.
Меню сайта
|
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР. Язык оперыОПЕРНЫЙ ТЕАТР. Язык оперыСлово опера — итальянское. В переводе на русский оно означает сочинение, произведение. Опера — это особое музыкально-драматическое произведение. Самое главное в опере — музыка. Но оперный спектакль — результат коллективного творчества, включающий в себя элементы разных видов искусства. В нем участвуют артисты, оркестр, хор, балетная труппа. Очень важна и работа художников. Действующие лица в опере не говорят, а поют в сопровождении оркестра. Певцы и оркестр музыкой и через музыку ведут с вами разговор о событиях, развертывающихся на сцене, о судьбе героев оперы, об их характерах. Увертюра — краткое оркестровое предисловие — рассказывает о том, грустный или веселый будет спектакль. Герои оперы выражают свои чувства и мысли в вокальных монологах — ариях. Вспомните предсмертную арию Сусанина «Чуют правду» или горькие раздумья князя Игоря, томящегося в плену,— «Ни сна, ни отдыха». Характер каждого действующего лица вы угадаете с самого начала уже по тому, для какого голоса1 написана композитором та или иная партия (музыкальная роль). Композитор должен учитывать особенности певческого голоса исполнителя, чтобы образ героя получился верным, цельным. Чувства двух героев раскрываются в дуэте. В ансамбле участвует несколько голосов. И мелодия и слова у каждого разные. Порой в ансамбле отражаются противоречия между действующими лицами: они спорят или ссорятся. Если на сцене идет диалог — разговор между героями, то широкое, плавное пение (кантилена) сменяется музыкальной речью, приближающейся к речи разговорной, т. е. речитативом. Настроения и чувства больших масс выражает хор. Для хора написано много прекрасной музыки. В ее основе нередко — народные песни. Таков хор крестьян «Ох, не буйный ветер» в опере «Князь Игорь». Не случайно М. П. Мусоргский назвал «народной музыкальной драмой» свою оперу «Борис Годунов», где хор — живая человеческая масса, с отдельными характерными персонажами. В опере ведущая роль принадлежит дирижеру. Совместно с режиссером и художником он решает, каким будет спектакль, как донести до зрителя замысел композитора. Оперный спектакль как вид театрального искусства возник почти 400 лет назад в Италии, в 1594 г., а к концу XVII в. свои оперные композиторы были уже в Германии и Франции. Во всех странах опера развивалась в двух разновидностях: в виде оперы серьезной (сериа) и комической (буффа). Серьезная опера заняла прочное место среди развлечений высшей знати. Опера комическая — более близкая народу по сюжетам и музыке — жила в театрах и ярмарочных балаганах, посещаемых простыми людьми. Постепенно эти два вида оперы сближались. В творчестве Моцарта слилось воедино все лучшее, что создали для оперы европейские композиторы XVII—XVIII вв. В России с 1736 г. звучали оперы итальянских мастеров. Русских композиторов посылали учиться в Италию, и сочинять оперы им приходилось в итальянском стиле. А различные формы народного театра дали начало русской комической опере. Из опер доглинкинской эпохи наиболее талантливая — «Аскольдова могила» А. Верстовского. Оперы гениальных наших композиторов Глинки, Даргомыжского, представителей «Могучей кучки», Чайковского открыли классический этап отечественного музыкального театра. В мировую оперную культуру влилась свежая струя русского искусства. Традиции отечественной культуры хранит советский оперный театр, который стал любимым видом искусства для миллионов людей. 1 Бас — низкий мужской голос, тенор — высокий, баритон — средний. Самый высокий женский голос — колоратурное сопрано, более низкие — сопрано и меццо-сопрано, самый низкий женский голос — контральто.
|
ПОИСК
Block title
|