. Народный танец
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Народный танец

Народный танец

Еще первобытные люди изображали в ритмических движениях, как они охотились, ловили рыбу, возделывали землю, сражались с врагом, радовались удачам или переживали горе. Появи­лись общие движения, повторявшиеся всеми участниками танца. Танцующие брались за руки, образуя цепь или круг. Так родился хоровод — самый древний и простой вид массового танца. Выработалась разнообразные движения — например, в закрытом хороводе шли по кругу, а в открытом двигались цепочкой или «улиткой».

Хоровод мы найдем в танцевальной культуре почти всех народов (за иск­лючением арабских). Его черты можно увидеть во французской фаран­доле, немецком ленгетанце, английском тренчморе и в рус­ском танце курских крестьян, который называется танок. И все же каж­дому из этих танцев свойствен особый характер, связанный с бытом и исто­рией народа.

Для девичьих хороводных танцев Южной Индии кумми, исполняемых под общее пение, характерны резкие движения, частая смена ритмов — то быстрых, то медленных. Смуглые девушки в ярких сари движутся по кругу, сложив ладони в приветствен­ном жесте. Они изображают в танце и рассказывают в песне о том, как очищают рис, как растирают пряности между двумя камнями, как несут со­суды с водой.

А когда под напевную русскую песню «Во поле березонька стояла» плавно скользят по кругу девушки с ру­сыми косами, в ярких сарафанах, то движения их — мягкие, широкие — вторят пленительной красоте песенной мелодии. В русских хороводах самая излюбленная форма — перепляс, своеобразное состязание, в котором каждый старается придумать новое колено и перещеголять других в умении и ловкости. Любой народный танец всегда содержит элемент твор­чества, импровизации и исполняется его участниками для собственного удовольствия.

Хоровод дал начало национальному танцу. Постепенно из группы участ­ников хоровода выделились солисты-танцоры. На основе простейших эле­ментов танца — шагов, притопов, скачков, скольжений — солисты приду­мывали и отрабатывали новые, более сложные и выразительные движения.

От поколения к поколению пере­давались наиболее красочные движе­ния массового танца, которые определяли его национальное своеоб­разие. Еще позднее от массового танца отделился парный танец. Его исполнители сами уже не пели, а тан­цевали под пение зрителей. Затем появилось инструментальное сопро­вождение.

У армян, испанцев, индонезийцев встречаются классические народные танцы, по слож­ности и отточенности формы не усту­пающие уровню балетного искусства. Образцами таких танцев могут служить родившиеся в Индии много тысячеле­тий назад танцы стиля «Бхарат Натьям», где равное значение при­дается движениям рук, ног и корпуса, выразительности лица.

Народные танцы тесно связаны с музыкой, ее содержанием, ритмом, композицией. Некоторые из них ис­полняются совсем без музыкального сопровождения (например, югослав­ское немое коло), хотя и они имеют определенный ритмический рисунок и подчиняются законам музыки.

Сочетания простейших чередований и повторений, выразительных дви­жений народного танца дали жизнь почти всем па классического балета.

Мастера балета черпают материал из народного танцевального твор­чества как из вечного источника (см. ст. «Из истории зарубежного балета»).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ