. Выдающиеся актеры народов России
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Выдающиеся актеры народов России

Выдающиеся актеры народов России

Развитие искусства народов России встречало глубокую поддержку и сочувствие лучших деятелей русской и национальной культуры. «Национальный театр есть признак совершенно­летия нации, так же как и академии, универ­ситеты, музеи. Иметь свой родной театр и гордиться им желает всякий народ, всякое пле­мя»,— писал А. Н. Островский.

На опыт реалистического русского театра и русских мастеров сцены опирались многие деятели национального искусства (см. статьи раздела «Русский театр»).

Основоположник армянского театра нового времени актер и режиссер Георг Чмшкян (1837 —1915) требовал, подобно М. Щепкину и А. Мартынову, простой, естественной, иск­ренней игры (см. статьи «М. С. Щепкин» и «А. Е. Мартынов»). Он отказался от искусствен­ной декламации, ложного пафоса, принятых в то время на сцене при исполнении историче­ских трагедий.

Выдающийся грузинский актер Васо Аба­шидзе (1854—1926), создавший галерею разо­блачительных образов купцов и игравший с ус­пехом Городничего, Фамусова, Хлестакова, считал, что истинные учителя драматического искусства — жизнь, практика, наблюдение. Актер должен знать все: «как начальник гово­рит с подчиненным, подчиненный с начальни­ком, как держится сановник, богач, бедняк и как другие обращаются с ними. Как страдает голодный и как доволен сытый».

Азербайджанский актер Джангир Зейналов (1865—1918) призывал актеров быть воспита­телями народа. Играя жадных купцов, чванли­вых феодалов, ловких шарлатанов в пьесах первых азербайджанских драматургов, Зейна­лов достигал яркой обличительной остроты и реалистической убедительности.

«Мать латышского театра» Берта Румниеце (1865—1953) создала незабываемые образы жен­щин из народа. Разносторонние знания, высо­кую культуру и мастерство сценической речи принес в латышский театр артист Екаб Дубур (1866-1916).

Представителями романтического направ­ления были преимущественно исполнители тра­гедийных и драматических ролей. Тему проти­воречия между мечтой и действительностью, особенно волновавшую молодежь предреволю­ционных лет, раскрывал в своих сценических образах армянский трагик Петрос Адамян (1849—1896). Играя Гамлета, Дон Карлоса, Уриэля Акосту, Жадова, он выражал страстный протест против гнета и насилия, стремление к свободе. На армянской сцене рядом с Адамяном актриса Сирануйш (1857—1932; настоящее имя и фамилия — Меробе Кантарджян) пока­зывала бесправие женщин в буржуазном об­ществе (Гедда Габлер в одноименной пьесе Ибсена и др.).

Романтическую школу в грузинском театре представлял Владимир Алекси-Месхишвили (1857—1920). Его искусству были близки идеи национально-освободительного движения 90-х годов. Его сценические герои — Гамлет, Ромео, Незнамов — протестовали против гнета реак­ции, защищали права человека. Даже играя роль Расплюева в «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина, Алекси-Месхишвили заставлял зрителей «взглянуть в темную душу искалечен­ного человека».

Азербайджанский трагик Гусейн Араблинский (1881—1919) утверждал в своем твор­честве антикрепостнические, антирелигиозные идеи; он играл людей, протестующих против феодальных порядков (героев пьес Н. Везирова, А. Ахвердова).

Реалистические и романтические черты соче­тали в своем искусстве актеры разных нацио­нальных театров. Армянский актер Ованес Абелян (1865—1936), играя роли Отелло, короля Лира, капиталиста Элизбарова («Из-за чести» А. Ширванзаде), выражал передовые устремле­ния своего времени с огромной силой и эмоцио­нальным порывом.

Одухотворенная игра Марии Константинов­ны Заньковецкой (1860—1934), которую назы­вали «украинской Ермоловой», была неразрывно связана с защитой интересов народа. Заньковецкая создала глубоко драматичные образы украинских женщин, раскрыла их горькую участь и не сломленный страданиями дух (Хари-типа в «Батрачке» — пьесе драматурга и актера И. Карпенко-Карого, Наталья в пьесе П. Мир­ного «Лимеривна»). А сыгранные ею роли ук­раинских девушек (Наталка в «Наталке-Пол­тавке» И. Котляревского и др.) отличались свет­лой жизнерадостностью, грацией и обаянием.

Горячо, взволнованно играл Николай Кар­пович Садовский (1856—1933) героические роли Назара Стодоли, Богдана Хмельницкого, Саввы Чалого в одноименных пьесах Т. Шевченко, М. Старицкого, И. Карпенко-Карого. Всю лю­бовь к родной земле, своему народу вкладывал он в них. И в то же время острой обличительности был полон образ Городничего. Украин­ские актеры, как и многие основоположники сценического искусства народов СССР, высоко ценили общественную роль театра. «Сцена была для меня той трибуной, с которой мы выступали на защиту простого народа»,— говорил выдаю­щийся актер-реалист Панас Карпович Саксаганский (1859—1940).

В начале 90-х годов в театрах народов Рос­сии развивается режиссерское искусство. Г. Петросян, О. Севумян в армянском театре, украинские актеры, режиссеры и драматурги М. Кропивницкий, И. Карпенко-Карый, А. Миерлаук на латышской сцене, А. Вийра на эстонской и другие мастера выдвигали требования ансамблевости, т. е. слитности всех эле­ментов театрального зрелища с игрой испол­нителей. Они ставили целью выявить в спек­такле главную идею и найти ее выразительное художественное решение.

Передовые художники народов царской Рос­сии глубоко сочувствовали революционному дви­жению и участвовали в нем. Алекси-Месхишвили откликнулся на революцию 1905 г. Он читал перед рабочими революционные стихи, выступал на баррикадах. Спектакли Кутаис­ского театра, которым он руководил, превра­щались в пламенные митинги. Со страстной силой зазвучал в его спектаклях протест против социальной несправедливости («Кай Гракх» В. Монти, «Ткачи» Г. Гауптмана).

Грузинские, армянские, украинские, бело­русские актеры выступали в селах, на заводах, в шахтах. В Тифлисе и Баку открывались театры, ставившие спектакли для широких масс, возникали любительские труппы в среде рабочих («Гамийет» в Азербайджане, «Авчальская аудитория» в Грузии, «Аусеклис» в Лат­вии).

Передовые художники национальной сцены опирались на опыт русской культуры, литера­туры и искусства, тесно связанных с освободи­тельным движением в России.

В годы революционного подъема появилось несколько спектаклей, отражающих борьбу рабочего класса («Стачка» А. Вардавяна в ар­мянском театре, «Медный рудник» С. Мусеви в азербайджанском и др.).

Но реакционные круги всячески препятство­вали развитию передового искусства и порой подчиняли тех или иных художников своему влиянию. Кризис театрального искусства осо­бенно усилился с господством буржуазных на­ционалистов, временно захвативших власть (1917 —1920). Они беспощадно подавляли пере­довые устремления народа, уничтожали лучших представителей интеллигенции. Был убит заме­чательный азербайджанский актер Гусейн Араблинский, многие талантливые артисты не могли выступать на сцене.

Только в Советской стране, где освобожден­ное искусство стало принадлежать свободному народу, таланты художников национальной сце­ны обрели возможность для всестороннего рас­цвета (см. ст. «Мастера советских национальных театров»).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ