. БАЛЕТ. Искусство балета
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

БАЛЕТ. Искусство балета

БАЛЕТ. Искусство балета

Каждое искусство своими средствами рас­сказывает людям о человеческих переживаниях, мыслях, чувствах, о всевозможных событиях — реальных, сегодняшних и исторических или фантастических. И каждое искусство по-своему условно. И быть может, музыкальный театр — опера и особенно балет — наиболее условен. Почему «особенно балет»? Потому что даже в опере, где вместо обычной речи действующие лица поют, они поют слова. А слова легко понять — они привычны.

В балете — не то. Балет лишен слова. Его основа — танец. Но танец состоит из отдель­ных движений, которые можно сравнить с бук­вами, слогами, словами. И как из слов в литературе получаются предложения, фразы, из которых могут возникнуть рассказы и поэмы, романы и стихи, так в балете из отдельных дви­жений возникают танцы, составляющие балет-спектакль, который может рассказать и о раз­ных событиях, и о различных состояниях души героев... Рассказать безмолвно. Только дви­жением тела, выражением лица артиста.

Но чтобы стать таким артистом, который способен вести разговор на языке танца, нужно обладать особыми природными данными, ода­ренностью и долго (девять лет!) учиться в спе­циальной школе.

Главный предмет в балетной школе — клас­сический танец. Существует еще много других специальных дисциплин: музыка, актерское мастерство, дуэтный танец, т. е. танец вдвоем, историко-бытовой, народно-сценический, ха­рактерный танец и т. д. Все они необходимы для того, чтобы воспитанник школы стал артистом балета. Кроме того, здесь проходят все пред­меты по обычной школьной программе. В школе развиваются способности, необходимые для будущих выступлений на сцене. Тело артиста в танце становится пластичным и выразитель­ным.

Балетный спектакль состоит из нескольких слагаемых: литературной первоосновы спек­такля (либретто), музыки и хореографии, из которых исходят композитор (автор музыки) и балетмейстер (хореограф), сочиняю­щий танцы. Танцы должны отвечать содержа­нию либретто и мысли, настроению музыки. Либретто, музыка и хореография нуждаются в соответствующем оформлении. Его находит художник.

Декорации не только создают определенное место действия, но и атмосферу, которая помо­гает зрителю почувствовать и понять характер героев, идею произведения. Особую роль игра­ет в балете костюм. Он должен отличаться лег­костью и своим цветом и формой отвечать личности каждого персонажа. Но при этом лишь намеком и очень условно он может при­ближаться к бытовому или историческому костюму: балетный артист на сцене должен быть одет так, чтобы его костюм не мешал, а помогал движению.

Все авторы спектакля — композитор, ба­летмейстер и художник — отталкиваются от содержания, изложенного в литературной фор­ме. Но каждый из них создает как бы само­стоятельное произведение своего искусства — музыкального, танцевального, изобразитель­ного. Однако самостоятельность этих произве­дений относительна. Они должны гармоничес­ки сливаться друг с другом, и только тог­да, при наличии талантливых исполнителей, возникнет целое — балет, балетный спектакль.

Таким образом, так же как и в драме или опере, создание балета начинается с пьесы. Но пьеса здесь особенная: либретто (сцена­рий) сравнительно коротко излагает основные события, рассказывая о взаимоотношениях дей­ствующих лиц и положениях, в которые они попадают. Либретто чаще всего основывается на произведении большой литературы, исполь­зует его главные драматургические «вехи». А балетмейстер, ориентируясь на них, сочиняет танцы, которые раскрывают самую суть литературного произведения. Например, в Большом театре создан балет на основе совре­менной повести лауреата Ленинской премии Чингиза Айтматова «Тополек мой в красной косынке».

А кто из вас не помнит сказок своего недав­него детства — «Спящей красавицы» Перро или «Щелкунчика» Гофмана? Они послужили осно­вой для прекрасных балетов на музыку Чай­ковского. Все вы читали или вскоре прочтете поэму Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Хотелось бы, чтобы вы знали о существова­нии балетов «Бахчисарайский фонтан» (музыка Б. Асафьева), «Ромео и Джульетта» (музыка С. Прокофьева). Эти балеты вдохновлены ге­нием величайших поэтов мира — англичанина Вильяма Шекспира и русского Александра Пушкина...

Но есть балеты, либретто для которых не берется из литературных источников, а сочи­няется специально. Так, французский поэт XIX в. Т. Готье написал либретто «Жизели» (музыка А. Адана), лишь отчасти связанное с легендой о вилиссах, упомянутой Гейне.

А бывают балеты и вовсе без литературной первоосновы. Их основа — только музыка, ее содержание, ее мысль. Гениальный русский хо­реограф Михаил Фокин создал спектакль, выразив свое понимание музыки Шопена в за­мечательных танцах балета «Шопениана».

А сейчас, на примере самого популярного балета, который ставят почти во всех театрах мира, попытаемся разобрать слагаемые балет­ного спектакля.

Вы, вероятно, догадались, что речь идет о «Лебедином озере» Чайковского. Он создал этот свой первый балет в 1876 г. на либретто В. Бегичева и В. Гельцера.

Либретто сказочное: злой волшебник превра­тил прекрасных девушек в лебедей. Королева ле­бедей Одетта рассказывает заблудившемуся прин­цу Зигфриду о горе ее подруг, о ее собствен­ном несчастье. Избавить от него может только верная любовь. Зигфрид клянется спасти Одет­ту и ее печальную свиту. Но злой волшебник является на придворный бал с двойником Одет­ты — Одиллией. Юноша думает, что перед ним та, которую он встретил на зачарованном озере лебедей, и неведомо для себя нарушает клятву верности Одетте. Ее отчаяние беспредельно. Но Зигфрид, поняв свою ошибку, устремля­ется к озеру. В страшной схватке он побеждает волшебника и, освободив лебедей от злых чар, искупает свою невольную вину перед их пре­красной королевой.

Музыка оказалась столь же поэтичной, воз­вышенной и светлой, как сюжет. Она поразила всех тем, что, раскрывая сказочное содержа­ние, передавала реальные, человеческие чувст­ва, благородные и сложные. Сострадание, вер­ность, смятение души, раскаяние, отвага, пе­чаль и радость — все раскрывалось в этих, тогда непривычных мелодиях... Балет впер­вые в истории хореографии получил симфони­ческую музыку: она, как никогда, была глу­бока, полна мысли и самых разных настрое­ний — от щемящей печали и лиризма в царст­ве лебедей до радости и торжества коварной Одиллии.

Танцы, сочиненные выдающимися балетмей­стерами петербургского театра Мариусом Петипа и Львом Ивановым, в постановке 1895 г. передавали суть происходящих событий и на­строения действующих лиц, столь совершенно воплощенные в музыке. В результате в «Ле­бедином озере» появились все виды танцев, принятых в классических балетах; здесь и чистая классика лебединых картин, и характерный танец (неапо­литанский, мазурка и др.), и гротеско­вый (партия шута), и историко-бытовой танец (полонез и др.). Все они имеют одну общую основу — русскую школу академического балета. Все передают содержа­ние либретто и музыки, характер событий и переживания действующих лиц.

Декорации «Лебединого озера», как и дру­гих старых спектаклей, сейчас выглядят сов­сем по-иному, чем при рождении балета. Раз­ные художники разных эпох все время ищут свое изобразительное решение темы балета, мысли музыки.

Впрочем, меняются со временем не только декорации и костюмы. Время накладывает свой отпечаток на весь спектакль, на все его слагаемые: либретто, трактовку музыки, хо­реографию, манеру исполнения. И даже старые балеты, которые мы бережно храним, не могут и не должны оставаться застывшими и неизмен­ными, как музейные экспонаты.

Балет — живое искусство. Оно развивается и видоизменяется вместе с жизнью. И в этом — одна из самых привлекательных его черт.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ