.
Меню сайта
|
Предвоенные годы. Война народнаяПредвоенные годы. Война народнаяТеатр своими средствами подготавливал современников к грядущим испытаниям. Герои «Последнего решительного» Вс. Вишневского (1931) — бойцы пограничной заставы принимали на себя удар врага. Пулеметчик старшина Бушуев, мужественно и сурово сыгранный Николаем Ивановичем Боголюбовым (р. 1899), погибал последним, с мыслями о тех, кто остался и кто встанет против врага на защиту Советской Родины. Эта мейерхольдовская постановка состоялась за десять лет до легендарной обороны Брестской крепости. Герои спектакля «Вступление», поставленного в 1933 г. Вс. Мейерхольдом по пьесе Ю. Германа, — инженеры, люди умные и талантливые,—в условиях фашистской Германии обречены влачить тупое и бессмысленное существование. Пьяный, отчаявшийся безработный Гуго Нунбах — артист Лев Наумович Свердлин (р. 1901),— перед тем как покончить с собой, задает горький вопрос: почему он, инженер по призванию, лишен возможности строить дома? Почему никому не нужны его знания, умение, талант? На премьере пьесы представители посольства фашистской Германии демонстративно вышли из зрительного зала. В то время, когда на улицах немецких городов пылали зажженные фашистами инквизиторские костры из книг, особый смысл обрело обращение советского театра к произведениям мировой классики. Советский театр стремился утвердить во всем величии человеческое достоинство. Замечательный советский актер Соломон Михайлович Михоэлс (1890—1948) играл короля Лира (1935), легковерно возомнившего, что почести и поклонение со стороны окружающих объясняются не его властью, а его человеческими качествами. Поэтому он и отказывается от власти. Но все тут же меняется — от Лира отрекаются все, даже родные дочери. Лир Михоэлса на своем собственном трагическом опыте познает жестокую истину, которая царит в мире корысти и насилия. На сцене Малого театра Александр Алексеевич Остужев (1874—1953) создал одухотворенный образ Отелло («Отелло» В. Шекспира, 1935). Актер играл не трагедию ревности, как многие до него, а трагедию попранного и коварно преданного доверия к людям. Большой, чистый, остужевский Отелло, внутренне гармоничный, верящий в то, что все люди прекрасны и благородны и что общество устроено идеально, неизбежно должен был погибнуть в мире подлости. Замечательный актер бросал обвинение всему тому, что в шекспировские времена и в современном мире губило таких людей. Трагедия «Отелло» шла в эти годы во многих театрах страны — столь близкой и волнующей была ее тема (см. ст. «Мастера советских национальных театров»). А на сцене Камерного театра разыгрывалась другая трагедия. В спектакле «Мадам Бовари», поставленном по роману Г. Флобера в 1940 г., трагедия была неразрешимой, гибель неизбежной, потому что Эмма Бовари (А. Коонен) — искренний и цельный человек — ни на секунду не могла смириться с окружающей ее жалкой жизнью и лживыми, ничтожными людьми. Среди них она со своими высокими и бескомпромиссными порывами была безнадежно одинока. Большую дорогу драматургии Горького открыла на сцены советских театров постановка пьесы «Егор Булычов и другие» в Театре им. Евг. Вахтангова (1932). Булычов в исполнении Бориса Васильевича Щукина (1894—1939) был удивительно активен. Он боролся за жизнь,— не только за свою собственную, но и за ту, что идет на смену ненавистному старому царству. И со всей нерастраченной силой, веселой энергией Булычов — Щукин крушил это царство, беспощадно срывал маски с его обитателей, обнажая их сущность (см. ст. «Искусство социалистического реализма»). Лучшим горьковским спектаклем во МХАТе стали «Враги» (1935). Пьесу эту поставил Владимир Иванович Немирович-Данченко, играли в ней почти все ведущие актеры театра, оформлял один из крупнейших театральных художников — В. Дмитриев. Мир хозяев фабрики Скроботовых и мир тех, кто работает на них, противостоят друг другу. Непримиримо враждебны друг другу бесчеловечный жестокий прокурор Скроботов — Н. Хмелев, выживший из ума самодур генерал Печенегов — М. Тарханов и, с другой стороны, спокойный, сосредоточенный большевик Синцов — М. Болдуман, рабочий Левшин — А. Грибов. В. Качалов создал образ Захара Бардина — лицемерного либерала и вкрадчиво-ласкового демагога. А в инсценировке романа Л. Толстого «Анна Каренина», поставленного в 1937 г. Немировичем-Данченко, артистка Алла Константиновна Тарасова (р. 1898) протестовала против бесчеловечности общества, принуждавшего к лжи, расчетливости, бездушию. Это общество духовно угнетает тонких, легко ранимых интеллигентов — героев «Трех сестер» А. Чехова (1940). Но все же они мужественно сохраняют веру в лучшую жизнь, которая обязательно придет, не может не прийти... 13 ноября 1937 г. в спектакле «Человек с ружьем» Н. Погодина в Театре им. Евг. Вахтангова Борис Васильевич Щукин создал образ В. И. Ленина. Ленинскую душевность и скромность, простоту в общении с людьми и гениальность вождя, умение от обыденного, от разговора с солдатом о чае, стремительно и естественно подняться до нужд народа, до главных насущных вопросов революции — все это раскрывал талантливый артист в первом советском спектакле о Ленине. Почти одновременно со Щукиным образ Ленина создал другой замечательный актер— Максим Максимович Штраух (р. 1900) в спектакле «Правда» А. Корнейчука (Театр Революции). В Ленинграде в роли Ленина выступил К. Скоробогатов, в Киеве — А. Бучма, в Харькове — А. Крамов, в Тбилиси — К. Мюфке. Так советский театр завоевал новую высоту — показал на сцене великого человека и гениального вождя. Первые успехи окрыляли. Театр может готовить следующие ленинские спектакли. И вот уже по просьбе МХАТа Н. Погодин работает над новой пьесой — над «Кремлевскими курантам и». Премьера спектакля, в постановке которого принимал активное участие Вл. И. Немирович-Данченко, состоялась 22 января 1942 г. В. И. Ленина играл Алексей Николаевич Грибов (р. 1902). Этот спектакль о Ленине помогал советским людям собрать все свои силы и героически отстаивать то, о чем Ленин мечтал в трудные годы и что уже воплотилось или воплощается в жизнь. О многом мужественно говорил театр современникам, несущим тяжелые испытания военных лет, когда каждый человек мог стать героем. Чаще всего эти герои были внешне неприметны. Они просто жили по велению сердца и, когда обстоятельства требовали, мужественно исполняли свой человеческий и гражданский долг. Просто, напевая «Соловей, соловей, пташечка...», уходил через линию фронта на верную смерть военфельдшер Глоба (А. Грибов), герой спектакля МХАТа «Русские люди» К. Симонова. В тылу у немцев спасала наших раненых казавшаяся поначалу беспомощной, перепуганной учительница Варя (В. Марецкая) в спектакле Театра им. Моссовета «Встреча в темноте» Ф. Кнорре. Одна из самых глубоких и сильных пьес — «Нашествие» (1942) Л. Леонова. В центре спектакля, поставленного Ю. Завадским в Театре им. Моссовета, трудная судьба Федора Таланова (артист М. Астангов) — ожесточенного, не верящего людям, мучительно преодолевающего свое одиночество. И когда он оказывается вместе с борющимся народом, его жизнь получает смысл, и он совершает подвиг. Большой публицистической силой проникнут спектакль Театра им. Евг. Вахтангова «Фронт» (1942) по пьесе А. Корнейчука. Генерал Горлов — артист Алексей Денисович Дикий (1889—1955) — самодовольный, безнадежно ограниченный, считает себя непогрешимым. Он окружает себя подхалимами и ничтожествами. Из-за его тупости, упрямства совершаются трагически непоправимые ошибки, по его вине погибают люди, в том числе его родной сын. И после того как великая победа пришла, на театральных сценах с огромным успехом ставились новые спектакли о военных подвигах советских людей. Один из лучших романтических спектаклей о войне — «Молодая гвардия» (по роману А. Фадеева)— поставлен в 1947 г. режиссером Николаем Павловичем Охлопковым (1900—1967) в Театре им. Вл. Маяковского. Герои комсомольского подполья Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Люба Шевцова и их товарищи смело, мужественно боролись с фашистами во имя Родины. В пьесах «Спутники» В. Пановой и «Старые друзья» Л. Малюгина, поставленных режиссером А. Лобановым (Театр им. Ермоловой), верность жизненной правде во всех ее бытовых деталях сочеталась с тонкой лиричностью. В годы войны вновь возрос интерес к классике. Каждый театр ставил А. Н. Островского по-своему. В спектакле МХАТа «Последняя жертва» (1944, режиссер Н. Хмелев) чувствовались уроки Станиславского. Главные роли — Юлии Тугиной и Прибыткова психологически углубленно играли А. Тарасова и И. Москвин. А на сцене Театра им. Ермоловой Островский предстал автором ироничным, изящным, искристым — так прочел пьесу «Бешеные деньги» (1945) режиссер А. Лобанов. В 50-е годы свет рампы увидели три великолепных произведения Л. Толстого. МХАТ показал «Плоды просвещения» в режиссуре М. Кедрова, с Василием Осиповичем Топорковым (р. 1889) в роли псевдоученого, профессора Кругосветлова. На сцене Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина зрители увидели «Живой труп» Л. Толстого. В исполнении Николая Константиновича Симонова (р. 1901) герой спектакля Протасов — большой, красивый человек, сосредоточенный в своих раздумьях, человек высокой нравственности, чуждый прогнившему обществу. Извечную народную веру в добро, не умирающую даже в условиях мрачной жизни старой дореволюционной деревни, нес Аким — И. Ильинский в спектакле «Власть тьмы» режиссера Б. Равенских (1956, Малый театр). Не сходили со сцен и пьесы А. М. Горького. За создание образа Вассы Железновой В. Пашенная была удостоена Ленинской премии (одноименный спектакль Малого театра, 1952). В том же 1952 г. на периферийных сценах были поставлены интересные спектакли по одной из труднейших пьес Горького—«Старик». В Симферополе Старика, этого умного, злобного мракобеса, высохшего в своей ненависти к людям, блестяще сыграл Павел Павлович Гайдебуров (1877—1960). В годы войны вновь возрос интерес к классике. Каждый театр ставил А. Н. Островского |
ПОИСК
Block title
|