.
Меню сайта
|
Русский оперный театр и его артистыРусский оперный театр и его артистыВ России первые оперы были поставлены в XVIII в. на сцене придворного Эрмитажного театра (Петербург). В домашнем театре Н. Шереметева (Останкино, под Москвой) играли крепостные артисты, и среди них талантливая Прасковья Жемчугова. Оперные здания были построены в конце XVIII в. (Петербург, 1783; Москва, 1780). Оперные труппы этих театров тоже составлялись из крепостных актеров. В других городах России оперные театры начали работать в XIX в. (Одесса, Тифлис, Киев, Казань, Харьков, Пермь). В начале XIX столетия два крупнейших оперных театра России считались казенными, или императорскими, театрами, так как подчинялись царскому двору. Один из них — Мариинский театр в Петербурге (теперь им. Кирова). Нынешнее здание театра построено по проекту архитектора А. Кавоса) на месте сгоревшего в 1860 г. Второй — в Москве — Большой театр (прежде назывался Петровским театром, так как построен на улице Петровке). Он сгорел во время нашествия французов и был восстановлен в 1824 г. архитектором О. Бове. Знатная публика увлекалась пением итальянцев, а русские спектакли ставились не часто. Начало классического периода русского искусства знаменует собой постановка оперы Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). В Петербурге она прозвучала впервые 9 декабря 1836 г., в Москве — почти шесть лет спустя. В это время в русском оперном театре складывался национальный стиль пения, отличавшийся широтой распева, задушевностью, психологической глубиной в раскрытии характера оперного героя. Эти черты русского исполнительского искусства принесли ему впоследствии мировое признание. Голоса русских певцов не уступали по красоте и силе голосам приезжих знаменитостей. Необыкновенной талантливостью отличалась А. Петрова-Воробьева, чей голос, по словам критика В. Стасова, — «один из самых необычайных, изумительных контральто в целой Европе». Мужа ее О. Петрова называли «Щепкиным русской оперы». В партиях Ивана Сусанина, Руслана, Мельника певец поражал и красотой голоса, и правдивостью, проникновенностью игры. И в Петербурге, и в Москве известен был С. Гулак-Артемовский — обладатель замечательного баса. Среди московских оперных певцов выделялись Н. Репина-Верстовская, Е.Семенова, Н. Лавров, чей голос называли упоительным, А. Бантышев, прозванный московским соловьем. Но драгоценнейшие сокровища отечественного оперного репертуара долгое время оставались не оцененными по достоинству. Они шли лишь в исковерканном, сокращенном виде. Оперы, где звучали свободолюбивые идеи, не допускались на сцены императорских театров. Только в 80-х годах были поставлены русские оперы на сценах частных театров, не подчинявшихся царскому двору. Лучший из таких театров принадлежал С. И. Мамонтову — человеку, по словам Ф. Шаляпина, «влюбленному в наше, в русское искусство». Мамонтовский театр работал в Москве в 1885—1888 и в 1896—1904 гг. Каждый его спектакль был шедевром искусства. Здесь были собраны лучшие певцы, дирижеры, художники. На Мамонтовской сцене прославились певцы Н. Салина, Е. Цветкова, Н. Забела-Врубель (см. илл., стр. 272—273), А. Секар-Рожанский; здесь мужал гений Ф. Шаляпина. В другом частном театре предприниматель С. И. Зимин также ставил с успехом русские оперы. В этом театре выступал Л. Собинов. В 90-е годы в постановках русского оперного репертуара наконец проявили себя и казенные театры. Артисты Мариинского театра — Медея и Николай Фигнер (тенор) были любимцами публики. Выдающийся баритон Л. Яковлев — один из самых блестящих исполнителей партии Онегина. Превосходный бас был у артиста Ф. Стравинского, отца выдающегося русского композитора И. Стравинского. Незабываемый сценический образ Гришки Кутерьмы в поздней опере Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже» создал И. Ершов. На рубеже двух столетий в московском Большом театре работала целая плеяда выдающихся артистов: П. Хохлов — яркий исполнитель партии Онегина, Е. Збруева, В. Петров. Искусство исполнителей радовало, как праздник, когда на сцене появлялся Ленский — Л. Собинов, когда Снегурочку пела А. Нежданова, когда в опере «Князь Игорь» выступили Ф. Шаляпин и В. Петров, один — в Мариинском, другой в Большом театре. Эти великие певцы воплотили настолько яркие образы и характеры в русских и классических оперных партиях, что мало кому удалось впоследствии прибавить новый штрих к рисунку ролей, созданных ими (см. статьи «Ф. И. Шаляпин», «А. В. Нежданова», «Л. В. Собинов»). Русские оперы завоевали любовь зрителей не только во многих городах России, но и за рубежом — в Италии, Франции, Чехии. Огромным событием были «русские сезоны» оперы и балета в Париже и в Лондоне, организованные в 1908—1914 гг. театральным деятелем С. Дягилевым.
|
ПОИСК
Block title
|