. ОПЕРНЫЙ ТЕАТР. Язык оперы
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР. Язык оперы

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР. Язык оперы

Слово опера — итальянское. В переводе на русский оно означает сочинение, произведение. Опера — это особое музыкально-драматическое произведение. Самое главное в опере — музы­ка. Но оперный спектакль — резуль­тат коллективного творчества, включающий в себя элементы разных видов искусства. В нем участвуют артисты, оркестр, хор, балетная труппа. Очень важна и работа художников.

Действующие лица в опере не говорят, а поют в сопровождении оркестра. Певцы и ор­кестр музыкой и через музыку ведут с вами разговор о событиях, развертывающихся на сцене, о судьбе героев оперы, об их характерах.

Увертюра — краткое оркестровое пре­дисловие — рассказывает о том, грустный или веселый будет спектакль.

Герои оперы выражают свои чувства и мысли в вокальных монологах — ариях. Вспомните предсмертную арию Сусанина «Чуют правду» или горькие раздумья князя Игоря, томя­щегося в плену,— «Ни сна, ни отдыха».

Характер каждого действующего лица вы угадаете с самого начала уже по тому, для какого голоса1 написана композитором та или иная партия (музыкальная роль). Композитор должен учитывать особенности певческого голоса исполнителя, чтобы образ героя получился верным, цельным. Чувства двух героев раскрываются в дуэте. В ансамбле участвует несколько голосов. И мело­дия и слова у каждого разные. Порой в ансамб­ле отражаются противоречия между действую­щими лицами: они спорят или ссорятся. Если на сцене идет диалог — разговор между ге­роями, то широкое, плавное пение (канти­лена) сменяется музыкальной речью, при­ближающейся к речи разговорной, т. е. речитативом. Настроения и чувства больших масс выражает хор. Для хора написано мно­го прекрасной музыки. В ее основе нередко — народные песни. Таков хор крестьян «Ох, не буйный ветер» в опере «Князь Игорь». Не случайно М. П. Мусоргский назвал «народ­ной музыкальной драмой» свою оперу «Борис Годунов», где хор — живая человеческая масса, с отдельными характерными персонажами.

В опере ведущая роль принадлежит дирижеру. Совместно с режиссером и худож­ником он решает, каким будет спектакль, как донести до зрителя замысел композитора.

Оперный спектакль как вид театрального искусства возник почти 400 лет назад в Италии, в 1594 г., а к концу XVII в. свои оперные ком­позиторы были уже в Германии и Франции. Во всех странах опера развивалась в двух раз­новидностях: в виде оперы серьезной (сериа) и комической (буффа). Серьезная опера заняла прочное место среди развлечений высшей зна­ти. Опера комическая — более близкая наро­ду по сюжетам и музыке — жила в театрах и ярмарочных балаганах, посещаемых просты­ми людьми. Постепенно эти два вида оперы сближались. В творчестве Моцарта слилось воедино все лучшее, что создали для оперы европейские композиторы XVII—XVIII вв.

В России с 1736 г. звучали оперы итальян­ских мастеров. Русских композиторов посы­лали учиться в Италию, и сочинять оперы им приходилось в итальянском стиле. А различ­ные формы народного театра дали начало рус­ской комической опере.

Из опер доглинкинской эпохи наиболее талант­ливая — «Аскольдова могила» А. Верстовского.

Оперы гениальных наших композиторов Глинки, Даргомыжского, представителей «Могу­чей кучки», Чайковского открыли классический этап отечественного музыкального театра. В ми­ровую оперную культуру влилась свежая струя русского искусства.

Традиции отечественной культуры хранит советский оперный театр, который стал люби­мым видом искусства для миллионов людей.

1 Бас — низкий мужской голос, тенор — высокий, баритон — средний. Самый высокий женский голос — колоратурное сопрано, более низкие — сопрано и меццо-сопрано, самый низкий женский голос — контральто.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ