.
Меню сайта
|
Русский театр конца XIX-начала XX в.Русский театр конца XIX-начала XX в.Комиссаржевская, Ленский, Немирович-Данченко, Станиславский, МейерхольдРусский театр к концу XIX в. переживал упадок. Русское искусство, по словам Вл. И. Немировича-Данченко, стало «неподвижным, как броненосец, облепленный ракушками от долгого стояния в бухте». Новому, свежему и жизненному искусству приходилось с большим трудом пробивать себе дорогу. Царские чиновники не хотели допустить, чтобы дела императорских театров решались самими людьми искусства, чтобы в театре велись смелые поиски и со сцены звучали правдивые речи о современности. Когда в 1896 г. появилась одна из самых мудрых и поэтичных пьес в мировой драматургии — «Чайка» А. П. Чехова и Александрийский театр рискнул поставить ее, пьесу ждал жестокий и несправедливый провал. Ее не оценили по-настоящему ни актеры, ни публика, которая пришла в театр развлекаться. Только одна актриса в этом спектакле — Вера Федоровна Комиссаржевская (1864—1910) поняла замысел Чехова. Ее потом называли «чайкой русской сцены» — так похожа она была на чеховскую героиню Нину Заречную, нежную и стойкую девушку, рвущуюся из пошлой обывательской среды к большому искусству. И, как чеховская «чайка», Комиссаржевская оказалась чужой для александрийской сцены. Эта маленькая, хрупкая женщина с лучистыми глазами и проникновенным голосом обладала огромной властью над зрителями. «Развернутое ветром знамя» — так писал о Комиссаржевской поэт А. А. Блок. Она показывала в своих ролях драму женской судьбы в несправедливом мире, бунт женщины, ее борьбу за человеческие права. Комиссаржевская играла главным образом своих современниц, зажигая зрителей таким чувством сострадания и протеста, таким порывом к свободе, которым было тесно в стенах императорского театра. И Комиссаржевская отправилась в скитания по провинции, мечтая о новом, свободном театре. На рубеже веков крупнейшим театральным деятелем был Александр Павлович Ленский (1847 —1908) — актер Малого театра, режиссер, педагог, художник. Он стремился внести в репертуар свежие и смелые современные пьесы, но их постоянно запрещали. Он по-новому воспитывал актерскую молодежь, приучая ее к естественной, продуманной и слаженной игре, к ансамблю, однако и педагогической его работе мешали театральные чиновники. Ленскому особенно удавались спектакли-сказки, где нужна богатая режиссерская фантазия. «Снегурочка» Островского, поставленная в 1900 г., стала у Ленского поэтичной, праздничной, настоящей весенней сказкой. Ленский тонко чувствовал красоту русской природы, прелесть русской сказки, будь то духи леса или крестьяне-берендеи. К их судьбам и чувствам относились в спектакле всерьез, и оттого «Снегурочка» у Ленского получилась не просто эффектным зрелищем, а лиричной и трогательной драмой. Ленский любил ставить спектакли яркие, красочные, с музыкой, искал новую технику сцены, а ему не давали оформить спектакль так, как было задумано. Изнурительная борьба подорвала его силы, он сгорел в ней, осуществив лишь часть своих планов. Для нового искусства нужен был иной, независимый от произвола царской администрации театр. Такой театр возник в Москве, и его символом, до наших дней сохранившимся на его занавесе, стала чеховская «Чайка». Это был Московский Художественный театр. История театра началась так. В 1897 г. встретились, чтобы вместе обсудить, как организовать новый театр, два прежде незнакомых, но известных в театральной Москве человека. Это были драматург, педагог, критик Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858—1943) и театральный любитель, актер и режиссер Константин Сергеевич Станиславский (1863— 1938). Восемнадцать часов продолжалась их первая беседа, где были намечены реформы всех частей театра. «Программа начинающегося дела была революционна», — писал Станиславский. Они решили, что это будет театр коллективного творчества, где важно все, где «поэт, артист, художник, портной, рабочий — служат одной цели, поставленной поэтом в основу пьесы». И, подобно дирижеру в симфоническом оркестре или полководцу в армии, руководить всем сложным театральным хозяйством и его направлением будет режиссер. В России режиссерское искусство началось с Московского Художественного театра. Свою труппу Станиславский и Немирович-Данченко подбирали придирчиво. Они создавали коллектив единомышленников, замечательных людей, любящих искусство. Каждый из актеров МХТ мог бы возглавить любую труппу мира — будь то сам К. С. Станиславский, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, М. П. Лилина, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов. Репертуар МХТ вбирал в себя лучшие пьесы мировой драматургии — от Шекспира до Ибсена, от Грибоедова до Горького. Не была еще в России, да и в Европе того времени, театра с таким высоким и богатым репертуаром. МХТ заговорил на новом сценическом языке. Актеры МХТ учились простоте и благородной сдержанности, учились внутренне наполнять и оправдывать каждое слово, жест, интонацию, учились держаться на сцене так, словно зала не было. Зрители увидели жизнь, знакомую до мелочей, с обычными людьми, с теми вещами, которыми постоянно были окружены. В массовых сценах появлялась не безликая, серая толпа, а множество совершенно разных людей с яркими национальными приметами — будь то древние римляне или русские крестьяне. Каждая деталь обстановки подбиралась тщательно; МХТ учился у самой жизни. Когда зрители видели на сцене людей «дна» («На дне» Горького), им делалось страшно от того, что где-то рядом существует такая жизнь. А потом оказывалось, что в этих босяках живы человеческие чувства, бунтарство, протест, гордость. И когда среди них звучали речи в защиту человека, в защиту свободы, эти речи в накаленное предреволюционное время, в 900-е годы, принимались зрителями как призыв к борьбе за человеческие права. Почти каждый спектакль МХТ воспринимался как событие и художественного и общественного значения. Каждый новый спектакль был особым, не похожим на другой. Русская театральная жизнь в это время стала богатой и разнообразной. Незадолго перед революцией, в 1904 г., В. Ф. Комиссаржевская создала в Петербурге свой театр, ставший выразителем романтических и бунтарских настроений. Во время революции на представлениях пьес Горького в Театре Комиссаржевской вспыхивали настоящие демонстрации. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874— 1940) (см. ст. «Путь советского театра»), вышедший из стен МХТ, работал с разными труппами, развивал так называемый условный театр. Условный театр будто заключал со зрителем договор: мы не станем обманывать тебя и не будем скрывать, что ты в театре; наоборот, мы это подчеркнем, покажем зрелище немного странное, даже фантастическое, но мысль в нем будет такая же большая и важная, и ты поверишь ей, как спектаклю в любом другом театре, как поверишь таким же большим мыслям, рассказанным на языке сказки. С приближением революции сильнее становилось стремление к яркому, романтическому искусству, способному показывать высокую трагедию, воспевать подвиги и рассказывать о чудесном. Такое искусство создавалось в Камерном театре режиссером Александром Яковлевичем Таировым (см. раздел «Советский театр»), в студии режиссера Федора Федоровича Комиссаржевского (1882—1954) и др. Многие театры стремились создавать правдивое, жизненное искусство, быть открытыми для народа. Но для этого нужны были другие общественные условия, другой зритель. Это оказалось возможным после Октябрьской революции. |
ПОИСК
Block title
|