.
Меню сайта
|
СОВЕТСКИЙ ТЕАТР. Новый зритель и новый театрСОВЕТСКИЙ ТЕАТР. Новый зритель и новый театрСпектакль существует только в тот момент, когда он создается на глазах у зрителей. Театру далеко не безразлично, кто его зрители и какого искусства они жаждут. Великая Октябрьская революция широко раскрыла двери театров перед рабочими, крестьянами, солдатами. Новый зритель с жадностью приобщался к богатствам русской и мировой классической драматургии — пьесам Лопе де Вега, Шекспира, Мольера, Шиллера, Грибоедова, Гоголя, Островского, Чехова, Горького. Особенно близкими по духу для народного зрителя в тот момент оказались спектакли, в которых действовали герои прошлого, восстающие против тирании. Их романтические свободолюбивые призывы получали восторженную поддержку у зрителей, подхватывались в буре революции. В Петрограде по инициативе М. Горького и А. Блока создается Большой драматический театр (1919) — «театр трагедии, романтической драмы и высокой комедии». С его сцены в исполнении Ю. Юрьева звучали смелые монологи маркиза Позы, поднявшего голос протеста против кровавого короля средневековой Испании Филиппа II («Дон Карлос» Шиллера). В Москве на подмостки старейшего Малого театра гордо выходил герой трагедии А. К. Толстого «Посадник» — мудрый и стойкий защитник народной вольницы Новгорода, окруженного врагами. А сразу же после освобождения города от белогвардейцев в Киевском русском театре режиссер К. Марджанов (см. ст. «Мастера советских национальных театров») ставил героическую драму Лопе де Вега «Овечий источник» (1919). Спектакль, шедший под звуки канонады боев с белогвардейцами, рассказывал о народной борьбе за свободу. И охваченные единым порывом зрители — красноармейцы, завтра уходившие на фронт,— запевали «Интернационал». «Нам казалось, что мы готовы идти драться против Европы до самой Испании»,— вспоминал об этом времени драматург Вс. Вишневский. Сцена стала политической трибуной, ее захватывал «бурный, бьющий весенним половодьем, выходящий из всех берегов митинговый демократизм трудящихся масс» (В. И. Ленин). Создателями первых, еще незрелых пьес о революции были бойцы, политработники, агитаторы. Они считали сочинение пьес разновидностью своей партийной работы и стремились использовать театр для агитации. Наиболее талантливые — В. Билль-Белоцерковский, Вс. Вишневский (см. т. 11 ДЭ, статьи раздела «Советская литература») — стали впоследствии крупнейшими советскими драматургами. Но большинство из них остались безвестными. Иные, подобно автору пользовавшейся большим успехом драмы «Красная правда» комиссару А. Вермишеву, погибли в боях гражданской войны. Нередко агитационный театр ставил свои постановки прямо на городских площадях, его исполнителями наряду с актерами были красноармейцы. Они помогали разыгрывать грандиозные праздничные представления: «Блокада России», «Взятие Зимнего дворца» — в Петрограде; в Москве — «Пантомима Великой революции»; в Одессе — «Восстание на броненосце «Потемкин»; в Иркутске на берегу Ангары — представление «Борьба труда и капитала», поставленное молодым актером и режиссером Н. Охлопковым. Огромной популярностью пользовались инсценированные суды: «Суд над Врангелем», «Суд над кронштадтскими мятежниками» и другие. Созданные самим народом, во многом несовершенные, агитационные спектакли были истоками советского профессионального театра, его боевой юностью. |
ПОИСК
Block title
|