. Е.С. Семенова А.Е. Мартынов П.С. Мочалов М.С. Щепкин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Е.С. Семенова А.Е. Мартынов П.С. Мочалов М.С. Щепкин

Е.С. Семенова  А.Е. Мартынов П.С. Мочалов  М.С. Щепкин

Е.С. Семенова

«Говоря об русской трагедии, го­воришь о Семеновой — и, может быть, только об ней,— писал А. С. Пушкин.— Одаренная талантом, красотою, чувст­вом живым и верным, она образова­лась сама собою».

Екатерина Семеновна Семенова — дочь крепостной крестьянки. Благо­даря своему выдающемуся дарованию, трудолюбию и напряженному учению она стала «царицей русской сцены», как называл ее Пушкин.

Семенова играла на петербургской сцене с 1803 по 1826 г. Она имела необычайный успех в трагедиях Ра­сина, Корнеля, Вольтера, Шекс­пира, Шиллера.

Главное в ролях Семеновой — ге­роический характер, независимая лич­ность, сила страстей, готовность пой­ти на смерть, но не на уступки. Само­бытность творчества Семеновой, соче­тание гражданского патриотического пафоса с порывами «истинного вдох­новения» высоко ценили декабристы.

А. Б. Мартынов

В труппе Александринского театра Александр Евстафьевич Мартынов прослужил всю жизнь, сыграв более 600 ролей. Даже в водевилях, бессодержательных пустячках с пе­нием и танцами, Мартынов умел соз­давать характеры, типы. С большим сочувствием воплощал он простых, «маленьких людей» — слуг, кресть­ян, бедных актеров, мелких чиновни­ков. Мартынов часто жаловался на скудость репертуара. И с каким само­забвением работал он над ролями классических произведений, которые пусть редко, но все же доставались на его долю.

Он играл Подколесина в «Же­нитьбе» и Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя, Мошкина в «Холостяке» Тургенева, много ролей из репертуара Островского. Венец творческих дости­жений Мартынова — образ Тихона («Гроза»). В его трактовке артист приближался к тому толкованию, кото­рое дает Добролюбов образу Тихона в знаменитой статье «Луч света в темном царстве».

Близость передовым демократиче­ским идеям своего времени, боевой дух творчества, гуманизм, типичность созданных им характеров —- все это наследие актера-реалиста Мартынова.

П. С. Мочалов

Павел Степанович Мочалов был сыном выдающегося трагического ак­тера, выходца из крепостных, но слава его скоро затмила отцовскую.

В мрачную эпоху, наступившую после поражения декабристов, Мочалов создавал образы страстных бунтарей; призывавших не подчиняться произ­волу, вступать в борьбу с миром дес­потизма и рабства, за свободу и утверждение достоинств человеческой личности.

27 ноября 1831 г. Мочалов первым в Москве сыграл Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова (до того гениаль­ная комедия была запрещена цензу­рой). Каждый чувствовал всю степень ненависти, которая охватывала Чац­кого — Мочалова, когда он обрушивал язвительные реплики и страстные монологи против крепостничества, против всех темных сторон тогдашней России. Впервые в истории русского театра со сцены так открыто провоз­глашались настроения и идеи, близ­кие декабристам.

Выступление Мочалова в роли Гам­лета в трагедии Шекспира было с вос­торгом встречено передовой частью общества и резко недоброжелатель­но — со стороны реакционных кругов.

Гамлет — Мочалов боролся не за престол; его муки и сомнения рожда­лись не от слабости воли. Наоборот, мочаловский Гамлет был сильный и волевой человек. Идеальные представ­ления его о мире и людях приходят в резкое противоречие с жизнью, с об­маном, предательством и насилием, господствующими при дворе датского короля Клавдия. В неравной борьбе с окружающей подлостью и злом Гам­лет гибнет, одерживая в глазах зри­теля моральную победу.

Мочалов — актер-романтик. С ог­ромной силой он раскрывал в ролях Отелло, Гамлета, Лира, Ромео образ человека, защищающего высокие иде­алы гуманизма и справедливости. Он обладал яркой творческой фантазией, потрясающей способностью к сцени­ческому перевоплощению.

М. С. Щепкин

«Щепкин и Мочалов — без сомне­ния два лучших артиста изо всех ви­денных мною в продолжение 35 лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокро­венные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России»,— писал Герцен.

«Он был великий артист, артист по призванию и по труду. Он создал правду на русской сцене...»—так сказал Герцен про Михаила Семенови­ча Щепкина.

Щепкин родился в семье крепост­ного. Семнадцати лет он вступил в профессиональную театральную труппу в Курске и скоро стал из­вестным актером провинциальной сцены. Слух о нем достиг Петербурга и Москвы. Зрители, высоко оценив­шие талант артиста, три года соби­рали огромную по тому времени сумму и выкупили его из крепостной неволи.

В 1823 г. начинается творческая жизнь Щепкина на сцене Малого теат­ра, составляющего гордость отечест­венной культуры.

Создавая сценические образы не­навистных ему крепостников и крючко­творов-чиновников, великий артист заставлял зрителей смеяться над их ничтожеством, спесью и содрогаться от их бездушия и низости. В роли Фамусова («Горе от ума» Грибоедова) и Городничего («Ревизор» Гоголя) Щепкин по существу обличал весь самодержавно-крепостнический строй.

Совсем иначе артист воссоздавал образы людей из народа, стремясь «заинтересовать зрителя судьбою простого человека» (Белинский). Глубокое сочувствие вызывали его герои — старый, одинокий моряк Симон — (водевиль Соважа и Делурье «Матрос») и бескорыстный Жакар, который изобрел новый станок для облегчения труда ткачей («Жакардов станок» Фурнье). Гимн труду и тру­женикам, их «мозолистым рукам», произносимый Жакаром — Щепкиным, находил горячий отклик в зрительном зале.

Щепкин был выдающимся испол­нителем классических ролей драматур­гии Мольера и Шекспира. Он страстно любил театр и свою профессию. «Те­атр для актера — храм,— говорил он.— Это его святилище!»

Щепкин считал, что искусство должно быть связано с жизнью, понятно и доступно народу — подлинному его ценителю. Он постоянно гастроли­ровал в разных городах России.

Щепкин провозгласил, что естест­венность, простота, и правдазакон сценического искусства, боролся с напыщенной манерой игры, распрост­раненной в то время в русском театре. Для великого артиста главным было не внешнее поведение героя, а раскрытие его внутренних переживаний. Эта реалистическая позиция Щепкина дала новое направление развитию театра.

Громадная сила щепкинского реа­лизма оказала воздействие на многих представителей русского театрального искусства.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ