.
Меню сайта
|
Мастера Советских национальных театровМастера Советских национальных театровТеатры, ставившие спектакли на родном языке, были только у 9 народов царской России. После Октября десятки народов Советского государства впервые создали свою оригинальную театральную культуру. Первые спектакли новых театров показывали борьбу трудящихся за свободу, воссоздавали образы героев гражданской войны, коммунистов, красноармейцев, крестьян. А исполнители сообщали этим героям поэзию и страстность, наделяли их отвагой, беззаветной преданностью революции, ненавистью к ее врагам. С той поры неотъемлемыми чертами советского театрального искусства стали политическая направленность, высокая эмоциональность, народность. У колыбели советских театров стояли Шекспир, Мольер, Шиллер, Пушкин, Гоголь, Островский: классическая драматургия служила школой мастерства для молодых актеров и молодых театров. На сценах шли произведения национальной и русской советской драматургии. Огромным успехом пользовались «Любовь Яровая» К. Тренева, «Мятеж» по Д. Фурманову, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова. В театре получили свое образное отражение грандиозные события жизни нашей страны: индустриализация, коллективизация, Великая Отечественная война, напряженный труд строителей коммунизма. Используя художественные традиции народного творчества, эпические поэмы, легенды, литературу прошлого, мастера театра всех республик показывают жизнь народа, особенности быта, характеры людей, своеобразие и красоту национального искусства. Так богатое искусство социалистического реализма обретает у каждого народа свои неповторимые формы (см. ст. «Искусство социалистического реализма»). 20 национальных культур определяют многокрасочную палитру театральной жизни Российской Федерации. Актеры национальных театров Поволжья, театров народов Севера и Кавказа сочетают традиции русской актерской школы с реалистической образностью своего народного искусства. Творчество актеров, режиссеров, художников в театрах РСФСР богато и разнообразно, отличается яркостью красок. В нашей стране широко известны имена осетинского актера В. Тхапсаева, актеров Татарии X. Абжалилова и Г. Булатовой, башкирских мастеров театра А. Мубарякова, З. Бикбулатовой, А. Зубаирова, кумыкской актрисы Б. Мурадовой, бурятского актера и режиссера Ц. Цыдынжапова, актеров якутской сцены В. Местникова, Д. Ходулова, М. Слепцовой, режиссеров Г. Рустамова, З. Бритаевой и многих других. Сценическое искусство Украины и Белоруссии близко русскому реалистическому театру и вместе с тем самобытно, неповторимо. Музыкальность, поэтичность присущи украинскому театру. Его спектакли всегда отличались сочными красками, щедрым народным юмором и глубоким драматизмом. Крупнейшими мастерами стали украинские актеры Г. П. Юра, Ю. В. Шуйский, М. М. Крушельницкий, И. А. Марьяненко, Н. М. Ужвий, Б. В. Романицкий, В. С. Василько. Искусство Амвросия Максимилиановича Бучмы (1891 —1957) вобрало в себя лучшие достижения украинской культуры. Замечательный художник создал неповторимые сценические образы. В спектакле «Украденное счастье» (И. Франко) Бучма играл роль крестьянина Миколы Задорожного. Грузная, понурая фигура, сгорбленная от тяжелой работы спина, полные тоски глаза — все это выражало огромное человеческое горе. Бучма показывал, как созревает в забитом крестьянине сознание несправедливости общественного строя. Одна из последних работ выдающегося украинского артиста — старый шахтер Макар Дубрава в одноименной пьесе А. Корнейчука. Незабываема сцена, когда Макар берет в руки пиджак сына, погибшего в фашистском застенке, и видит отверстие — там, где пуля, пробив ткань, вошла в сердце юноши. Бучма протягивает свою горестную ношу людям, как бы призывая зрителей никогда не забывать о горе, которое принесла война. Бурно расцвело после Октябрьской революции и театральное искусство белорусского народа. Своеобразны дарования талантливых белорусских актеров В. И. Владомирского, А. К. Ильинского, П. С. Молчанова, Б. В. Платонова, Л. И. Ржецкой, В. И. Дедюшко, И. Ф. Жданович и других, но каждый из этих мастеров раскрывает в своем творчестве душевную глубину, народную мудрость, мягкий юмор белорусского народа. Один из крупнейших советских актеров — Глеб Павлович Глебов (р. 1899) воплотил на белорусской сцене образы национальной драматургии, с успехом играл классический репертуар, например Гарпагона в «Скупом» Мольера. Замечательна созданная Глебовны роль Туляги — душевно чистого, но слабого человека, подавленного наглым карьеристом (комедия «Кто смеется последним» К. Крапивы). Какими аплодисментами встречал зритель выразительную сцену, когда, освободившись наконец от этой зависимости от своего «покровителя», Туляга машинально протягивает ему почтительно руку, но затем, спохватившись, поджимает пальцы, и этот жест становится угрожающим! Другая работа Глебова — образ матерого шпиона Харкевича в пьесе Э. Самуйленка «Гибель волка». Постепенно, словно лучами выхватывая темные стороны его души, Глебов показывает, что за кажущейся добротой прячется злобная ненависть врага. Театральному искусству Молдавии тоже присущи музыкальность, поэтичность. Спектакли отражают жизнь молдавского народа, его прошлое и настоящее. Этому посвящено искусство актеров К. А. Штирбу, М. М. Апостолова, Д. Т. Дариенко, Е. Г. Казимировой, К. Т. Константинова и других. Сценическое искусство народов Закавказья сохраняет неповторимое, присущее их национальной культуре своеобразие. Романтическая природа грузинского театра, яркий темперамент его актеров особенно полно раскрылись в постановках пьес грузинских драматургов и трагедий Шекспира, Шиллера. Грузинский театр, носящий имя великого поэта Шота Руставели (см. т. 11 ДЭ, ст. «Писатели Кавказа и Закавказья»), ставит героико-романтические спектакли, поэтичные и волнующие. Его актеры пластичны, музыкальны, обладают точным чувством ритма. Массовые сцены отличаются скульптурной четкостью. В 1933 г. театр поставил трагедию «Разбойники» Шиллера. Революционный призыв «Ин тираннос!» («На тиранов!») стал главной темой и дал название этому спектаклю, поставленному талантливым режиссером С. Ахметели. Роли братьев Моор — Карла и Франца играли Акакий Хорава (р. 1895) и Акакий Васадзе (р. 1899). Эти сценические образы были наполнены силой и пламенным драматизмом. Романтический дух спектакля определяли и массовые сцены, объединенные общим бурным внутренним ритмом. Высот сценического мастерства достиг театр в постановке трагедии «Отелло» (1937). Выразительное оформление художника И. Гамрекели — черный бархат и золотая парча, окутывающая стены, мрачные романтические пейзажи — подчеркивало тревожную атмосферу спектакля. Центральную роль исполнил артист А. Хорава. Великий актер В. И. Качалов, видевший этот спектакль, писал А. Хораве: «Вы наградили меня Вашим Отелло. Благодарю Вас за эту большую радость. Крепко жму руку Вам и Вашему партнеру А. Васадзе — прекрасному Яго, а Вам за Вашего Отелло кланяюсь до земли». Грузия богата и другими прекрасными актерами. В. Анджапаридзе, В. Годзиашвили, C. Закариадзе — все это воспитанники замечательного грузинского режиссера Константина Марджанишвили (Марджанова) (1872—1933), создавшего в 1928 г. другой крупнейший театр Грузии (ныне театр носит имя Марджанишвили). Актеры молодого поколения Э. Манджгаладзе, М. Джапаридзе и другие создают на грузинской сцене острые драматические и комедийные образы. Драматические театры Армении по своему творческому методу сближаются с русским реалистическим искусством. Спектакли театра, носящего имя великого драматурга Г. Сундукяна, отличаются глубоким раскрытием замысла, психологически сложными образами, реалистической четкостью и героико-поэтической устремленностью. Разносторонний и тонкий мастер Вагарш Вагаршян (1894—1959) — создатель образов Егора Булычова, глубоко мыслящего и страдающего Гамлета. Рачия Нерсесян (1895—1961) — выдающийся актер, наделивший своих героев пламенным темпераментом, глубокой человечностью. Один из лучших классических спектаклей театра — трагедия «Отелло» (1940), где главную роль играл актер Ваграм Папазян (1888—1968; см. илл., стр. 468). Спектакль отличался точностью исторического колорита — серебристые каналы Венеции, печальные кипарисы Кипра воссоздавали перед зрителями обстановку действия. Глубина и значительность образов, сыгранных исполнителями, высокий драматизм определили значение спектакля в истории советского театра. Ярко национальными чертами отличается искусств» замечательных комедийных и характерных актеров Армении Авета Аветисяна и Гургена Джанибекяна. Много шекспировских спектаклей поставил и Азербайджанский драматический театр им. М. Азизбекова. Столкновение могучих, внутренне непримиримых сил, героическое начало, поэтическая приподнятость отличали их. Народный юмор, смелая красочная комедийность, сила страстей — вот характерные черты искусства лучших артистов театра — М. Давудовой, А. Алекперова, С. Рухулла, комедийных актеров М. Алиева и М. Марданова. Театр Закавказья, имеющий тысячелетнюю историю, расцветает новыми красками, постоянно обогащается. У среднеазиатских народов до Октября своего театра не существовало. Теперь же искусство многих актеров Средней Азии получило широкую известность за пределами национальных республик. Узбекский романтический актер Абрар Хидоятов (1900—1958) прославился как создатель образов пламенного Отелло, поэтичного Гамлета. О нем восторженно писал видевший спектакль Ю. Фучик: «Ты не знаешь языка, и все же слышишь каждое слово Шекспира. Актер говорит жестом, походкой, движением руки — это большая, могучая театральная культура». Трепетные, проникновенные образы героинь Шекспира — Дездемоны и Офелии создала Сара Ишантураева (р. 1911). Она играет на узбекской сцене и современных женщин Востока, пробуждающихся к новой жизни. Глубиной, драматической силой отличается творчество выдающегося узбекского актера Шукура Бурханова (р. 1910). Трагедийное дарование артиста, проявившееся в ролях ученого Улугбека (из одноименной драмы Шейхзаде) и Брута (из трагедии Шекспира «Юлий Цезарь»), сочетается с острой комедийностью в роли Городничего («Ревизор» Гоголя). Казахские актеры восприняли от героической народной поэзии ее суровую мужественность, благородную простоту, реалистическую образность. Образы обаятельных, мягких, мудрых людей создал на национальной сцене Калибек Куанышпаев. Яркий комедийный актер Серке Кожамкулов порой шутливо-иронически» порой резко обличительно высмеивает отрицательных персонажей. Страстные, волевые, протестующие героини Хадиши Букеевой полны очарования. Туркменские актеры — иного склада: они суровы, замкнуты, сдержанны в выявлении чувств, и все же силой и глубиной переживаний насыщено творчество Амана Кульмамедова, Соны Мурадовой и других. Возвышенный, поэтический строй духовной жизни героев передают таджикские актеры Мухаммеджан Касымов и Асли Бурханов, сохраняющие в своей игре народные комедийные традиции. Мужественная простота и драматизм, заложенные в величественном киргизском эпосе «Манас», свойственны игре актеров киргизской сцены — Муратбека Рыскулова, Бакен Кыдыкеевой и других. Свежесть жизненных красок, выразительность игры, тонкий лиризм и острота мысли отличают театральное искусство Прибалтики. Эстонский театр «Ванемуйне» в Тарту, носящий имя бога песни древних эстов, возник около 100 лет назад. На его сцене идут не только драматические спектакли, но и оперы, оперетты, даже балеты. Поэтому все актеры «Ванемуйне» владеют законами драматического искусства и, кроме того, отлично поют, танцуют. Искусство театра остросовременно. Каждый спектакль несет нечто новое, поэтому так охотно посещают этот театр жители университетского города Тарту и любители искусства из окрестных сел и городов. Сколько своеобразия в брызжущей юмором народной оперетте «Румму Юри» Э. Арро и Л. Нормета, в изящной опере «Так поступают все» В. Моцарта, в величественном философском спектакле «Кориолан» В. Шекспира! Один из последних спектаклей театра — романтическая драма Ю. Смуула «Дикий капитан» (1965) — рассказывает об отважном эстонском моряке, который путешествовал по далеким морям на старых, обреченных на гибель судах, но всегда сохранял мужество, жизнерадостность, веру в людей. Сдержанная выразительная игра актеров, смелая творческая фантазия постановщика, народность всего духа спектакля определяют его успех. «Настоящее художественное творение должно в чем-то обладать неповторимостью. Если помнить об этом, тогда не будет на земном шаре ни одного маленького города, ни одного скромного театра, где невозможно было бы создать настоящее искусство»,— пишет руководитель этого коллектива К. Ирд. В литовском городке Паневежис работает молодежный коллектив (руководитель Ю. Мильтинис), ставящий поэтические спектакли. Реализм, многогранность творчества, глубина мысли характерны для искусства многих актеров и режиссеров Прибалтики. В Латвии широко известны артисты Л. Берзинь, Я. Осис, режиссер Э. Смилгис, А. Амтман-Бриедит. Среди прославленных мастеров литовской сцены — Б. Даугуветис, К. Кимантайте, Ю. Рудзинскас, М. Миронайте. Лучшие артисты и режиссеры Эстонии — А. Лаутер, К. Карм, Э. Кайду, И. Таммур, В. Пансо и другие. Жажда нового, стремление полнее и глубже отразить современность и по-новому раскрыть классические произведения, найти в них идеи, созвучные нашему времени, захватить зрителя свежестью и глубиной своего искусства — эти особенности отличают мастеров и творческие коллективы театров всех союзных республик. В спектаклях театров нашего многонационального государства отражаются разнообразие и богатство самой жизни, мысли и чувства советских людей. Искусство социалистического реализма вбирает в себя все краски, все своеобразие художественных культур народов, строящих коммунизм. |
ПОИСК
Block title
|