. ТЕАТР КУКОЛ. Из истории кукольного театра
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ТЕАТР КУКОЛ. Из истории кукольного театра

ТЕАТР КУКОЛ. Из истории кукольного театра

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут раз­ные боги, дьяволы и священные животные. Что­бы молиться этим богам, люди делали их изо­бражения: больших и маленьких кукол из кам­ня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и за­ставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, откры­вать глаза, кивать головами, скалить зубы. По­степенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представ­ления. На протяжении тысяч лет во всех стра­нах мира с помощью кукол разыгрывались ле­генды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие челове­ческие пороки: глупость, жадность, трусость.

В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульва­рах, в городских дворах давали маленькие пред­ставления бродячие фокусники, акробаты и ку­кольники. Обычно один из них крутил ручку музыкального ящика, который назывался шар­манкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смеш­ной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который его хочет забрать в солдаты. От ловкого Петрушки до­ставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу.

Жизнь народных кукольников — бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отли­чалась от жизни нищего. После представления актер-кукловод снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку мед­ные копейки.

В других странах тоже были куклы, похо­жие на нашего Петрушку. Такие же длинноно­сые и крикливые забияки. Называли этих ку­кол по-разному: в Англии — Панч, во Фран­ции — Полишинель, в Италии — Пульчинелла, в Германии — Касперле и Ганс Вурст, в Чехо­словакии — Кашпарек, в Турции — Карагёз.

Сейчас кукольные театры существуют почти во всех странах. В современных кукольных театрах употребляются три разные системы кукол. Есть куклы, которые приводятся в дви­жение нитками. Актер-кукловод стоит на воз­вышении сзади сцены и держит в руках «ва­гу» — специальное устройство. Оно состоит из двух или трех перекрещивающихся палочек, к которым прикреплены нитки. Нижние концы ниток соединены с головой и спиной куклы, привязаны к ее плечам, рукам, коленкам и ступ­ням ног. Обычно у куклы бывает десять, два­дцать, а иногда даже до сорока ниток. Если рас­качивать палочку, от которой нитки идут к ко­ленкам куклы, то кукла начинает поднимать и опускать ноги, ходить или танцевать. Когда слегка натянут нитку, прикрепленную к спине, то кукла делает поклон. Если подтянуть нитки, привязанные к ногам, и отпустить все осталь­ные, кукла перевернется и может встать на голову или ходить на руках. Кукол этой си­стемы часто называют марионетками, но это не совсем правильно, потому что во мно­гих странах так называют любую театральную куклу. Лучше этих кукол называть просто куклы на нитках.

Другая система кукол — это куклы, наде­вающиеся на руку, как перчатки. Обычно головка куклы надевается на указательный па­лец, одна ручка — на средний, а другая — на большой. Таких кукол многие называют у нас Петрушками, но это тоже не совсем правильно. Ведь куклы этой системы есть во многих стра­нах. Правильно называть их перчаточ­ными или куклами на пальцах. Третья система — это куклы на тростях. Ими, так же как и куклами на пальцах, актер-кукловод играет из-за ширмы. Кукол на тростях иногда надевают прямо на руку, но чаще всего их держат за центральную палку, которая проходит через всю куклу. К этой палке прикреплены голова и плечи кук­лы, а к плечам — руки. Актер управляет ру­ками куклы с помощью тоненьких палочек-тростей, прикрепленных обычно к локтям или кистям кукольных рук. Палочки скрыты от зрителей в рукавах или в одежде куклы.

Куклы на нитках и куклы на пальцах уже сотни и тысячи лет существуют почти во всех странах мира, а вот куклы на тростях до начала нашего века были только на Востоке, главным образом в Китае и Индокитае. В Европе такие куклы появились впервые у советских куколь­ников-художников Ефимовых.

Государственные кукольные театры в нашей стране были созданы только после Октябрьской революции. Их сейчас в Советском Союзе около ста. Это настоящие театры, в которых работают актеры, художники, мастера кукол.

Кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные писателями. Большинство театров кукол играет для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любя­щих кукольный театр не меньше, чем дети. По­является все больше кукольных самодеятель­ных коллективов при школах, домах пионеров.

Много государственных кукольных театров возникло в Чехословакии, Румынии, Польше, Венгрии, Демократической Германии.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ