. Советский театр на новом этапе
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Советский театр на новом этапе

Советский театр на новом этапе

Новый этап для советского театра наступил в середине 50-х годов. Вдохновленный всена­родным общественным подъемом, театр стал стремительно набирать высоту. На его сцену вновь вернулась боевая сатира В. Маяковского. Пьесы «Баня», «Клоп», «Мистерия-Буфф» были поставлены в Театре сатиры режиссерами Н. Петровым, В. Плучеком и С. Юткевичем. Маяковский остается нашим современником, он борется против современ­ных мещан, бюрократов, очковтирателей.

Театры обращались и к славной традиции русских сатириков-классиков. В Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина ре­жиссер А. Дикий поставил «Тени» М. Салты­кова-Щедрина (1953). С гневом и горьким сар­казмом показал он царскую Россию, где «мун­дир — один мундир! — царствует и властвует, растлевая, глуша все живое».

Одновременно в Ленинградском театре ко­медии постановку этой пьесы осуществил Ни­колай Павлович Акимов (1901 —1968)—режиссер и театральный художник. Акимов создавал деко­рации, костюмы, остроумные театральные пла­каты. Режиссер показал зрителям умные, тон­кие пьесы писателя-сказочника Е. Шварца. В условиях сказочного сюжета действуют ре­альные современные люди. «Дракон» (1962) направлен против фашизма во всех его проявле­ниях. «Тень» (1940) утверждает мысль: человек должен подавлять в себе низменные и корыст­ные чувства и побуждения — то, что явля­ется как бы его тенью. «Обыкновенное чудо» (1956) повествует о настоящей, большой любви.

На подмостках театра произошло новое чудо­действенное рождение «Оптимистиче­ской трагедии». Спектакль, поставлен­ный в 1955 г. режиссером Георгием Александровичем Товстоноговым (р. 1915) в Ленинград­ском театре драмы им. А. С. Пушкина, смотре­ли делегаты исторического XX съезда партии. К современным людям обращались герои великой революции, вступившие в непримиримую смертельную схватку во имя подлинных рево­люционных идеалов человечности и гуманиз­ма. Режиссер Г. Товстоногов и артист Ю. Толубеев за «Оптимистическую трагедию» были удостоены Ленинской премии.

На театральные сцены вернулись «Крем­левские куранты» и другие спектакли о В. И. Ленине. Состоялась во МХАТе премь­ера третьей пьесы Н. Погодина о Ленине — «Третья, патетическая» (1958), по­священной последним дням жизни Владимира Ильича. В обоих спектаклях в роли Ленина вы­ступил Борис Александрович Смирнов (р. 1908). «Актер умеет передать самый дух образа,— писал автор пьесы.— Он играет так, что вы ощущаете мысль Ленина, великую силу его души, энер­гию, человеческое обаяние». Б. Смирнов и Н. Погодин за «Третью, патетическую» были удостоены Ленинской премии.

Новый этап в жизни нашего театра связан с появлением новой драматургии, молодых театральных коллективов, режиссеров, актеров, художников. Молодые герои пьес Розова всту­пают в бой с мещанами, обывателями, нечест­ными, своекорыстными людьми. Они страстно желают найти свое место в жизни и идти по ней трудным, но непременно честным путем.

«В день свадьбы» (1964) — спек­такль В. Розова, поставленный режиссером А. Эфросом на сцене Московского театра им. Ленинского комсомола. Здесь были также показаны такие спектакли, как «Снимается кино» (1965) драматурга Э. Радзинского — о трудной судьбе кинорежиссера Нечаева, о его сомнениях, колебаниях, поисках; «Чайка» (1966) А. Чехова.

Новый театр «Современник» был создан ре­жиссером О. Ефремовым и группой актеров-энтузиастов. Все они работали в разных теат­рах, а по ночам репетировали увлекшую их пьесу Розова «Вечно живые» (1957) — о невернувшихся с войны и о высокой ответ­ственности тех, кто остался жить.

Лучшие постановки «Современника» при­влекают сосредоточенными раздумьями о жиз­ни. Театр познакомил зрителя со вчерашним школьником Анатолием («Продолжение легенды» А. Кузнецова, 1958), который преодолевает в себе разного рода сомнения и слабости, становится настоящим строителем и человеком. Ставя «Два цвета» (1959) А. Зака и И. Кузнецова, театр гневно осуждает не только хулиганов, убивших комсомольца, но и тех, кто равнодушно или трусливо прохо­дит мимо, тем самым потворствуя преступлению. В спектакле «Назначение» (1963) А. Во­лодина говорится об ответственности каждого человека перед обществом.

В Ленинграде серьезный разговор о жизни ведет режиссер Г. Товстоногов и руководимый им Большой драматический театр им. М. Горь­кого. Здесь также идут пьесы В. Розова и А. Володина. Здесь заново, свежо, по-сего­дняшнему прочитываются классические произ­ведения и открываются в них новые глубины. Наиболее интересные работы театра — «Идиот» (1966) по Ф. Достоевскому с И. Смоктуновским в роли князя Мышкина, человека с большой, доброй душой, открытой людям; «Варвары» (1959) М. Горького, где перемешалось смешное и страшное. Показывая зрителю «Горе от ума» (1962) А. С. Грибоедова или «Три сестры» (1964) А. П. Чехова, театр застав­ляет думать и о нашем времени. Со сцены этого театра звучит гневное слово против фашизма в спектакле «Карьера Артуро Уи» (1963) по пьесе Бертольда Брехта, одного из самых выдающихся дра­матургов XX в. Такое же гражданственное и публицистичное искусство утверждали Владимир Маяковский и Всеволод Мейерхольд, к нему стремился и Евгений Вахтангов.

Интересно работает молодой коллектив Мос­ковского театра драмы и комедии во главе с ре­жиссером Ю. Любимовым. Жизнь этого кол­лектива началась еще в стенах театрального училища спектаклем «Добрый человек из Сезуана» (1964) Б. Брехта. Театр идет своим путем, обращается к зрителям с взвол­нованными и лиричными стихами А. Вознесен­ского в спектакле «Антимиры» (1964), за­жигает радостным ощущением легендарных дней Октябрьской революции в спектакле «10 дней, которые потрясли мир» (1965) по книге Джона Рида.

Советский театр находится в преддверии новых свершений. И то, каким он будет, во многом зависит от вас, новых его зрителей, от того, что вы ищете в театре — просто краси­вое зрелище или умный разговор о жизни, ко­торый заставляет думать, мужественно смотреть правде в глаза. Любите именно такой театр!

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ