. Мастера Советских национальных театров
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Мастера Советских национальных театров

Мастера Советских национальных театров

Театры, ставившие спектакли на родном языке, были только у 9 народов царской России. После Октября десятки народов Совет­ского государства впервые создали свою ори­гинальную театральную культуру. Первые спек­такли новых театров показывали борьбу тру­дящихся за свободу, воссоздавали образы героев гражданской войны, коммунистов, крас­ноармейцев, крестьян. А исполнители сообща­ли этим героям поэзию и страстность, наделяли их отвагой, беззаветной преданностью револю­ции, ненавистью к ее врагам.

С той поры неотъемлемыми чертами совет­ского театрального искусства стали полити­ческая направленность, высокая эмоциональ­ность, народность.

У колыбели советских театров стояли Шек­спир, Мольер, Шиллер, Пушкин, Гоголь, Ост­ровский: классическая драматургия служила школой мастерства для молодых актеров и мо­лодых театров. На сценах шли произведения национальной и русской советской драматур­гии. Огромным успехом пользовались «Любовь Яровая» К. Тренева, «Мятеж» по Д. Фурмано­ву, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова.

В театре получили свое образное отражение грандиозные события жизни нашей страны: индустриализация, коллективизация, Великая Отечественная война, напряженный труд строи­телей коммунизма.

Используя художественные традиции народ­ного творчества, эпические поэмы, легенды, ли­тературу прошлого, мастера театра всех рес­публик показывают жизнь народа, особенно­сти быта, характеры людей, своеобразие и кра­соту национального искусства. Так богатое искусство социалистического реализма обре­тает у каждого народа свои неповторимые фор­мы (см. ст. «Искусство социалистического реа­лизма»).

20 национальных культур определяют мно­гокрасочную палитру театральной жизни Рос­сийской Федерации. Актеры национальных те­атров Поволжья, театров народов Севера и Кав­каза сочетают традиции русской актерской школы с реалистической образностью своего народного искусства.

Творчество актеров, режиссеров, художни­ков в театрах РСФСР богато и разнообразно, отличается яркостью красок. В нашей стране широко известны имена осетинского актера В. Тхапсаева, актеров Татарии X. Абжалилова и Г. Булатовой, башкирских мастеров театра А. Мубарякова, З. Бикбулатовой, А. Зубаирова, кумыкской актрисы Б. Мурадовой, бурят­ского актера и режиссера Ц. Цыдынжапова, актеров якутской сцены В. Местникова, Д. Ходулова, М. Слепцовой, режиссеров Г. Рустамова, З. Бритаевой и многих других.

Сценическое искусство Украины и Бело­руссии близко русскому реалистическому теат­ру и вместе с тем самобытно, неповторимо.

Музыкальность, поэтичность присущи укра­инскому театру. Его спектакли всегда отлича­лись сочными красками, щедрым народным юмором и глубоким драматизмом. Крупней­шими мастерами стали украинские актеры Г. П. Юра, Ю. В. Шуйский, М. М. Крушельницкий, И. А. Марьяненко, Н. М. Ужвий, Б. В. Романицкий, В. С. Василько.

Искусство Амвросия Максимилиановича Бучмы (1891 —1957) вобрало в себя лучшие до­стижения украинской культуры. Замечатель­ный художник создал неповторимые сцениче­ские образы. В спектакле «Украденное счастье» (И. Франко) Бучма играл роль крестьянина Миколы Задорожного. Грузная, понурая фигура, сгорбленная от тяжелой ра­боты спина, полные тоски глаза — все это выражало огромное человеческое горе. Бучма показывал, как созревает в забитом крестья­нине сознание несправедливости обществен­ного строя.

Одна из последних работ выдающегося ук­раинского артиста — старый шахтер Макар Дубрава в одноименной пьесе А. Корнейчука. Незабываема сцена, когда Макар берет в руки пиджак сына, погибшего в фашистском за­стенке, и видит отверстие — там, где пуля, пробив ткань, вошла в сердце юноши. Бучма протягивает свою горестную ношу людям, как бы призывая зрителей никогда не забы­вать о горе, которое принесла война.

Бурно расцвело после Октябрьской рево­люции и театральное искусство белорусского народа. Своеобразны дарования талантливых белорусских актеров В. И. Владомирского, А. К. Ильинского, П. С. Молчанова, Б. В. Пла­тонова, Л. И. Ржецкой, В. И. Дедюшко, И. Ф. Жданович и других, но каждый из этих мастеров раскрывает в своем творчестве душев­ную глубину, народную мудрость, мягкий юмор белорусского народа.

Один из крупнейших советских актеров — Глеб Павлович Глебов (р. 1899) воплотил на белорусской сцене образы национальной дра­матургии, с успехом играл классический репер­туар, например Гарпагона в «Скупом» Моль­ера. Замечательна созданная Глебовны роль Туляги — душевно чистого, но слабого чело­века, подавленного наглым карьеристом (коме­дия «Кто смеется последним» К. Крапивы). Какими аплодисментами встречал зритель вы­разительную сцену, когда, освободившись на­конец от этой зависимости от своего «покрови­теля», Туляга машинально протягивает ему почтительно руку, но затем, спохватившись, поджимает пальцы, и этот жест становится угрожающим!

Другая работа Глебова — образ матерого шпиона Харкевича в пьесе Э. Самуйленка «Ги­бель волка». Постепенно, словно лучами выхва­тывая темные стороны его души, Глебов пока­зывает, что за кажущейся добротой прячется злобная ненависть врага.

Театральному искусству Молдавии тоже присущи музыкальность, поэтичность. Спек­такли отражают жизнь молдавского народа, его прошлое и настоящее. Этому посвящено искусство актеров К. А. Штирбу, М. М. Апостолова, Д. Т. Дариенко, Е. Г. Казимировой, К. Т. Константинова и других.

Сценическое искусство народов Закавказья сохраняет неповторимое, присущее их национальной культуре своеобразие.

Романтическая природа грузинского театра, яркий темпера­мент его актеров особенно полно раскрылись в постановках пьес грузинских драматургов и трагедий Шекспира, Шиллера.

Грузинский театр, носящий имя великого поэта Шота Руставели (см. т. 11 ДЭ, ст. «Пи­сатели Кавказа и Закавказья»), ставит героико-романтические спектакли, поэтичные и волнующие. Его актеры пластичны, музы­кальны, обладают точным чувством ритма. Мас­совые сцены отличаются скульптурной четко­стью. В 1933 г. театр поставил трагедию «Разбойники» Шиллера. Революцион­ный призыв «Ин тираннос!» («На тира­нов!») стал главной темой и дал название этому спектаклю, поставленному талантливым ре­жиссером С. Ахметели. Роли братьев Моор — Карла и Франца играли Акакий Хорава (р. 1895) и Акакий Васадзе (р. 1899). Эти сцени­ческие образы были наполнены силой и пламен­ным драматизмом. Романтический дух спек­такля определяли и массовые сцены, объеди­ненные общим бурным внутренним ритмом.

Высот сценического мастерства достиг театр в постановке трагедии «Отелло» (1937). Выразительное оформление художника И. Гамрекели — черный бархат и золотая парча, окутывающая стены, мрачные романтические пейзажи — подчеркивало тревожную атмосферу спектакля. Центральную роль исполнил артист А. Хорава. Великий актер В. И. Качалов, видевший этот спектакль, писал А. Хораве: «Вы наградили меня Вашим Отелло. Благодарю Вас за эту большую радость. Крепко жму руку Вам и Вашему партнеру А. Васадзе — прекрасному Яго, а Вам за Вашего Отелло кланяюсь до земли».

Грузия богата и другими прекрасными ак­терами. В. Анджапаридзе, В. Годзиашвили, C. Закариадзе — все это воспитанники заме­чательного грузинского режиссера Константина Марджанишвили (Марджанова) (1872—1933), создавшего в 1928 г. другой крупнейший театр Грузии (ныне театр носит имя Марджанишви­ли). Актеры молодого поколения Э. Манджгаладзе, М. Джапаридзе и другие создают на грузинской сцене острые драматические и ко­медийные образы.

Драматические театры Армении по своему творческому методу сближаются с русским реалистическим искусством. Спектакли театра, носящего имя великого драматурга Г. Сундукяна, отличаются глубоким раскрытием за­мысла, психологически сложными образами, реалистической четкостью и героико-поэтической устремленностью. Разносторонний и тон­кий мастер Вагарш Вагаршян (1894—1959) — создатель образов Егора Булычова, глубоко мыслящего и страдающего Гамлета. Рачия Нерсесян (1895—1961) — выдающийся актер, наделивший своих героев пламенным темпера­ментом, глубокой человечностью.

Один из лучших классических спектаклей театра — трагедия «Отелло» (1940), где главную роль играл актер Ваграм Папазян (1888—1968; см. илл., стр. 468). Спектакль от­личался точностью исторического колорита — серебристые каналы Венеции, печальные кипарисы Кипра воссоздавали перед зрителями обстановку действия. Глубина и значитель­ность образов, сыгранных исполнителями, вы­сокий драматизм определили значение спек­такля в истории советского театра. Ярко на­циональными чертами отличается искусств» замечательных комедийных и характерных ак­теров Армении Авета Аветисяна и Гургена Джанибекяна.

Много шекспировских спектаклей поста­вил и Азербайджанский драматический театр им. М. Азизбекова. Столкновение могучих, внутренне непримиримых сил, героическое на­чало, поэтическая приподнятость отличали их. Народный юмор, смелая красочная комедийность, сила страстей — вот характерные черты искусства лучших артистов театра — М. Давудовой, А. Алекперова, С. Рухулла, комедий­ных актеров М. Алиева и М. Марданова.

Театр Закавказья, имеющий тысячелетнюю историю, расцветает новыми красками, посто­янно обогащается.

У среднеазиатских народов до Октября своего театра не существовало. Теперь же искусство многих актеров Средней Азии полу­чило широкую известность за пределами нацио­нальных республик. Узбекский романтический актер Абрар Хидоятов (1900—1958) просла­вился как создатель образов пламенного Отелло, поэтичного Гамлета. О нем восторженно писал видевший спектакль Ю. Фучик: «Ты не знаешь языка, и все же слышишь каждое слово Шекспира. Актер говорит жестом, по­ходкой, движением руки — это большая, могу­чая театральная культура».

Трепетные, проникновенные образы геро­инь Шекспира — Дездемоны и Офелии созда­ла Сара Ишантураева (р. 1911). Она играет на узбекской сцене и современных женщин Вос­тока, пробуждающихся к новой жизни. Глу­биной, драматической силой отличается твор­чество выдающегося узбекского актера Шукура Бурханова (р. 1910). Трагедийное дарование артиста, проявившееся в ролях ученого Улугбека (из одноименной драмы Шейхзаде) и Бру­та (из трагедии Шекспира «Юлий Цезарь»), сочетается с острой комедийностью в роли Городничего («Ревизор» Гоголя).

Казахские актеры восприняли от героиче­ской народной поэзии ее суровую мужествен­ность, благородную простоту, реалистическую образность. Образы обаятельных, мягких, муд­рых людей создал на национальной сцене Калибек Куанышпаев. Яркий комедийный актер Серке Кожамкулов порой шутливо-иронически» порой резко обличительно высмеивает отри­цательных персонажей. Страстные, волевые, протестующие героини Хадиши Букеевой полны очарования.

Туркменские актеры — иного склада: они суровы, замкнуты, сдержанны в выявлении чувств, и все же силой и глубиной пережива­ний насыщено творчество Амана Кульмамедова, Соны Мурадовой и других.

Возвышенный, поэтический строй духовной жизни героев передают таджикские актеры Мухаммеджан Касымов и Асли Бурханов, сохра­няющие в своей игре народные комедийные традиции. Мужественная простота и драма­тизм, заложенные в величественном киргизском эпосе «Манас», свойственны игре актеров кир­гизской сцены — Муратбека Рыскулова, Ба­кен Кыдыкеевой и других.

Свежесть жизненных красок, выразитель­ность игры, тонкий лиризм и острота мысли отличают театральное искусство Прибалтики.

Эстонский театр «Ванемуйне» в Тарту, но­сящий имя бога песни древних эстов, возник около 100 лет назад. На его сцене идут не толь­ко драматические спектакли, но и оперы, опе­ретты, даже балеты. Поэтому все актеры «Ванемуйне» владеют законами драматического искусства и, кроме того, отлично поют, танцуют. Искусство театра остросовременно. Каж­дый спектакль несет нечто новое, поэтому так охотно посещают этот театр жители универси­тетского города Тарту и любители искусства из окрестных сел и городов.

Сколько своеобразия в брызжущей юмором народной оперетте «Румму Юри» Э. Арро и Л. Нормета, в изящной опере «Так поступают все» В. Моцарта, в величественном философском спектакле «Кориолан» В. Шекспира! Один из последних спектаклей театра — романтичес­кая драма Ю. Смуула «Дикий капитан» (1965) — рассказывает об отважном эстонском моряке, который путешествовал по далеким морям на старых, обреченных на гибель судах, но всегда сохранял мужество, жизнерадостность, веру в людей. Сдержанная выразительная игра актеров, смелая творческая фантазия постанов­щика, народность всего духа спектакля опре­деляют его успех.

«Настоящее художественное творение долж­но в чем-то обладать неповторимостью. Если помнить об этом, тогда не будет на земном шаре ни одного маленького города, ни одного скром­ного театра, где невозможно было бы создать настоящее искусство»,— пишет руководитель этого коллектива К. Ирд.

В литовском городке Паневежис работает молодежный коллектив (руководитель Ю. Мильтинис), ставящий поэтические спектакли.

Реализм, многогранность творчества, глу­бина мысли характерны для искусства многих актеров и режиссеров Прибалтики. В Латвии широко известны артисты Л. Берзинь, Я. Осис, режиссер Э. Смилгис, А. Амтман-Бриедит. Среди прославленных мастеров литовской сцены — Б. Даугуветис, К. Кимантайте, Ю. Рудзинскас, М. Миронайте. Лучшие артисты и ре­жиссеры Эстонии — А. Лаутер, К. Карм, Э. Кайду, И. Таммур, В. Пансо и другие.

Жажда нового, стремление полнее и глубже отразить современность и по-новому раскрыть классические произведения, найти в них идеи, созвучные нашему времени, захватить зрителя свежестью и глубиной своего искусства — эти особенности отличают мастеров и творческие коллективы театров всех союзных республик.

В спектаклях театров нашего многонацио­нального государства отражаются разнообра­зие и богатство самой жизни, мысли и чувства советских людей. Искусство социалистичес­кого реализма вбирает в себя все краски, все своеобразие художественных культур народов, строящих коммунизм.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ