. Театр и революция
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Театр и революция

Театр и революция

Автором первой подлинно художественной агитационной пьесы «Мистерия-Буфф» стал В. Маяковский. Старые профессиональные театры Петрограда отвергли ее из-за новаторской сути, смелого и грубого народного языка. И тем не менее в день первой годовщины Октябрьской революции состоялась премьера. Сам поэт играл в этом спектакле три роли. А режиссером был Всеволод Эмильевич Мейерхольд, который про­шел до революции большой и сложный путь в искусстве (см. ст. «Русский театр конца XIX— начала XX в.»).

Союз Мейерхольда и Маяковского был сою­зом единомышленников, близких в главном — в утверждении боевой партийной страстности советского театра. И Маяковский и Мейерхольд умели прямо и мужественно заявить со сцены, без всяких обиняков, кого они ненавидят и кого любят. Стремясь придать своему искусству наибольшую выразительность и остроту, они широко использовали возрожденные агита­ционным самодеятельным театром элементы на­родного балагана, театра Петрушки, лубка, даже цирковой клоунады.

В «Мистерии-Буфф», вторично поставленной Мейерхольдом уже в Москве (1921), роль одного из чертей исполнял известный артист цирка В. Лазаренко. Приемами балагана высмеивались семь пар «чистых» — эксплуататоры разных национальностей. Им противостояли «нечис­тые» — батрак, рудокоп, кузнец, швея и дру­гие, изгоняющие «чистых» и идущие к земле обетованной будущего. Роль Соглашателя-мень­шевика, растерянного, мечущегося между «чи­стыми» и «нечистыми», пытающегося их при­мирить и получающего отовсюду тумаки, с блес­ком играл молодой Игорь Владимирович Иль­инский (р. 1901). Вообще этот спектакль шел как веселый, праздничный митинг победи­телей,— ведь окончилась гражданская война и Советская республика с оружием в руках отстояла свое право на существование.

В 1929 г. Маяковский принес Мейерхольду свою новую пьесу—«Клоп». В главной роли вновь выступил И. Ильинский; он создал образ Присыпкина — бывшего рабочего, бывшего партийца, ныне жениха.

«Красный мещанин» может представать в са­мых различных обличиях и вариантах. Мая­ковский и Мейерхольд спустя год показывают спектакль «Баня». Здесь Присыпкин обер­нулся Победоносиковым (играл его Максим Штраух). Он был не только смешон, но и опа­сен, потому что имел власть, упивался ею и удерживал с помощью бюрократизма и де­магогии.

Музыку к спектаклям «Клоп» и «Баня» писа­ли композиторы Д. Шостакович и В. Шебалин, эскизы костюмов ри­совали художники Кукрыниксы и А. Дейнека (см. статьи «Д. Д. Шостакович», «Кукрыниксы», «А. А. Дейнека»). Кукрыниксам принадлежат и выразительные плакаты к спектаклям — на них сатирически изображены типы, которые и сегодня могут нам встретиться.

Большинство мастеров сцены с первых же дней Советской власти встали на сторону наро­да, начали энергично строить новый, революци­онный театр. Порой заблуждаясь в своих иска­ниях, они все же не уходили с переднего края советского театрального искусства.

Незадолго до революции К. С. Станислав­ский организовал Первую и Вторую студии МХТ1, которые впоследствии дали советскому театру многих выдающихся актеров. Из Второй студии вышли такие мастера, как Н. Хмелев, Б. Добронравов, М. Кедров, А. Та­расова, В. Станицын, А. Степанова, М. Яншин. Первая студия выросла в интересный театр, ко­торый с 1924 г. стал называться МХАТ II. На его сцене работали С. Бирман, С. Гиацинтова, И. Берсенев, А. Дикий. В творчестве замечатель­ного актера Первой студии Михаила Алексан­дровича Чехова (1891 —1955), которым восхи­щался Станиславский, отразились мучитель­ные противоречия тех людей, которые видели в революции только насилие над человеком, не понимали ее исторической справедливости и ве­ликой гуманности. Не найдя выхода из этих противоречий, М. Чехов в 1928 г. уехал за границу. Вдали от родины талант актера угас. В 1920 г. студия, руководимая актером и режиссером Евгением Багратионовичем Вахтанговым (1883 —1922), получила название Третьей студии МХАТ

В постановках «Свадьбы» А. Чехова и «Чуда святого Антония» бельгий­ского драматурга М. Метерлинка Вахтангов выводил на сцену скопище живых мертвецов — обывателей и буржуа.

Последней постановкой Вахтангова стала «Принцесса Турандот» К. Гоцци (1922). Трудно поверить, что этот веселый, луче­зарный спектакль создал уже безнадежно боль­ной человек. Старинная сказка для Вахтан­гова и для актеров Ю. Завадского, Б. Щукина, Ц. Мансуровой, Р. Симонова и других явилась Средством выразить свое жизнерадостное миро­ощущение. В этом спектакле, созданном по тра­диции комедии масок (см. ст. «Театр эпохи Воз­рождения»), открывалась свобода для импрови­зации на сцене. Личность каждого актера — человека и гражданина — ощущалась за тем персонажем, которого он играл. Вахтангов заставил прозвучать современно даже старую сказку.

«Милому, дорогому другу, любимому уче­нику, талантливому сотруднику, единствен­ному преемнику... создателю новых принципов революционного искусства, надежде русского искусства...» — написал ему К. С. Станислав­ский на своей фотографии.

1 М X Т — Московский Художественный театр; с 1920 г. МХАТ — Московский Художественный ака­демический театр.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ