется чувством тревоги за акробатов, выпол­няющих сложные или опасные для их жизни трюки. И потом, после удачного завершения номера, вы испытываете необыкновенно силь­ную и острую радость и восхищение. Вот поче­му говорят, что цирк эксцентричен по своей природе.

Искусство современного цирка включает множество разнообразных жанров — фигурную езду на лошадях, дрессировку животных, гим­настику, акробатику, клоунаду, эквилибристи­ку, музыкальные номера, демонстрацию фоку­сов и др. Ставятся в цирке и большие сюжет­ные представления — пантомимы.

Цирки существовали еще в античном мире, но по устройству и назначению мало походили на сегодняшние и были весьма далеки от искус­ства. Для них строили огромные амфитеатры с вытянутой овальной ареной (длиной до 500 м и шириной до 80 м). Здесь на потеху жестокой толпе бились насмерть гладиаторы. Здесь каз­нили приговоренных к смерти преступников, бросая их на растерзание хищным зверям. Та-

кие цирки навсегда исчезли с гибелью Римской империи.

Цирковое искусство ведет свое начало от представлений на ярмарочных площадях сред­невековых городов и в школах верховой езды. Там, где собирался народ, появлялись ловкие артисты, умевшие делать удивительные трюки. Их называли в Западной Европе гистрионами и жонглерами, на Руси — скоморохами, в Средней Азии — дорбозами. В кругу, образованном толпой, они показывали искусство акробатики, гимнастики, жонглирования, эквилибристики, разыгрывали различные комические сценки. От выступлений в кругу зрителей современный цирк унаследо­вал круговую арену.

В европейских школах верховой езды демон­стрировали мастерское умение управлять ло­шадью и проделывать различные акробатиче­ские упражнения. Нередко наездники — бе­рейторы — выступали на ярмарках и гу­ляниях. Но для выступления им нужны были специальные манежи. Вот почему наездники, продолжительное время выступавшие в городах и возводившие временные манежи и трибуны, стали первыми цирковыми артистами.

В 1780 г. Филипп Астлей (1742—1814), в прошлом солдат-кавалерист, построил в Лон­доне специальное здание для школы верховой езды, которое историки считают первым в мире постоянным цирком. Его назвали «Амфи­театр Астлея». Представления Астлея имели большой успех у публики. В программу, кроме конных номеров, входили выступления акробатов, гимнастов, жонглеров, фокусников, паяцев (клоунов) и других артистов. В амфи­театре разыгрывали комические и батальные сцены, конные бои. Такие постановки, как «Смерть капитана Кука», «Сражение и смерть капитана Мальбрука», впервые поставленные в «Амфитеатре Астлея», пользовались шумным успехом.

В 1793 г. в Париже открыл цирк Антонио Франкони (1737 — год смерти неизв.). Он тоже уделял большое внимание постановкам. Вместе со своими детьми Франкони показывал пред­ставления, составленные из отдельных номе­ров, и цирковые пьесы. Это была эпоха Ве­ликой французской революции (см. т. 8 ДЭ, ст. «Как пала Бастилия»). Постановки, шед­шие у Франкони, носили героико-патриотический характер и с восторгом принимались публикой.

В 1807 г., после смерти Антонио Франкони, его сыновья построили новое здание для представлений и впервые назвали его цирком, использовав название любимого зрелища древ­них римлян. Скоро это слово повсюду вытесни­ло прежние наименования.

В начале и середине XIX в. цирковые про­граммы составлялись главным образом из цир­ковых пьес и конных номеров. В перерыве между номерами выступали клоуны. Посте­пенно канатоходцы, акробаты, гимнасты, жонг­леры занимают на аренах все более заметное место. С 60—80-х годов прошлого века в цир­ках стали выступать укротители диких зверей, прежде показывавшие свое искусство в зверин­цах. Сначала они исполняли свои номера в ва­гонах-клетках, выдвинутых на арену, позже была сконструирована центральная клетка, опоясывающая весь манеж.

После первой мировой войны цирки в бур­жуазных странах, подчиненные целям наживы, постепенно приходят в упадок. Чтобы поднять сборы и «пощекотать нервы» зрителям, в цир­ках начали рекламировать опасные номера, демонстрировать различных уродов. Цирковые представления в большинстве городов Европы, Америки и Азии проводились все реже и обыч­но проходили без успеха.

Американские предприниматели начали строить трехманежные цирки, где артисты показывали свои номера одновременно на трех аренах, чтобы поразить зрителей гран­диозными масштабами, количеством выступаю­щих артистов и животных.

Сейчас в большинстве крупнейших городов Европы нет постоянных цирков. Бродячие цирки дают свои представления под брезенто­вой крышей (шапито), редко задерживаясь в одном городе больше чем на неделю. Цирки эти — своеобразные капиталистические пред­приятия, располагающие своим автомобиль­ным и даже железнодорожным транспортом. Как правило, цирки держатся на сенсациях, на демонстрации нередко грубых, унижающих человека номеров, хотя там выступают и хо­рошие артисты. Клоуны Фрателлини и Заватта (Франция), братья Ривельс (Испания), исполнители воздушного полета Ализе (Фран­ция), жокеи-наездники Кароли (Франция), укротитель Бауман (ФРГ), дрессировщик ло­шадей Шуман (Швеция), гимнастка Богари (Франция) и другие — первоклассные мастера своего дела.

В странах народной демократии — ГДР, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Польше, Болгарии — к работе в цирке привлечены писатели, режиссеры, композиторы, художники, вместе с артистами создающие подлинные произведения циркового искусства. В Софии и Бухаресте построены оборудованные по по­следнему слову техники цирковые здания. Артисты этих стран с большим успехом гастро­лируют за границей. Цирковое дело в Монголь­ской Народной Республике создано заново.

В России в начале XIX в. большинство цирковых предпринимателей и артистов были иностранцами, но с середины века арену завое­вали русские артисты.

Важная роль в истории русского цирка принадлежит братьям Никитиным — Акиму (1849—1917), Дмитрию (умер в 1919) и Петру (1846—1924), сыновьям крепостного крестья­нина Александра Никитина. Они начали свой путь артистов, давая представления на улице под музыку шарманки, на которой играл их отец. Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах. Скопив до­статочную сумму денег, Никитины открыли в 1873 г. в Пензе небольшой цирк, который имел успех у публики. Дело разрасталось, и скоро Никитины сделались крупнейшими цир­ковыми предпринимателями. В 1886 г. они начали давать представления в Москве. Они смело выдвигали на арену способных русских артистов.

Сила русского цирка, его замечательные особенности прежде всего проявились в жанре сатирической клоунады. Талант­ливые мастера арены Дуровы — Анатолий Лео­нидович (1865—1916) и Владимир Леонидович (1863—1934) смело нападали на все косное и реакционное в царской России. Дуровы были клоунами-дрессировщиками, они использовали своих животных для различных сатирических сценок. Вот одна из них: Анатолий Леонидович Дуров раскладывал на арене три газеты, сре­ди них была реакционная, враждебная народу и освободительному движению газетка «Граж­данин»; клоун громко предлагал свинье вы­брать газету по вкусу, и свинья тыкалась пятач­ком в «Гражданина», а Дуров замечал при этом: «Вот свинья и газету выбрала свинскую!»

Владимир Леонидович Дуров подготовил сценку «Железная дорога», где все роли играли животные, а сам он шутками, направленными против царской администрации, пояснял дей­ствие.

Виталий Ефимович Лазаренко (1890—1939) соединил сатирические номера клоунады с акро­батикой. В 1914 г. он поставил своеобразный рекорд, исполнив сальто-мортале через трех слонов. (Сальто-мортале — итальян­ское слово, буквально «смертельный прыжок»— переворот артиста в воздухе через голову.) Русские музыкальные клоуны-эксцентрики Бим-Бом распевали сатирические куплеты, аккомпанируя себе на пилах, сковородах, само­варных трубах и других «инструментах».

Всемирную известность завоевали цирковые борцы и атлеты Иван Поддубный, Иван Заикин, Николай Вахтуров, Петр Крылов, Иван Шемя­кин, выходившие победителями из соревнова­ний с прославленными чемпионами мира и Европы. Блестящих успехов добились русские наездники, акробаты, жонглеры, эквилибристы, гимнасты, признанные артистами мирового класса. Лучшие из них: братья Александр, Николай и Петр Винкины (Половинкины), Николай Сычев, Ян Польди (Подрезов), Ксе­ния и Михаил Пащенко, Николай Никитин, труппа под руководством Руденко и другие.

Но в номерах программ дореволюционного русского цирка было немало грубости и пош­лости. Клоунада часто унижала человеческое достоинство артистов. Владельцы цирков ре­кламировали опасные номера.

Рождение советского цирка в 1919 г. привет­ствовал В. И. Ленин, призывая освободить новое искусство от элементов старого, буржуаз­ного цирка. Нарком А. В. Луначарский писал, что самое главное для цирка — показывать физическую красоту, силу и ловкость человека, развивать искусство смешного в правдивой и демократической клоунаде.

Советские цирки много работали над боль­шими тематическими спектаклями. Они пока­зывали постановку «Черный пират», в которой рассказывалось о восстании крестьян против феодалов накануне Великой французской рево­люции, и спектакль «Махновщина» — героиче­ские эпизоды из эпохи гражданской войны;

веселый карнавал «Праздник на воде» и пред­ставление «Поводырь с медведем», рисующее трудный путь циркового артиста в царской России. Особенно яркий след в истории совет­ского цирка оставила пантомима — феерия В. В. Маяковского «Москва горит (1905 год)», где утверждалось новое качество советского цирка как искусства публицистического и геро­ического, смело ставящего важные политические вопросы. Здесь героические эпизоды сменялись комедийными, монологи и диалоги сопровож­дались цирковыми трюками и сценками.

В большом тематическом представлении «Карнавал на Кубе», поставленном после побе­ды кубинцев над империализмом и его при­спешниками, были изображены борьба и празд­ник народа.

Злободневность, публицистичность свойст­венны лучшим мастерам советской клоунады. В выступлениях цирковых клоунов отца и сына Лазаренко блестяще сочетались словесные сценки с акробатическими трюками и прыжками через препятствия.

И взрослые зрители, и ребята хорошо знают и любят Карандаша (Михаила Румянцева, р. 1906) — смешного клоуна в черном мешко­ватом костюме, больших ботинках и фетровой шляпе, которую он постоянно комкает и засо­вывает в карман. Проделкам Карандаша нет конца, он все время что-нибудь придумывает. Вот, взобравшись на канат, он падает в сетку, успевая на глазах у всех «поседеть» от страха. Вот он уже стреляет из пушки огурцами по зрителям. Карандаш — не только беззаботный шутник, но и сатирик, разящий острыми, злы­ми шутками бюрократов, подхалимов, рвачей, хулиганов, самодовольных тупиц.

Международного признания добился «сол­нечный клоун» Олег Попов (р. 1930). Вот появ­ляется на арене обаятельный артист с длинны­ми светлыми волосами под большой кепкой. Чем дальше развертывается представление, тем становится яснее, что, несмотря на наивные глаза и простоватое выражение лица, этот парень хитер и что он великолепный спорт­смен с натренированными мускулами. Его под­черкнуто неуклюжие, робкие движения исклю­чительно сложны и точны. Остроумные и ори­гинальные номера на проволоке вызывают одно­временно и восхищение и смех публики. Попов продолжает лучшие традиции русских актеров-скоморохов, которые рядили свой ум в личину простоты.

Клоуны Константин Берман, Леонид Енгибаров, Дмитрий Середа, Юрий Никулин, Михаил Шуйдин, Роман Ширман и другие соз­дали немало своеобразных веселых сценок и са­тирических номеров на современные темы. Секрет успеха советских артистов в трудном, но важ­ном цирковом жанре — клоунаде кроется в злободневности клоунских номеров, в отказе от грубости и безвкусицы, процветавших в старом цирке.

Отважные и смелые укротители показывают силу, ловкость, ум, волю человека, сумевшего ценой упорного труда, лаской и внимательным обращением с животными добиться их полного повиновения.

С большим успехом выступают внуки А. Л. и В. Л. Дуровых — Владимир (р. 1909) и Юрий (р. 1910). Сатирические монологи и шутки они сопровождают сценками, где уча­ствуют выдрессированные животные. Здесь танцующие слоны, морские львы, играющие в мяч, собаки, кото­рые поют под музыку, верблюды, кошки, кры­сы, свиньи, петухи...

А вот на цирковой арене укротители зве­рей: бесстрашная Ири­на Бугримова (Буслаева, р. 1910) одним жестом подчиняет своей воле десять громадных львов, а Александр Александ­ров (р. 1901) заставляет свирепых тигров проде­лывать невероятные уп­ражнения.

Используя традиции старинных поводырей с медведями, Валентин Филатов (р. 1920) создал настоящий медве­жий цирк, где роли акробатов, жонглеров, мотогонщиков, боксеров и клоунов выполняют медведи.

В Советском Союзе развиваются различные формы циркового искусства разных народов и эпох. Вот под звуки карная (узбекского музы­кального инструмента) на арене появляется караван: медлительные верблюды в сопровож­дении погонщиков важно движутся по кругу. Вдруг картина резко меняется: под звуки мар­ша верблюды пускаются вскачь, их торопят лихие наездники, в воздухе переворачиваются акробаты — все в вихре движения. Это труппа артистов Кадыр-Гулям (руководитель номера В. К. Янушевский).

С давних пор жители селения Цовкра (Даге­станская АССР) упражнялись в хождении по канату. Сейчас артисты — выходцы из этого селения — демонстрируют в цирке свое искусст­во под руководством Р. Абакарова и С. Курбанова.

В советских цирках постоянно выступают национальные коллективы грузинских, армян­ских, украинских, узбекских, белорусских и других артистов. В 1965 г. впервые в мире соз­дано оригинальное зрелище «Цирк на льду» (режиссер А. Арнольд).

В Советской стране цирковые артисты, радую­щие народ своим праздничным искусством, поль­зуются большой любовью. И в какой бы стране ни выступали советские артисты, везде их ждет огромный успех.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ