.
Меню сайта
|
МХАТ. Станиславский К.С.МХАТ. Станиславский К.С.Перед театрами, которые сложились до революции, такими, как МХТ, московский Малый, Александринский (ныне Театр им. А. С. Пушкина в Ленинграде), теперь встала задача сделать замечательные реалистические традиции достоянием нового, советского искусства. К. С. Станиславский хотел показать революцию, по его собственным словам, «не через толпы людей, идущих с красными флагами, а через те перемены, которые она произвела в душах людей». Но еще не были написаны лучшие советские пьесы, близкие углубленному психологическому реализму Художественного театра. Поэтому театр в основном продолжал играть прежние, неувядаемые спектакли классической драматургии, знакомил нового зрителя с Шекспиром, Грибоедовым, Гоголем, Островским, Чеховым, Горьким. Эта несколько выжидательная позиция Художественного театра, оторванность от жизни послужили причиной резких нападок остро чувствующих современность художников, в том числе Маяковского и Мейерхольда. Были в те годы и люди, которые пытались новое, рожденное революцией искусство противопоставить «старому» искусству всех художников прошлого. «Буржуазными» писателями объявляли и Пушкина, и Островского, и Чехова. Против подобных взглядов решительно выступила партия. В. И. Ленин не раз говорил о необходимости сохранить все накопленные веками культурные ценности. Проводником ленинской политики в области искусства был первый народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский (1875—1933). Человек огромной культуры, искусствовед, талантливый драматург, он поддерживал все ценное, что зарождалось в советском театре, — в работах Вахтангова, Мейерхольда и других режиссеров. А старым театрам терпеливо, бережно и умно помогал искать единственно возможные для них пути к современности. В стенах Художественного театра родилась наука об актерском искусстве. Станиславский подробно объяснял, как актеру следует готовить себя к творчеству, работать над своим голосом, телом, пластикой, как развивать свое воображение, как найти сверхзадачу — то, ради чего актер выходит на сцену, ради чего он играет роль, другими словами, то, что он — художник и гражданин — хочет сказать зрителю. Сверхзадача придает высокий смысл каждому мгновению пребывания актера на сцене, определяет его сквозное действие, на которое, как на единую нить, нанизываются все отдельные эпизоды роли. Систему Станиславского — замечательное наследие великого мастера — знают и ценят во всем мире. В 1926 г. Станиславский ставит «Горячее сердце» Островского, где ярко проступили новые черты в искусстве Художественного театра,— никогда еще его спектакли не были столь резки и беспощадно обличительны. Театр разоблачал «темное царство» прошлого с позиций победившего народа. Выведенные на сцене типы стали нарицательными. Вот Серапион Мардарьич Градобоев, представитель власти, хозяин города. В исполнении Михаила Михайловича Тарханова (1877—1948) это внешне благодушный, говорящий тихим, ровным голосом старичок. Но он сосет кровь зависимых от него горожан. И некуда им деться от его отечески ласкового самоуправства. К тому же царские законы еще страшнее, не отыскать в них справедливости днем с огнем. Образ Хлынова, богатого купца-самодура, с большой реалистической силой создал Иван Михайлович Москвин (1874—1946). Тупой и дикий, вечно пьяный, Хлынов безнаказанно куражится над окружающими — ему все можно, потому что у него деньги, а значит, и власть.Станиславский выпускает еще один великолепный классический спектакль — «Женитьба Фигаро» Бомарше (1927). И здесь режиссер по-новому, с позиций современности показал зрителю старинную комедию французского драматурга. Главными героями спектакля стали веселые и жизнерадостные люди из народа — Фигаро и Сюзанна, которые сумели отстоять свое счастье. |
ПОИСК
Block title
|