.
Меню сайта
|
Выдающиеся актеры народов РоссииВыдающиеся актеры народов РоссииРазвитие искусства народов России встречало глубокую поддержку и сочувствие лучших деятелей русской и национальной культуры. «Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же как и академии, университеты, музеи. Иметь свой родной театр и гордиться им желает всякий народ, всякое племя»,— писал А. Н. Островский. На опыт реалистического русского театра и русских мастеров сцены опирались многие деятели национального искусства (см. статьи раздела «Русский театр»). Основоположник армянского театра нового времени актер и режиссер Георг Чмшкян (1837 —1915) требовал, подобно М. Щепкину и А. Мартынову, простой, естественной, искренней игры (см. статьи «М. С. Щепкин» и «А. Е. Мартынов»). Он отказался от искусственной декламации, ложного пафоса, принятых в то время на сцене при исполнении исторических трагедий. Выдающийся грузинский актер Васо Абашидзе (1854—1926), создавший галерею разоблачительных образов купцов и игравший с успехом Городничего, Фамусова, Хлестакова, считал, что истинные учителя драматического искусства — жизнь, практика, наблюдение. Актер должен знать все: «как начальник говорит с подчиненным, подчиненный с начальником, как держится сановник, богач, бедняк и как другие обращаются с ними. Как страдает голодный и как доволен сытый». Азербайджанский актер Джангир Зейналов (1865—1918) призывал актеров быть воспитателями народа. Играя жадных купцов, чванливых феодалов, ловких шарлатанов в пьесах первых азербайджанских драматургов, Зейналов достигал яркой обличительной остроты и реалистической убедительности. «Мать латышского театра» Берта Румниеце (1865—1953) создала незабываемые образы женщин из народа. Разносторонние знания, высокую культуру и мастерство сценической речи принес в латышский театр артист Екаб Дубур (1866-1916). Представителями романтического направления были преимущественно исполнители трагедийных и драматических ролей. Тему противоречия между мечтой и действительностью, особенно волновавшую молодежь предреволюционных лет, раскрывал в своих сценических образах армянский трагик Петрос Адамян (1849—1896). Играя Гамлета, Дон Карлоса, Уриэля Акосту, Жадова, он выражал страстный протест против гнета и насилия, стремление к свободе. На армянской сцене рядом с Адамяном актриса Сирануйш (1857—1932; настоящее имя и фамилия — Меробе Кантарджян) показывала бесправие женщин в буржуазном обществе (Гедда Габлер в одноименной пьесе Ибсена и др.). Романтическую школу в грузинском театре представлял Владимир Алекси-Месхишвили (1857—1920). Его искусству были близки идеи национально-освободительного движения 90-х годов. Его сценические герои — Гамлет, Ромео, Незнамов — протестовали против гнета реакции, защищали права человека. Даже играя роль Расплюева в «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина, Алекси-Месхишвили заставлял зрителей «взглянуть в темную душу искалеченного человека». Азербайджанский трагик Гусейн Араблинский (1881—1919) утверждал в своем творчестве антикрепостнические, антирелигиозные идеи; он играл людей, протестующих против феодальных порядков (героев пьес Н. Везирова, А. Ахвердова). Реалистические и романтические черты сочетали в своем искусстве актеры разных национальных театров. Армянский актер Ованес Абелян (1865—1936), играя роли Отелло, короля Лира, капиталиста Элизбарова («Из-за чести» А. Ширванзаде), выражал передовые устремления своего времени с огромной силой и эмоциональным порывом. Одухотворенная игра Марии Константиновны Заньковецкой (1860—1934), которую называли «украинской Ермоловой», была неразрывно связана с защитой интересов народа. Заньковецкая создала глубоко драматичные образы украинских женщин, раскрыла их горькую участь и не сломленный страданиями дух (Хари-типа в «Батрачке» — пьесе драматурга и актера И. Карпенко-Карого, Наталья в пьесе П. Мирного «Лимеривна»). А сыгранные ею роли украинских девушек (Наталка в «Наталке-Полтавке» И. Котляревского и др.) отличались светлой жизнерадостностью, грацией и обаянием. Горячо, взволнованно играл Николай Карпович Садовский (1856—1933) героические роли Назара Стодоли, Богдана Хмельницкого, Саввы Чалого в одноименных пьесах Т. Шевченко, М. Старицкого, И. Карпенко-Карого. Всю любовь к родной земле, своему народу вкладывал он в них. И в то же время острой обличительности был полон образ Городничего. Украинские актеры, как и многие основоположники сценического искусства народов СССР, высоко ценили общественную роль театра. «Сцена была для меня той трибуной, с которой мы выступали на защиту простого народа»,— говорил выдающийся актер-реалист Панас Карпович Саксаганский (1859—1940). В начале 90-х годов в театрах народов России развивается режиссерское искусство. Г. Петросян, О. Севумян в армянском театре, украинские актеры, режиссеры и драматурги М. Кропивницкий, И. Карпенко-Карый, А. Миерлаук на латышской сцене, А. Вийра на эстонской и другие мастера выдвигали требования ансамблевости, т. е. слитности всех элементов театрального зрелища с игрой исполнителей. Они ставили целью выявить в спектакле главную идею и найти ее выразительное художественное решение. Передовые художники народов царской России глубоко сочувствовали революционному движению и участвовали в нем. Алекси-Месхишвили откликнулся на революцию 1905 г. Он читал перед рабочими революционные стихи, выступал на баррикадах. Спектакли Кутаисского театра, которым он руководил, превращались в пламенные митинги. Со страстной силой зазвучал в его спектаклях протест против социальной несправедливости («Кай Гракх» В. Монти, «Ткачи» Г. Гауптмана). Грузинские, армянские, украинские, белорусские актеры выступали в селах, на заводах, в шахтах. В Тифлисе и Баку открывались театры, ставившие спектакли для широких масс, возникали любительские труппы в среде рабочих («Гамийет» в Азербайджане, «Авчальская аудитория» в Грузии, «Аусеклис» в Латвии). Передовые художники национальной сцены опирались на опыт русской культуры, литературы и искусства, тесно связанных с освободительным движением в России. В годы революционного подъема появилось несколько спектаклей, отражающих борьбу рабочего класса («Стачка» А. Вардавяна в армянском театре, «Медный рудник» С. Мусеви в азербайджанском и др.). Но реакционные круги всячески препятствовали развитию передового искусства и порой подчиняли тех или иных художников своему влиянию. Кризис театрального искусства особенно усилился с господством буржуазных националистов, временно захвативших власть (1917 —1920). Они беспощадно подавляли передовые устремления народа, уничтожали лучших представителей интеллигенции. Был убит замечательный азербайджанский актер Гусейн Араблинский, многие талантливые артисты не могли выступать на сцене. Только в Советской стране, где освобожденное искусство стало принадлежать свободному народу, таланты художников национальной сцены обрели возможность для всестороннего расцвета (см. ст. «Мастера советских национальных театров»). |
ПОИСК
Block title
|