.
Меню сайта
|
Советский театр на новом этапеСоветский театр на новом этапеНовый этап для советского театра наступил в середине 50-х годов. Вдохновленный всенародным общественным подъемом, театр стал стремительно набирать высоту. На его сцену вновь вернулась боевая сатира В. Маяковского. Пьесы «Баня», «Клоп», «Мистерия-Буфф» были поставлены в Театре сатиры режиссерами Н. Петровым, В. Плучеком и С. Юткевичем. Маяковский остается нашим современником, он борется против современных мещан, бюрократов, очковтирателей. Театры обращались и к славной традиции русских сатириков-классиков. В Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина режиссер А. Дикий поставил «Тени» М. Салтыкова-Щедрина (1953). С гневом и горьким сарказмом показал он царскую Россию, где «мундир — один мундир! — царствует и властвует, растлевая, глуша все живое». Одновременно в Ленинградском театре комедии постановку этой пьесы осуществил Николай Павлович Акимов (1901 —1968)—режиссер и театральный художник. Акимов создавал декорации, костюмы, остроумные театральные плакаты. Режиссер показал зрителям умные, тонкие пьесы писателя-сказочника Е. Шварца. В условиях сказочного сюжета действуют реальные современные люди. «Дракон» (1962) направлен против фашизма во всех его проявлениях. «Тень» (1940) утверждает мысль: человек должен подавлять в себе низменные и корыстные чувства и побуждения — то, что является как бы его тенью. «Обыкновенное чудо» (1956) повествует о настоящей, большой любви. На подмостках театра произошло новое чудодейственное рождение «Оптимистической трагедии». Спектакль, поставленный в 1955 г. режиссером Георгием Александровичем Товстоноговым (р. 1915) в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина, смотрели делегаты исторического XX съезда партии. К современным людям обращались герои великой революции, вступившие в непримиримую смертельную схватку во имя подлинных революционных идеалов человечности и гуманизма. Режиссер Г. Товстоногов и артист Ю. Толубеев за «Оптимистическую трагедию» были удостоены Ленинской премии. На театральные сцены вернулись «Кремлевские куранты» и другие спектакли о В. И. Ленине. Состоялась во МХАТе премьера третьей пьесы Н. Погодина о Ленине — «Третья, патетическая» (1958), посвященной последним дням жизни Владимира Ильича. В обоих спектаклях в роли Ленина выступил Борис Александрович Смирнов (р. 1908). «Актер умеет передать самый дух образа,— писал автор пьесы.— Он играет так, что вы ощущаете мысль Ленина, великую силу его души, энергию, человеческое обаяние». Б. Смирнов и Н. Погодин за «Третью, патетическую» были удостоены Ленинской премии. Новый этап в жизни нашего театра связан с появлением новой драматургии, молодых театральных коллективов, режиссеров, актеров, художников. Молодые герои пьес Розова вступают в бой с мещанами, обывателями, нечестными, своекорыстными людьми. Они страстно желают найти свое место в жизни и идти по ней трудным, но непременно честным путем. «В день свадьбы» (1964) — спектакль В. Розова, поставленный режиссером А. Эфросом на сцене Московского театра им. Ленинского комсомола. Здесь были также показаны такие спектакли, как «Снимается кино» (1965) драматурга Э. Радзинского — о трудной судьбе кинорежиссера Нечаева, о его сомнениях, колебаниях, поисках; «Чайка» (1966) А. Чехова. Новый театр «Современник» был создан режиссером О. Ефремовым и группой актеров-энтузиастов. Все они работали в разных театрах, а по ночам репетировали увлекшую их пьесу Розова «Вечно живые» (1957) — о невернувшихся с войны и о высокой ответственности тех, кто остался жить. Лучшие постановки «Современника» привлекают сосредоточенными раздумьями о жизни. Театр познакомил зрителя со вчерашним школьником Анатолием («Продолжение легенды» А. Кузнецова, 1958), который преодолевает в себе разного рода сомнения и слабости, становится настоящим строителем и человеком. Ставя «Два цвета» (1959) А. Зака и И. Кузнецова, театр гневно осуждает не только хулиганов, убивших комсомольца, но и тех, кто равнодушно или трусливо проходит мимо, тем самым потворствуя преступлению. В спектакле «Назначение» (1963) А. Володина говорится об ответственности каждого человека перед обществом. В Ленинграде серьезный разговор о жизни ведет режиссер Г. Товстоногов и руководимый им Большой драматический театр им. М. Горького. Здесь также идут пьесы В. Розова и А. Володина. Здесь заново, свежо, по-сегодняшнему прочитываются классические произведения и открываются в них новые глубины. Наиболее интересные работы театра — «Идиот» (1966) по Ф. Достоевскому с И. Смоктуновским в роли князя Мышкина, человека с большой, доброй душой, открытой людям; «Варвары» (1959) М. Горького, где перемешалось смешное и страшное. Показывая зрителю «Горе от ума» (1962) А. С. Грибоедова или «Три сестры» (1964) А. П. Чехова, театр заставляет думать и о нашем времени. Со сцены этого театра звучит гневное слово против фашизма в спектакле «Карьера Артуро Уи» (1963) по пьесе Бертольда Брехта, одного из самых выдающихся драматургов XX в. Такое же гражданственное и публицистичное искусство утверждали Владимир Маяковский и Всеволод Мейерхольд, к нему стремился и Евгений Вахтангов. Интересно работает молодой коллектив Московского театра драмы и комедии во главе с режиссером Ю. Любимовым. Жизнь этого коллектива началась еще в стенах театрального училища спектаклем «Добрый человек из Сезуана» (1964) Б. Брехта. Театр идет своим путем, обращается к зрителям с взволнованными и лиричными стихами А. Вознесенского в спектакле «Антимиры» (1964), зажигает радостным ощущением легендарных дней Октябрьской революции в спектакле «10 дней, которые потрясли мир» (1965) по книге Джона Рида. Советский театр находится в преддверии новых свершений. И то, каким он будет, во многом зависит от вас, новых его зрителей, от того, что вы ищете в театре — просто красивое зрелище или умный разговор о жизни, который заставляет думать, мужественно смотреть правде в глаза. Любите именно такой театр! |
ПОИСК
Block title
|