.
Меню сайта
|
Мастера советского балетаМастера советского балетаДо Великой Октябрьской социалистической революции искусство танца, условное и обобщенное, считалось искусством для избранных, которое недоступно массе непосвященных. Когда в театр пришли новые зрители, недавно совершившие революцию, они полюбили балет за поэтичность и красоту, но предъявили ему и свои требования. От балета они ждали такого же оптимизма, который был в них самих. Исполнительское искусство советского балета расцветало на традициях русской школы, классического танца. Классический танец продолжал жить и на советской сцене, но видоизменялся, обогащался новыми особенностями. Первый советский балет на современный сюжет «Красный мак» (музыка Глиэра) был поставлен в 1927 г. коллективом Большого театра. Трагический образ маленькой китаянки Тао Хоа создала в этом балете Екатерина Гельцер (1876—1962). Ее искусство говорило, что можно и нужно вернуть себе человеческое достоинство, подняться на борьбу с угнетателями, если даже эта борьба будет стоить жизни. Екатерина Гельцер была первой балериной, получившей звание народной артистки в Стране Советов. Танцевальная манера Гельцер была широка и живописна. Технические трудности танца она преодолевала легко и с блеском, увлекаясь ими. Гельцер первая из советских балерин вынесла свое искусство из стен театра на площадки клубов и дворцов культуры. За ней на открытых эстрадах появились и другие мастера советского балета. Это танцовщики Ленинградского театра оперы и балета Елена Люком (р. 1891) и Борис Шавров (р. 1900). В 20-е годы они были не только ведущими мастерами балета, но и создателями советского эстрадного танца, граничащего с акробатикой. Люком параллельно с Гельцер создала в «Красном маке» свой — нежный и трогательный — образ Тао Хоа. Находки Люком и Шаврова на эстраде оказали свое влияние на всю советскую хореографию. Балерина Большого театра Викторина Кригер (р. 1896) с большим успехом выступала в балете «Дон Кихот» (музыка Л. Минкуса). В роли Китри, дочери трактирщика, Кригер ошеломляла движениями необыкновенного рисунка и стремительностью темпа, Недаром современники улавливали в ее танце «машинные ритмы и темпы времени». Ее дуэт с партнером стал дуэтом равных, одинаково сильных и уверенных в себе артистов, так же как и дуэты Екатерины Гельцер и Василия Тихомирова, Марины Семеновой и Алексея Ермолаева, Наталии Дудинской и Вахтанга Чабукиани. Балерина Марина Семёнова (р. 1908) показала во всей полноте и блеске возможности классического танца. Танцовщица с необыкновенными профессиональными данными, она в старых классических спектаклях раскрыла гордую душу своих героинь. Ее Одетта в «Лебедином озере» Чайковского — сильная, страстная и мятежная. В одном из этапных спектаклей советской хореографии — «Пламя Парижа» (1932, музыка Асафьева) — Семенова создала образ актрисы Мирель де Пуатье. Главным героем спектакля стал народ. Застывшая в скульптурной позе фигура балерины воспринималась как олицетворение свободы. Одним из основоположников мужского героического танца в нашей хореографии по праву считается Алексей Ермолаев (р. 1910). Не существовало движений в классическом танце, которые были бы ему не под силу, а он еще усложнял эти движения, делая их более виртуозными. Ермолаев заставил по-новому увидеть классику. А позже в пантомимных ролях он показал, какое острое социальное звучание можно придать в балете образу Тибальда («Ромео и Джульетта», музыка Прокофьева) или мятущегося злодея Северьяна («Сказ о каменном цветке», 1954, музыка Прокофьева). Асаф Мессерер (р. 1903) — прекрасный исполнитель партий в классических балетах на сцене Большого театра. Но запомнился он современникам гротескными образами в балете и на эстраде. В 30-е годы в исполнительском искусстве советского балета постепенно развивается лирика. Хрупкая, легкая, с утонченными линиями тела, Галина Уланова (р. 1910) возродила традиции великих балерин прошлого — Марии Тальони и Анны Павловой. Каждое ее движение, каждый жест полны психологического смысла, раскрывают душевный мир героини. Танцы Улановой отличаются углубленным лиризмом, внутренним драматизмом. И этим балерина покорила зрителей всего мира (см. ст. «Галина Уланова»). «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Ромео и Джульетта» (1940) — балеты, исполнители которых стали фактическими соавторами спектакля. В поставленном Р. Захаровым «Бахчисарайском фонтане» партнером Улановой был Константин Сергеев (р. 1910). Артист, исполнявший роли Вацлава и Ромео, положил начало лирическому мужскому танцу в советском балете и остался его непревзойденным исполнителем (Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова). Имя Татьяны Вечесловой навсегда связано с образом Заремы («Бахчисарайский фонтан»), имя Сергея Кореня — с Меркуцио («Ромео и Джульетта»), Марии Сорокиной — с Лолой («Лола», 1946, музыка Василенко), Аллы Шелест — с Эгиной («Спартак», 1956, музыка Хачатуряна). Все это лучшие мастера советского балета. Одной из самых ярких фигур стал грузинский танцовщик и балетмейстер Вахтанг Чабукиани (р. 1910). Он — весь в стихии танца. Игра, мимика, образ — все это растворялось в героическом, вдохновенном порыве. В своих постановках «Сердце гор» (1938, музыка Баланчивадзе), «Лауренсия» (1939, музыка Крейна), «Отелло» (1957, музыка Мачавариани) Чабукиани утверждал торжество героического мужского танца (Ленинградский оперный театр им. Кирова, Тбилисский театр оперы и балета им. Палиашвили; см. илл., стр. 542). Балетный театр 30—40-х годов утвердил в нашей хореографии большие идеи, высоко поднял актерское искусство и традиции классического танца. Виртуозность Наталии Дудинской (р. 1912) не знала себе равных. Это победная песня прекрасного человеческого тела, преодолевающего законы земного притяжения и равновесия. В своих поздних ролях, например в образе белой девушки Сари («Тропою грома», 1958, музыка Караева), балерина подчиняла технику танца актерским задачам раскрытия образа. Новый этап нашей хореографии обозначился тогда, когда молодой балетмейстер Юрий Григорович очень своеобразно решил постановку балета «Каменный цветок» («Сказ о каменном цветке», 1957, музыка Прокофьева). Образность танца рождалась из слияния движений русского народного и классического танца (см. ст. «Народный танец»). Этот балет — поэтичный рассказ о творческих поисках художника. Майя Плисецкая (р. 1925) — танцовщица с энергичной и броской манерой танца — выступила в партии Хозяйки Медной горы (Большой театр). Лукавая, а порой простодушная, жестокая и добрая, героиня то сливается с самой русской природой, то превращается в любящую женщину (см. илл., стр. 542). Ярок и дерзок танец Плисецкой и в классических балетах. В Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова партию Хозяйки Медной горы танцевала Алла Осипенко (р. 1932). Талантливые балетмейстеры И. Вельский, Л. Якобсон, Н. Касаткина и В. Василёв, Ю. Григорович, О. Виноградов поставили на сценах балетных театров страны новые балеты и возродили постановки классических спектаклей: «Берег надежды», музыка Петрова; «Конек-горбунок», музыка Щедрина; «Клоп», музыка Отказова и Фиртича; «Двенадцать», музыка Тищенко; «Весна священная», музыка Стравинского; «Легенда о любви», музыка Меликова; «Щелкунчик», музыка Чайковского; «Золушка» и «Ромео и Джульетта», музыка Прокофьева, и др. В этих балетах выступило новое поколение советских танцовщиков. Яркая индивидуальность в любой роли отличает Е. Максимову и В. Васильева, Н. Макарову и Ю. Соловьева, Н. Бессмертнову и М. Лавровского, А. Сизову и М. Лиепу, Н. Сорокину и Ю. Владимирова, Б. Акимова. В русской народной пляске, в ее пластичности и широте находим мы в зародыше черты, которые стали основными для исполнительской манеры русской школы. А в национальных республиках балетмейстеры часто соединяют движения классического танца с движениями танцев своего народа. Неповторимая национальная окраска сообщается партиям солистов, массовым и танцевальным сценам. Так появляется в грузинском балете «Сердце гор» (постановка В. Чабукиани) воинственный танец «Хоруми», в белорусском «Соловье» (постановка А. Ермолаева) — гуцульская пляска, в финском «Сампо» (постановка И. Смирнова) — финские пляски. В театрах национальных республик выросло не одно поколение очень своеобразных артистов советского балета. Не только наши, но и многие зарубежные зрители знают и любят солистов балета — узбечку Тамару Ханум и азербайджанку Г. Алмас-заде, киргизку Б. Бейшеналиеву и бурятку Л. Сахьянову, эстонку X. Пуур и латыша X. Ритенберга и многих других. Глубиной идей, выразительностью, осмысленностью, музыкальностью советский балет покорил и продолжает покорять зрителей во всем мире. |
ПОИСК
Block title
|