. Предвоенные годы. Война народная
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Предвоенные годы. Война народная

Предвоенные годы. Война народная

Театр своими средствами подготавливал современников к грядущим испытаниям. Герои «Последнего решительного»

Вс. Вишневского (1931) — бойцы пограничной заставы принимали на себя удар врага. Пуле­метчик старшина Бушуев, мужественно и сурово сыгранный Николаем Ивановичем Боголюбовым (р. 1899), погибал последним, с мыслями о тех, кто остался и кто встанет против врага на защиту Советской Родины. Эта мейерхольдовская постановка состоялась за десять лет до легендарной обороны Брестской крепости.

Герои спектакля «Вступление», по­ставленного в 1933 г. Вс. Мейерхольдом по пьесе Ю. Германа, — инженеры, люди умные и талантливые,—в условиях фашистской Герма­нии обречены влачить тупое и бессмысленное существование. Пьяный, отчаявшийся безра­ботный Гуго Нунбах — артист Лев Наумович Свердлин (р. 1901),— перед тем как покончить с собой, задает горький вопрос: почему он, ин­женер по призванию, лишен возможности стро­ить дома? Почему никому не нужны его зна­ния, умение, талант? На премьере пьесы пред­ставители посольства фашистской Германии демонстративно вышли из зрительного зала.

В то время, когда на улицах немецких горо­дов пылали зажженные фашистами инквизитор­ские костры из книг, особый смысл обрело обра­щение советского театра к произведениям ми­ровой классики. Советский театр стремился утвердить во всем величии человеческое до­стоинство.

Замечательный советский актер Соломон Михайлович Михоэлс (1890—1948) играл ко­роля Лира (1935), легковерно возомнившего, что почести и поклонение со стороны окружаю­щих объясняются не его властью, а его челове­ческими качествами. Поэтому он и отказыва­ется от власти. Но все тут же меняется — от Лира отрекаются все, даже родные дочери.

Лир Михоэлса на своем собственном трагиче­ском опыте познает жестокую истину, которая царит в мире корысти и насилия.

На сцене Малого театра Александр Алексее­вич Остужев (1874—1953) создал одухотворен­ный образ Отелло («Отелло» В. Шекспира, 1935). Актер играл не трагедию ревности, как многие до него, а трагедию попранного и ко­варно преданного доверия к людям. Большой, чистый, остужевский Отелло, внутренне гар­моничный, верящий в то, что все люди прекрас­ны и благородны и что общество устроено иде­ально, неизбежно должен был погибнуть в мире подлости. Замечательный актер бросал обви­нение всему тому, что в шекспировские вре­мена и в современном мире губило таких лю­дей. Трагедия «Отелло» шла в эти годы во мно­гих театрах страны — столь близкой и волную­щей была ее тема (см. ст. «Мастера советских национальных театров»).

А на сцене Камерного театра разыгрывалась другая трагедия. В спектакле «Мадам Бовари», поставленном по роману Г. Флобера в 1940 г., трагедия была неразрешимой, гибель неизбежной, потому что Эмма Бовари (А. Коонен) — искренний и цельный человек — ни на секунду не могла смириться с окружающей ее жалкой жизнью и лживыми, ничтожными людьми. Среди них она со своими высокими и бес­компромиссными порывами была безнадежно одинока.

Большую дорогу драматургии Горького от­крыла на сцены советских театров постановка пьесы «Егор Булычов и другие» в Театре им. Евг. Вахтангова (1932).

Булычов в исполнении Бориса Васильевича Щукина (1894—1939) был удивительно акти­вен. Он боролся за жизнь,— не только за свою собственную, но и за ту, что идет на смену нена­вистному старому царству. И со всей нера­страченной силой, веселой энергией Булычов — Щукин крушил это царство, беспощадно сры­вал маски с его обитателей, обнажая их сущ­ность (см. ст. «Искусство социалистического реализма»).

Лучшим горьковским спектаклем во МХАТе стали «Враги» (1935). Пьесу эту поставил Владимир Иванович Немирович-Данченко, иг­рали в ней почти все ведущие актеры театра, оформлял один из крупнейших театральных ху­дожников — В. Дмитриев. Мир хозяев фабрики Скроботовых и мир тех, кто работает на них, противостоят друг другу. Непримиримо враж­дебны друг другу бесчеловечный жестокий про­курор Скроботов — Н. Хмелев, выживший из ума самодур генерал Печенегов — М. Тарха­нов и, с другой стороны, спокойный, сосредо­точенный большевик Синцов — М. Болдуман, рабочий Левшин — А. Грибов. В. Качалов создал образ Захара Бардина — лицемерного либерала и вкрадчиво-ласкового демагога.

А в инсценировке романа Л. Толстого «Анна Каренина», поставленного в 1937 г. Немировичем-Данченко, артистка Алла Кон­стантиновна Тарасова (р. 1898) протестовала против бесчеловечности общества, принуждав­шего к лжи, расчетливости, бездушию.

Это общество духовно угнетает тонких, легко ранимых интеллигентов — героев «Трех сестер» А. Чехова (1940). Но все же они мужественно сохраняют веру в лучшую жизнь, которая обязательно придет, не может не прийти...

13 ноября 1937 г. в спектакле «Человек с ружьем» Н. Погодина в Театре им. Евг. Вахтангова Борис Васильевич Щукин создал образ В. И. Ленина. Ленинскую душевность и скромность, простоту в общении с людьми и гениальность вождя, умение от обыденного, от разговора с солдатом о чае, стремительно и есте­ственно подняться до нужд народа, до главных насущных вопросов революции — все это рас­крывал талантливый артист в первом советском спектакле о Ленине.

Почти одновременно со Щукиным образ Ленина создал другой замечательный актер— Максим Максимович Штраух (р. 1900) в спек­такле «Правда» А. Корнейчука (Театр Ре­волюции).

В Ленинграде в роли Ленина выступил К. Скоробогатов, в Киеве — А. Бучма, в Харь­кове — А. Крамов, в Тбилиси — К. Мюфке. Так советский театр завоевал новую высоту показал на сцене великого человека и гениаль­ного вождя.

Первые успехи окрыляли. Театр может го­товить следующие ленинские спектакли. И вот уже по просьбе МХАТа Н. Погодин работает над новой пьесой — над «Кремлевскими курантам и». Премьера спектакля, в по­становке которого принимал активное участие Вл. И. Немирович-Данченко, состоялась 22 ян­варя 1942 г. В. И. Ленина играл Алексей Нико­лаевич Грибов (р. 1902). Этот спектакль о Ле­нине помогал советским людям собрать все свои силы и героически отстаивать то, о чем Ленин мечтал в трудные годы и что уже вопло­тилось или воплощается в жизнь.

О многом мужественно говорил театр совре­менникам, несущим тяжелые испытания военных лет, когда каждый человек мог стать ге­роем. Чаще всего эти герои были внешне не­приметны. Они просто жили по велению серд­ца и, когда обстоятельства требовали, мужест­венно исполняли свой человеческий и граждан­ский долг.

Просто, напевая «Соловей, соловей, пта­шечка...», уходил через линию фронта на вер­ную смерть военфельдшер Глоба (А. Грибов), герой спектакля МХАТа «Русские люди» К. Симонова. В тылу у немцев спасала наших раненых казавшаяся поначалу беспомощной, перепуганной учительница Варя (В. Марец­кая) в спектакле Театра им. Моссовета «Встреча в темноте» Ф. Кнорре.

Одна из самых глубоких и сильных пьес — «Нашествие» (1942) Л. Леонова. В центре спектакля, поставленного Ю. Завадским в Теат­ре им. Моссовета, трудная судьба Федора Таланова (артист М. Астангов) — ожесточен­ного, не верящего людям, мучительно преодо­левающего свое одиночество. И когда он ока­зывается вместе с борющимся народом, его жизнь получает смысл, и он совершает подвиг.

Большой публицистической силой про­никнут спектакль Театра им. Евг. Вахтангова «Фронт» (1942) по пьесе А. Корнейчука. Генерал Горлов — артист Алексей Денисович Дикий (1889—1955) — самодовольный, безна­дежно ограниченный, считает себя непогре­шимым. Он окружает себя подхалимами и ни­чтожествами. Из-за его тупости, упрямства со­вершаются трагически непоправимые ошибки, по его вине погибают люди, в том числе его родной сын.

И после того как великая победа пришла, на театральных сценах с огромным успехом ставились новые спектакли о военных подви­гах советских людей. Один из лучших роман­тических спектаклей о войне — «Молодая гвардия» (по роману А. Фадеева)— по­ставлен в 1947 г. режиссером Николаем Пав­ловичем Охлопковым (1900—1967) в Театре им. Вл. Маяковского. Герои комсомольского подполья Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Люба Шевцова и их товарищи смело, мужест­венно боролись с фашистами во имя Родины.

В пьесах «Спутники» В. Пановой и «Старые друзья» Л. Малюгина, по­ставленных режиссером А. Лобановым (Театр им. Ермоловой), верность жизненной правде во всех ее бытовых деталях сочеталась с тон­кой лиричностью. В годы войны вновь возрос интерес к клас­сике. Каждый театр ставил А. Н. Островского по-своему. В спектакле МХАТа «Последняя жертва» (1944, режиссер Н. Хмелев) чувствовались уроки Станиславского. Глав­ные роли — Юлии Тугиной и Прибыткова пси­хологически углубленно играли А. Тарасова и И. Москвин.

А на сцене Театра им. Ермоловой Остров­ский предстал автором ироничным, изящным, искристым — так прочел пьесу «Бешеные деньги» (1945) режиссер А. Лобанов.

В 50-е годы свет рампы увидели три велико­лепных произведения Л. Толстого. МХАТ по­казал «Плоды просвещения» в ре­жиссуре М. Кедрова, с Василием Осиповичем Топорковым (р. 1889) в роли псевдоученого, профессора Кругосветлова.

На сцене Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина зрители увидели «Живой труп» Л. Толстого. В исполнении Ни­колая Константиновича Симонова (р. 1901) ге­рой спектакля Протасов — большой, красивый человек, сосредоточенный в своих раздумьях, человек высокой нравственности, чуждый про­гнившему обществу.

Извечную народную веру в добро, не уми­рающую даже в условиях мрачной жизни ста­рой дореволюционной деревни, нес Аким — И. Ильинский в спектакле «Власть тьмы» режиссера Б. Равенских (1956, Малый театр).

Не сходили со сцен и пьесы А. М. Горького. За создание образа Вассы Железновой В. Па­шенная была удостоена Ленинской премии (од­ноименный спектакль Малого театра, 1952). В том же 1952 г. на периферийных сценах были поставлены интересные спектакли по одной из труднейших пьес Горького—«Старик». В Симферополе Старика, этого умного, злоб­ного мракобеса, высохшего в своей ненависти к людям, блестяще сыграл Павел Павлович Гайдебуров (1877—1960).

В годы войны вновь возрос интерес к клас­сике. Каждый театр ставил А. Н. Островского

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ