. СОВЕТСКИЙ ТЕАТР. Новый зритель и новый театр
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

СОВЕТСКИЙ ТЕАТР. Новый зритель и новый театр

СОВЕТСКИЙ ТЕАТР. Новый зритель и новый театр

Спектакль существует только в тот момент, когда он создается на глазах у зрителей. Театру далеко не безразлично, кто его зрители и какого искусства они жаждут.

Великая Октябрьская революция широко раскрыла двери театров перед рабочими, крестьянами, солдатами. Новый зритель с жадностью приобщался к богатствам русской и мировой классической драматургии — пьесам Лопе де Вега, Шекспира, Мольера, Шиллера, Грибое­дова, Гоголя, Островского, Чехова, Горького. Особенно близкими по духу для народного зрите­ля в тот момент оказались спектакли, в которых действовали герои прошлого, восстающие против тирании. Их романтические свободолюбивые призывы получали восторженную поддержку у зрителей, подхватывались в буре революции. В Петрограде по инициативе М. Горького и А. Блока создается Большой драматический театр (1919) — «театр трагедии, романтической драмы и высокой комедии». С его сцены в ис­полнении Ю. Юрьева звучали смелые монологи маркиза Позы, поднявшего голос протеста против кровавого короля средневековой Испа­нии Филиппа II («Дон Карлос» Шиллера).

В Москве на подмостки старейшего Малого театра гордо выходил герой трагедии А. К. Тол­стого «Посадник» — мудрый и стойкий защитник народной вольницы Новгорода, окру­женного врагами.

А сразу же после освобождения города от белогвардейцев в Киевском русском театре ре­жиссер К. Марджанов (см. ст. «Мастера совет­ских национальных театров») ставил героиче­скую драму Лопе де Вега «Овечий источник» (1919). Спектакль, шедший под звуки канонады боев с белогвардейцами, рассказывал о народной борьбе за свободу. И охваченные единым порывом зрители — красноармейцы, завтра уходившие на фронт,— запевали «Ин­тернационал». «Нам казалось, что мы готовы идти драться против Европы до самой Испа­нии»,— вспоминал об этом времени драматург Вс. Вишневский.

Сцена стала политической трибуной, ее за­хватывал «бурный, бьющий весенним половодь­ем, выходящий из всех берегов митинговый демократизм трудящихся масс» (В. И. Ле­нин).

Создателями первых, еще незрелых пьес о революции были бойцы, политработники, аги­таторы. Они считали сочинение пьес разновид­ностью своей партийной работы и стремились использовать театр для агитации. Наиболее талантливые — В. Билль-Белоцерковский, Вс. Вишневский (см. т. 11 ДЭ, статьи раздела «Советская литература») — стали впоследствии крупнейшими советскими драматургами. Но большинство из них остались безвестными. Иные, подобно автору пользовавшейся большим успехом драмы «Красная правда» комиссару А. Вермишеву, погибли в боях гражданской войны.

Нередко агитационный театр ставил свои постановки прямо на городских площадях, его исполнителями наряду с актерами были красно­армейцы. Они помогали разыгрывать грандиоз­ные праздничные представления: «Блокада Рос­сии», «Взятие Зимнего дворца» — в Петрограде; в Москве — «Пантомима Великой революции»; в Одессе — «Восстание на броненосце «Потем­кин»; в Иркутске на берегу Ангары — представ­ление «Борьба труда и капитала», поставленное молодым актером и режиссером Н. Охлоп­ковым. Огромной популярностью пользова­лись инсценированные суды: «Суд над Вран­гелем», «Суд над кронштадтскими мятежниками» и другие.

Созданные самим народом, во многом несо­вершенные, агитационные спектакли были исто­ками советского профессионального театра, его боевой юностью.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ