.
Меню сайта
|
ЦИРК. Из истории циркаЦИРК. Из истории циркаЦирк — один из самых ярких и волнующих видов искусства. В цирке человек являет чудеса силы, ловкости, смелости, красоты. Но в отличие от спортсменов артисты цирка играют роли, т. е. стремятся к созданию художественных образов. Свои выступления они облекают в неожиданную, парадоксальную форму, вызывающую острые переживания зрителей. Веселый смех над проделками клоунов сменяется чувством тревоги за акробатов, выполняющих сложные или опасные для их жизни трюки. И потом, после удачного завершения номера, вы испытываете необыкновенно сильную и острую радость и восхищение. Вот почему говорят, что цирк эксцентричен по своей природе. Искусство современного цирка включает множество разнообразных жанров — фигурную езду на лошадях, дрессировку животных, гимнастику, акробатику, клоунаду, эквилибристику, музыкальные номера, демонстрацию фокусов и др. Ставятся в цирке и большие сюжетные представления — пантомимы. Цирки существовали еще в античном мире, но по устройству и назначению мало походили на сегодняшние и были весьма далеки от искусства. Для них строили огромные амфитеатры с вытянутой овальной ареной (длиной до 500 м и шириной до 80 м). Здесь на потеху жестокой толпе бились насмерть гладиаторы. Здесь казнили приговоренных к смерти преступников, бросая их на растерзание хищным зверям. Та- кие цирки навсегда исчезли с гибелью Римской империи. Цирковое искусство ведет свое начало от представлений на ярмарочных площадях средневековых городов и в школах верховой езды. Там, где собирался народ, появлялись ловкие артисты, умевшие делать удивительные трюки. Их называли в Западной Европе гистрионами и жонглерами, на Руси — скоморохами, в Средней Азии — дорбозами. В кругу, образованном толпой, они показывали искусство акробатики, гимнастики, жонглирования, эквилибристики, разыгрывали различные комические сценки. От выступлений в кругу зрителей современный цирк унаследовал круговую арену. В европейских школах верховой езды демонстрировали мастерское умение управлять лошадью и проделывать различные акробатические упражнения. Нередко наездники — берейторы — выступали на ярмарках и гуляниях. Но для выступления им нужны были специальные манежи. Вот почему наездники, продолжительное время выступавшие в городах и возводившие временные манежи и трибуны, стали первыми цирковыми артистами. В 1780 г. Филипп Астлей (1742—1814), в прошлом солдат-кавалерист, построил в Лондоне специальное здание для школы верховой езды, которое историки считают первым в мире постоянным цирком. Его назвали «Амфитеатр Астлея». Представления Астлея имели большой успех у публики. В программу, кроме конных номеров, входили выступления акробатов, гимнастов, жонглеров, фокусников, паяцев (клоунов) и других артистов. В амфитеатре разыгрывали комические и батальные сцены, конные бои. Такие постановки, как «Смерть капитана Кука», «Сражение и смерть капитана Мальбрука», впервые поставленные в «Амфитеатре Астлея», пользовались шумным успехом. В 1793 г. в Париже открыл цирк Антонио Франкони (1737 — год смерти неизв.). Он тоже уделял большое внимание постановкам. Вместе со своими детьми Франкони показывал представления, составленные из отдельных номеров, и цирковые пьесы. Это была эпоха Великой французской революции (см. т. 8 ДЭ, ст. «Как пала Бастилия»). Постановки, шедшие у Франкони, носили героико-патриотический характер и с восторгом принимались публикой. В 1807 г., после смерти Антонио Франкони, его сыновья построили новое здание для представлений и впервые назвали его цирком, использовав название любимого зрелища древних римлян. Скоро это слово повсюду вытеснило прежние наименования. В начале и середине XIX в. цирковые программы составлялись главным образом из цирковых пьес и конных номеров. В перерыве между номерами выступали клоуны. Постепенно канатоходцы, акробаты, гимнасты, жонглеры занимают на аренах все более заметное место. С 60—80-х годов прошлого века в цирках стали выступать укротители диких зверей, прежде показывавшие свое искусство в зверинцах. Сначала они исполняли свои номера в вагонах-клетках, выдвинутых на арену, позже была сконструирована центральная клетка, опоясывающая весь манеж. После первой мировой войны цирки в буржуазных странах, подчиненные целям наживы, постепенно приходят в упадок. Чтобы поднять сборы и «пощекотать нервы» зрителям, в цирках начали рекламировать опасные номера, демонстрировать различных уродов. Цирковые представления в большинстве городов Европы, Америки и Азии проводились все реже и обычно проходили без успеха. Американские предприниматели начали строить трехманежные цирки, где артисты показывали свои номера одновременно на трех аренах, чтобы поразить зрителей грандиозными масштабами, количеством выступающих артистов и животных. Сейчас в большинстве крупнейших городов Европы нет постоянных цирков. Бродячие цирки дают свои представления под брезентовой крышей (шапито), редко задерживаясь в одном городе больше чем на неделю. Цирки эти — своеобразные капиталистические предприятия, располагающие своим автомобильным и даже железнодорожным транспортом. Как правило, цирки держатся на сенсациях, на демонстрации нередко грубых, унижающих человека номеров, хотя там выступают и хорошие артисты. Клоуны Фрателлини и Заватта (Франция), братья Ривельс (Испания), исполнители воздушного полета Ализе (Франция), жокеи-наездники Кароли (Франция), укротитель Бауман (ФРГ), дрессировщик лошадей Шуман (Швеция), гимнастка Богари (Франция) и другие — первоклассные мастера своего дела. В странах народной демократии — ГДР, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Польше, Болгарии — к работе в цирке привлечены писатели, режиссеры, композиторы, художники, вместе с артистами создающие подлинные произведения циркового искусства. В Софии и Бухаресте построены оборудованные по последнему слову техники цирковые здания. Артисты этих стран с большим успехом гастролируют за границей. Цирковое дело в Монгольской Народной Республике создано заново. В России в начале XIX в. большинство цирковых предпринимателей и артистов были иностранцами, но с середины века арену завоевали русские артисты. Важная роль в истории русского цирка принадлежит братьям Никитиным — Акиму (1849—1917), Дмитрию (умер в 1919) и Петру (1846—1924), сыновьям крепостного крестьянина Александра Никитина. Они начали свой путь артистов, давая представления на улице под музыку шарманки, на которой играл их отец. Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах. Скопив достаточную сумму денег, Никитины открыли в 1873 г. в Пензе небольшой цирк, который имел успех у публики. Дело разрасталось, и скоро Никитины сделались крупнейшими цирковыми предпринимателями. В 1886 г. они начали давать представления в Москве. Они смело выдвигали на арену способных русских артистов. Сила русского цирка, его замечательные особенности прежде всего проявились в жанре сатирической клоунады. Талантливые мастера арены Дуровы — Анатолий Леонидович (1865—1916) и Владимир Леонидович (1863—1934) смело нападали на все косное и реакционное в царской России. Дуровы были клоунами-дрессировщиками, они использовали своих животных для различных сатирических сценок. Вот одна из них: Анатолий Леонидович Дуров раскладывал на арене три газеты, среди них была реакционная, враждебная народу и освободительному движению газетка «Гражданин»; клоун громко предлагал свинье выбрать газету по вкусу, и свинья тыкалась пятачком в «Гражданина», а Дуров замечал при этом: «Вот свинья и газету выбрала свинскую!» Владимир Леонидович Дуров подготовил сценку «Железная дорога», где все роли играли животные, а сам он шутками, направленными против царской администрации, пояснял действие. Виталий Ефимович Лазаренко (1890—1939) соединил сатирические номера клоунады с акробатикой. В 1914 г. он поставил своеобразный рекорд, исполнив сальто-мортале через трех слонов. (Сальто-мортале — итальянское слово, буквально «смертельный прыжок»— переворот артиста в воздухе через голову.) Русские музыкальные клоуны-эксцентрики Бим-Бом распевали сатирические куплеты, аккомпанируя себе на пилах, сковородах, самоварных трубах и других «инструментах». Всемирную известность завоевали цирковые борцы и атлеты Иван Поддубный, Иван Заикин, Николай Вахтуров, Петр Крылов, Иван Шемякин, выходившие победителями из соревнований с прославленными чемпионами мира и Европы. Блестящих успехов добились русские наездники, акробаты, жонглеры, эквилибристы, гимнасты, признанные артистами мирового класса. Лучшие из них: братья Александр, Николай и Петр Винкины (Половинкины), Николай Сычев, Ян Польди (Подрезов), Ксения и Михаил Пащенко, Николай Никитин, труппа под руководством Руденко и другие. Но в номерах программ дореволюционного русского цирка было немало грубости и пошлости. Клоунада часто унижала человеческое достоинство артистов. Владельцы цирков рекламировали опасные номера. Рождение советского цирка в 1919 г. приветствовал В. И. Ленин, призывая освободить новое искусство от элементов старого, буржуазного цирка. Нарком А. В. Луначарский писал, что самое главное для цирка — показывать физическую красоту, силу и ловкость человека, развивать искусство смешного в правдивой и демократической клоунаде. Советские цирки много работали над большими тематическими спектаклями. Они показывали постановку «Черный пират», в которой рассказывалось о восстании крестьян против феодалов накануне Великой французской революции, и спектакль «Махновщина» — героические эпизоды из эпохи гражданской войны; веселый карнавал «Праздник на воде» и представление «Поводырь с медведем», рисующее трудный путь циркового артиста в царской России. Особенно яркий след в истории советского цирка оставила пантомима — феерия В. В. Маяковского «Москва горит (1905 год)», где утверждалось новое качество советского цирка как искусства публицистического и героического, смело ставящего важные политические вопросы. Здесь героические эпизоды сменялись комедийными, монологи и диалоги сопровождались цирковыми трюками и сценками. В большом тематическом представлении «Карнавал на Кубе», поставленном после победы кубинцев над империализмом и его приспешниками, были изображены борьба и праздник народа. Злободневность, публицистичность свойственны лучшим мастерам советской клоунады. В выступлениях цирковых клоунов отца и сына Лазаренко блестяще сочетались словесные сценки с акробатическими трюками и прыжками через препятствия. И взрослые зрители, и ребята хорошо знают и любят Карандаша (Михаила Румянцева, р. 1906) — смешного клоуна в черном мешковатом костюме, больших ботинках и фетровой шляпе, которую он постоянно комкает и засовывает в карман. Проделкам Карандаша нет конца, он все время что-нибудь придумывает. Вот, взобравшись на канат, он падает в сетку, успевая на глазах у всех «поседеть» от страха. Вот он уже стреляет из пушки огурцами по зрителям. Карандаш — не только беззаботный шутник, но и сатирик, разящий острыми, злыми шутками бюрократов, подхалимов, рвачей, хулиганов, самодовольных тупиц. Международного признания добился «солнечный клоун» Олег Попов (р. 1930). Вот появляется на арене обаятельный артист с длинными светлыми волосами под большой кепкой. Чем дальше развертывается представление, тем становится яснее, что, несмотря на наивные глаза и простоватое выражение лица, этот парень хитер и что он великолепный спортсмен с натренированными мускулами. Его подчеркнуто неуклюжие, робкие движения исключительно сложны и точны. Остроумные и оригинальные номера на проволоке вызывают одновременно и восхищение и смех публики. Попов продолжает лучшие традиции русских актеров-скоморохов, которые рядили свой ум в личину простоты. Клоуны Константин Берман, Леонид Енгибаров, Дмитрий Середа, Юрий Никулин, Михаил Шуйдин, Роман Ширман и другие создали немало своеобразных веселых сценок и сатирических номеров на современные темы. Секрет успеха советских артистов в трудном, но важном цирковом жанре — клоунаде кроется в злободневности клоунских номеров, в отказе от грубости и безвкусицы, процветавших в старом цирке. Отважные и смелые укротители показывают силу, ловкость, ум, волю человека, сумевшего ценой упорного труда, лаской и внимательным обращением с животными добиться их полного повиновения. С большим успехом выступают внуки А. Л. и В. Л. Дуровых — Владимир (р. 1909) и Юрий (р. 1910). Сатирические монологи и шутки они сопровождают сценками, где участвуют выдрессированные животные. Здесь танцующие слоны, морские львы, играющие в мяч, собаки, которые поют под музыку, верблюды, кошки, крысы, свиньи, петухи... А вот на цирковой арене укротители зверей: бесстрашная Ирина Бугримова (Буслаева, р. 1910) одним жестом подчиняет своей воле десять громадных львов, а Александр Александров (р. 1901) заставляет свирепых тигров проделывать невероятные упражнения. Используя традиции старинных поводырей с медведями, Валентин Филатов (р. 1920) создал настоящий медвежий цирк, где роли акробатов, жонглеров, мотогонщиков, боксеров и клоунов выполняют медведи. В Советском Союзе развиваются различные формы циркового искусства разных народов и эпох. Вот под звуки карная (узбекского музыкального инструмента) на арене появляется караван: медлительные верблюды в сопровождении погонщиков важно движутся по кругу. Вдруг картина резко меняется: под звуки марша верблюды пускаются вскачь, их торопят лихие наездники, в воздухе переворачиваются акробаты — все в вихре движения. Это труппа артистов Кадыр-Гулям (руководитель номера В. К. Янушевский). С давних пор жители селения Цовкра (Дагестанская АССР) упражнялись в хождении по канату. Сейчас артисты — выходцы из этого селения — демонстрируют в цирке свое искусство под руководством Р. Абакарова и С. Курбанова. В советских цирках постоянно выступают национальные коллективы грузинских, армянских, украинских, узбекских, белорусских и других артистов. В 1965 г. впервые в мире создано оригинальное зрелище «Цирк на льду» (режиссер А. Арнольд). В Советской стране цирковые артисты, радующие народ своим праздничным искусством, пользуются большой любовью. И в какой бы стране ни выступали советские артисты, везде их ждет огромный успех. |
ПОИСК
Block title
|