. Звезды балета
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Звезды балета

Звезды балета

Танцовщиц в балете всегда очень много — это артистки кордебалета, состав­ляющие многочисленный коллектив, без кото­рого невозможно исполнение массовых тан­цев, и первые и вторые солистки — им поручаются сольные номера, дуэты, па-де-труа.

Главная танцовщица балетной труппы — балерина. Для нее сочиняется централь­ная роль в балете — самая большая и самая трудная, требующая высокого мастерства.

С полотна французского живописца Н. Ланкре улыбается Мари Камарго — звезда балета XVIII в. Во множестве гравюр живет неве­сомая грация Марии Тальони — прослав­ленной балерины прошлого столетия. Литографии 40-х годов XIX в. представляют нам миловидно-юную Карлотту Гризи, для которой некогда был поставлен и поныне идущий ба­лет «Жизель». Великая Анна Павлова, удли­ненные, «бесплотные» линии ее танца запечат­лены замечательным художником Валентином Серовым (см. ст. «Анна Павлова»).

В наше время пытаются запечатлеть искус­ство балерины на кинопленке. Так, вы можете увидеть гениальную Галину Уланову в «Жизели», «Ромео и Джульетте», «Седьмом вальсе» Шопена, «Умирающем лебеде», «Бахчисарай­ском фонтане». Ее творческая жизнь — символ и образец искусства балерины (см. ст. «Галина Уланова»). Вы можете посмотреть и талантливо

сделанную кинобиографию Майи Плисецкой, где воссоздан путь превращения одаренной школьницы во всемирно известную прима-балерину Большого театра. Но лишь побывав на «живом» спектакле, по-настоящему ощутишь все особенности этой профессии. Каждая роль ставит перед балериной новые задачи и резко отлична от другой. И какой бы спектакль мы ни взяли, везде и всегда балери­на должна танцем рассказать о судьбе, о ду­шевной жизни своей героини, передать ее ха­рактер. Подчас ей приходится перевоплощать­ся даже в одном и том же спектакле.

Мы встречаем в новой постановке «Щелкунчика» на сцене Большого театра Ека­терину Максимову — Машу. В первой картине это совсем девочка, подросток. Но вот закончен рождественский вечер, начинается Сон, и мы видим ту же балерину прекрасной девушкой, совершающей небывалое путешествие к шине новогодней елки.

Нельзя забывать и о партнере балерины — первом танцовщике (или премь­ере) балетной труппы. История балета сохра­нила славные имена первых танцовщиков —исполнителей главных партии, таких, как Огюст Вестрис (современники называли его бо­гом танца), Вацлав Нижинский и другие. Совет­ский балет вызвал к жизни творчество множест­ва талантливейших премьеров — от выдающе­гося мастера хореографии 30—40-х годов Вахтанга Чабукиани, создателя спектаклей «Серд­це гор», «Лауренсия» и исполнителя главных ролей в них, до великолепных молодых масте­ров наших дней (см. ст. «Мастера советского балета»).

Одну и ту же партию каждый первый тан­цовщик и каждая балерина истолковывают по-своему — достаточно вспомнить, сколько на­копилось за почти вековую жизнь «Лебединого озера» и «Дон Кихота» самых различных испол­нительских прочтений одного и того же «танцевального текста». В богатстве различ­ных дарований балерин и премьеров — залог вечной новизны, одушевленности и очарования балетного спектакля.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ