.
Меню сайта
|
Советский оперный театрСоветский оперный театрВ первые годы Советской власти трудно было содержать огромные здания, которые нечем было отапливать и освещать. Некоторые говорили, что пролетариату не нужна опера, буржуазное развлечение, и императорские театры надо закрыть. Но В. И. Ленин не позволил сделать этого. Народный комиссар просвещения А. В. Луначарский в статьях о Большом театре говорил: «Новая опера зажжет свой огонь от самых ярких факелов старой оперы». Директором Большого театра был назначен Л. В. Собинов, Мариинскую оперу возглавил Ф. И. Шаляпин. Появились музыкальные театры в городах, где их прежде не было. Теперь все театры стали государственными. Помимо Большого театра, в Москве открылись Студия имени Станиславского и Музыкальный театр Немировича-Данченко (объединившиеся впоследствии в театр им. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко). В Ленинграде с 1918 г. существует Малый оперный театр. С 1919 г. ведущим театрам было присвоено звание академических, и постепенно это звание завоевывают лучшие театры республик. Теперь в стране более тридцати оперных театров. С новой силой зазвучала на сцене русская и зарубежная классика. Опера «Иван Сусанин» теперь как бы родилась заново. Образ Ивана Сусанина замечательно воплотили на сцене Большого театра А. Пирогов, М. Рейзен, М. Михайлов, И. Петров. Заново в полной редакции поставлены оперы Мусоргского, возобновлены постановки забытых опер. Стали появляться на сцене и новые произведения советских композиторов. Большим событием в конце 20-х годов явилась постановка в Ленинграде оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». В 30-е годы была создана опера Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» (см. статьи «Д. Д. Шостакович», «С. С. Прокофьев»). Первыми получили звание народного артиста республики старейшие наши певцы А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин. Семья советских артистов все время пополняется молодыми талантами. Еще выступали на сцене певцы старшего поколения, когда начали свой путь молодые Г. и А. Пироговы, И. Козловский, С. Лемешев, Н. Обухова, К. Держинская, В. Барсова, Е. Степанова, М. Максакова, чьими именами гордится наш оперный театр. Выдвинулись в советское время дирижеры Н. Голованов, А. Пазовский, С. Самосуд, В. Дранишников; A. Мелик-Пашаев, Г. Рождественский. Среди художников, посвятивших себя работе в оперном театре, большую известность завоевали Ф. Федоровский, П. Вильяме, В. Дмитриев, B. Рындин. Каждая из столиц советских республик стала центром национальной музыкальной культуры — в оперных театрах осуществлены постановки национальных опер (см. ст. «Музыка в союзных республиках»). Во всех республиках появились мастера оперного искусства, заслужившие высшее в нашей стране звание народного артиста СССР (введено в 1936 г.). Это узбекские певицы X. Насырова и С. Кабулова, киргизка С. Киизбаева, туркменка М. Кулиева, казашка К. Байсеитова— женщины Востока, которые выступили на сцене, смело нарушив запрет мусульманской религии. Среди первых признанных мастеров были певцы Азербайджанского театра оперы и балета им. М. Ахундова — Р. Мамедов, прозванный «Бюль-Бюль» (соловей) и Ш. Мамедова. В армянском театре им. А. Спендиарова засверкало искусство А. Даниелян, Г. Гаспарян, П. Лисициана, Т. Сазандарян. В грузинском театре им. 3. Палиашвили расцветали дарования Д. Андгуладзе, Д. Гамрекели, П. Амиранашвили, Е. Сохадзе, З. Анджапаридзе. Белоруссия гордится такими мастерами, как Л. Александровская, Т.Нижникова, З. Бабий. Многочисленный отряд мастеров оперного искусства трудится на Украине. Первыми народными артистами СССР были М. Литвиненко-Вольгемут, И. Паторжинский, 3. Гайдай. Высока оперная культура в прибалтийских республиках. Артисты театра «Эстония» Т. Куузик и Г. Отс и выдающиеся певицы Латвии — Ж. Гейне-Вагнер и Э. Пакуль носят звание народных артистов СССР. Многие советские оперные певцы — И. Архипова, Г . Вишневская, Б. Гмыря, И. Петров и другие — выступают с большим успехом в разных странах мира.
|
ПОИСК
Block title
|