.
Меню сайта
|
Театр и революцияТеатр и революцияАвтором первой подлинно художественной агитационной пьесы «Мистерия-Буфф» стал В. Маяковский. Старые профессиональные театры Петрограда отвергли ее из-за новаторской сути, смелого и грубого народного языка. И тем не менее в день первой годовщины Октябрьской революции состоялась премьера. Сам поэт играл в этом спектакле три роли. А режиссером был Всеволод Эмильевич Мейерхольд, который прошел до революции большой и сложный путь в искусстве (см. ст. «Русский театр конца XIX— начала XX в.»). Союз Мейерхольда и Маяковского был союзом единомышленников, близких в главном — в утверждении боевой партийной страстности советского театра. И Маяковский и Мейерхольд умели прямо и мужественно заявить со сцены, без всяких обиняков, кого они ненавидят и кого любят. Стремясь придать своему искусству наибольшую выразительность и остроту, они широко использовали возрожденные агитационным самодеятельным театром элементы народного балагана, театра Петрушки, лубка, даже цирковой клоунады. В «Мистерии-Буфф», вторично поставленной Мейерхольдом уже в Москве (1921), роль одного из чертей исполнял известный артист цирка В. Лазаренко. Приемами балагана высмеивались семь пар «чистых» — эксплуататоры разных национальностей. Им противостояли «нечистые» — батрак, рудокоп, кузнец, швея и другие, изгоняющие «чистых» и идущие к земле обетованной будущего. Роль Соглашателя-меньшевика, растерянного, мечущегося между «чистыми» и «нечистыми», пытающегося их примирить и получающего отовсюду тумаки, с блеском играл молодой Игорь Владимирович Ильинский (р. 1901). Вообще этот спектакль шел как веселый, праздничный митинг победителей,— ведь окончилась гражданская война и Советская республика с оружием в руках отстояла свое право на существование. В 1929 г. Маяковский принес Мейерхольду свою новую пьесу—«Клоп». В главной роли вновь выступил И. Ильинский; он создал образ Присыпкина — бывшего рабочего, бывшего партийца, ныне жениха. «Красный мещанин» может представать в самых различных обличиях и вариантах. Маяковский и Мейерхольд спустя год показывают спектакль «Баня». Здесь Присыпкин обернулся Победоносиковым (играл его Максим Штраух). Он был не только смешон, но и опасен, потому что имел власть, упивался ею и удерживал с помощью бюрократизма и демагогии. Музыку к спектаклям «Клоп» и «Баня» писали композиторы Д. Шостакович и В. Шебалин, эскизы костюмов рисовали художники Кукрыниксы и А. Дейнека (см. статьи «Д. Д. Шостакович», «Кукрыниксы», «А. А. Дейнека»). Кукрыниксам принадлежат и выразительные плакаты к спектаклям — на них сатирически изображены типы, которые и сегодня могут нам встретиться. Большинство мастеров сцены с первых же дней Советской власти встали на сторону народа, начали энергично строить новый, революционный театр. Порой заблуждаясь в своих исканиях, они все же не уходили с переднего края советского театрального искусства. Незадолго до революции К. С. Станиславский организовал Первую и Вторую студии МХТ1, которые впоследствии дали советскому театру многих выдающихся актеров. Из Второй студии вышли такие мастера, как Н. Хмелев, Б. Добронравов, М. Кедров, А. Тарасова, В. Станицын, А. Степанова, М. Яншин. Первая студия выросла в интересный театр, который с 1924 г. стал называться МХАТ II. На его сцене работали С. Бирман, С. Гиацинтова, И. Берсенев, А. Дикий. В творчестве замечательного актера Первой студии Михаила Александровича Чехова (1891 —1955), которым восхищался Станиславский, отразились мучительные противоречия тех людей, которые видели в революции только насилие над человеком, не понимали ее исторической справедливости и великой гуманности. Не найдя выхода из этих противоречий, М. Чехов в 1928 г. уехал за границу. Вдали от родины талант актера угас. В 1920 г. студия, руководимая актером и режиссером Евгением Багратионовичем Вахтанговым (1883 —1922), получила название Третьей студии МХАТ В постановках «Свадьбы» А. Чехова и «Чуда святого Антония» бельгийского драматурга М. Метерлинка Вахтангов выводил на сцену скопище живых мертвецов — обывателей и буржуа. Последней постановкой Вахтангова стала «Принцесса Турандот» К. Гоцци (1922). Трудно поверить, что этот веселый, лучезарный спектакль создал уже безнадежно больной человек. Старинная сказка для Вахтангова и для актеров Ю. Завадского, Б. Щукина, Ц. Мансуровой, Р. Симонова и других явилась Средством выразить свое жизнерадостное мироощущение. В этом спектакле, созданном по традиции комедии масок (см. ст. «Театр эпохи Возрождения»), открывалась свобода для импровизации на сцене. Личность каждого актера — человека и гражданина — ощущалась за тем персонажем, которого он играл. Вахтангов заставил прозвучать современно даже старую сказку. «Милому, дорогому другу, любимому ученику, талантливому сотруднику, единственному преемнику... создателю новых принципов революционного искусства, надежде русского искусства...» — написал ему К. С. Станиславский на своей фотографии. 1 М X Т — Московский Художественный театр; с 1920 г. МХАТ — Московский Художественный академический театр. |
ПОИСК
Block title
|