. Русский оперный театр и его артисты
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Русский оперный театр и его артисты

Русский оперный театр и его артисты

В России первые оперы были по­ставлены в XVIII в. на сцене при­дворного Эрмитажного театра (Петер­бург). В домашнем театре Н. Шереме­тева (Останкино, под Москвой) играли крепостные артисты, и среди них та­лантливая Прасковья Жемчугова.

Оперные здания были построены в конце XVIII в. (Петербург, 1783; Москва, 1780). Оперные труппы этих театров тоже составлялись из крепо­стных актеров. В других городах России оперные театры начали рабо­тать в XIX в. (Одесса, Тифлис, Киев, Казань, Харьков, Пермь).

В начале XIX столетия два крупнейших оперных театра России счи­тались казенными, или императорски­ми, театрами, так как подчинялись царскому двору. Один из них — Мариинский театр в Петербурге (теперь им. Кирова). Нынешнее здание теат­ра построено по проекту архитек­тора А. Кавоса) на месте сгорев­шего в 1860 г. Второй — в Москве — Большой театр (прежде назывался Петровским театром, так как построен на улице Петровке). Он сгорел во время нашествия французов и был восстановлен в 1824 г. архитектором О. Бове.

Знатная публика увлекалась пением итальянцев, а русские спектакли ставились не часто.

Начало классического периода рус­ского искусства знаменует собой по­становка оперы Глинки «Иван Су­санин» («Жизнь за царя»). В Пе­тербурге она прозвучала впервые 9 де­кабря 1836 г., в Москве — почти шесть лет спустя.

В это время в русском оперном театре складывался национальный стиль пения, отличавшийся широтой распева, задушевностью, психоло­гической глубиной в раскрытии харак­тера оперного героя. Эти черты рус­ского исполнительского искусства принесли ему впоследствии мировое при­знание.

Голоса русских певцов не уступали по красоте и силе голосам приезжих знаменитостей. Необыкновенной та­лантливостью отличалась А. Петрова-Воробьева, чей голос, по словам кри­тика В. Стасова, — «один из самых необычайных, изумительных контраль­то в целой Европе». Мужа ее О. Пет­рова называли «Щепкиным русской оперы». В партиях Ивана Сусанина, Руслана, Мельника певец поражал и красотой голоса, и правдивостью, проникновенностью игры. И в Петер­бурге, и в Москве известен был С. Гулак-Артемовский — обладатель замечательного баса.

Среди московских оперных певцов выделялись Н. Репина-Верстовская, Е.Семенова, Н. Лавров, чей голос называли упоительным, А. Бантышев, прозванный московским со­ловьем.

Но драгоценнейшие сокровища отечественного оперного репертуара долгое время оставались не оценен­ными по достоинству. Они шли лишь в исковерканном, сокращенном виде. Оперы, где звучали свободолюбивые идеи, не допускались на сцены им­ператорских театров.

Только в 80-х годах были постав­лены русские оперы на сценах ча­стных театров, не подчинявшихся царскому двору. Лучший из таких театров принадлежал С. И. Мамон­тову — человеку, по словам Ф. Ша­ляпина, «влюбленному в наше, в рус­ское искусство». Мамонтовский театр работал в Москве в 1885—1888 и в 1896—1904 гг. Каждый его спек­такль был шедевром искусства. Здесь были собраны лучшие певцы, дири­жеры, художники. На Мамонтовской сцене прославились певцы Н. Салина, Е. Цветкова, Н. Забела-Врубель (см. илл., стр. 272—273), А. Секар-Рожанский; здесь мужал гений Ф. Шаляпина.

В другом частном театре предпри­ниматель С. И. Зимин также ставил с успехом русские оперы. В этом теат­ре выступал Л. Собинов.

В 90-е годы в постановках рус­ского оперного репертуара наконец проявили себя и казенные театры. Артисты Мариинского театра — Ме­дея и Николай Фигнер (тенор) были любимцами публики. Выдающийся баритон Л. Яковлев — один из са­мых блестящих исполнителей партии Онегина. Превосходный бас был у ар­тиста Ф. Стравинского, отца выдаю­щегося русского композитора И. Стра­винского. Незабываемый сценический образ Гришки Кутерьмы в поздней опере Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже» создал И. Ершов.

На рубеже двух столетий в мос­ковском Большом театре работала целая плеяда выдающихся артистов: П. Хохлов — яркий исполнитель пар­тии Онегина, Е. Збруева, В. Петров.

Искусство исполнителей радовало, как праздник, когда на сцене по­являлся Ленский — Л. Собинов, когда Снегурочку пела А. Нежданова, ког­да в опере «Князь Игорь» выступили Ф. Шаляпин и В. Петров, один — в Мариинском, другой в Большом театре. Эти великие певцы вопло­тили настолько яркие образы и характеры в русских и классиче­ских оперных партиях, что мало кому удалось впоследствии прибавить но­вый штрих к рисунку ролей, создан­ных ими (см. статьи «Ф. И. Шаля­пин», «А. В. Нежданова», «Л. В. Со­бинов»).

Русские оперы завоевали любовь зрителей не только во многих горо­дах России, но и за рубежом — в Ита­лии, Франции, Чехии. Огромным событием были «русские сезоны» оперы и балета в Париже и в Лондо­не, организованные в 1908—1914 гг. театральным деятелем С. Дягилевым.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ