. Русский театр первой половины XIX в.
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Русский театр первой половины XIX в.

Русский театр первой половины XIX в.

Яковлев, Семенова, Щепкин, Мочалов, Мартынов

14 января 1807 г. в петербургском Большом театре царило необычайное оживление. За три часа до начала спектакля зрительный зал был набит битком. В тот день впервые шла трагедия «Димитрий Донской» известного драматурга В. А. Озерова. События далекой истории, пока­занные на сцене в разгар борьбы европейских народов с армиями Наполеона, будили патрио­тические чувства. Каждый стих, говоривший о славе русского оружия, сопровождался апло­дисментами.

Трагедия была очень распространена на рус­ской сцене в первой четверти XIX в. Русские литераторы создали немало трагедий, напра­вленных против тирании (см. т. 11 ДЭ, раздел «Русская литература»). Так, в пьесе Ф. Ф. Ива­нова «Марфа Посадница, или Покорение Нов­города» (1809) народный хор прославлял поли­тическую свободу.

Нередко антитиранические мотивы вводи­лись в произведения, далекие от каких бы то ни было социальных тем.

Большое место в репертуаре русского теат­ра занимали комедии. Ряд комедий создал вели­кий писатель И, А. Крылов (см. т. 11 ДЭ, ст. «И. А. Крылов»). В «Модной лавке» (1806) он сатирически изображает дворян, их мотовство, нелепую погоню за иноземными товарами. В ко­медии «Урок дочкам» (1807) ловкий слуга Семен выдает себя за французского маркиза и дурачит помещичьих дочек — Феклу и Лукерью, полу­чивших «модное образование». С симпатией ри­сует Крылов крепостных людей — добрых, сметливых, дорожащих народными традициями и русской речью, говорит об их любви к родине, к родному языку.

Много комедий и водевилей — маленьких, большей частью одноактных пьес с куплетами, музыкой и танцами — написал известный теат­ральный деятель А. А. Шаховской. В комедиях и водевилях проскальзывали и сатирические мотивы. Например, герой водевиля А. И. Писа­рева «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки» (1825) пел: «Везде судей ужасно много, и правосудья нет нигде».

Значительное место в репертуаре театра за­нимали в то время сентиментальные (чувстви­тельные) драмы.

«ЗАЧЕМ МЫ ХОДИМ В ТЕАТР, ЗАЧЕМ МЫ ТАК ЛЮБИМ ТЕАТР? ЗАТЕМ, ЧТО ОН ОСВЕЖАЕТ НАШУ ДУШУ... МОЩНЫМИ И РАЗНООБРАЗНЫМИ ВПЕ­ЧАТЛЕНИЯМИ... И ОТКРЫВАЕТ НАМ НОВЫЙ, ПРЕОБРАЖЕННЫЙ И ДИВНЫЙ МИР СТРАСТЕЙ И ЖИЗНИ!..»

В. Г. БЕЛИНСКИЙ

Господствовавшее тогда в рус­ском искусстве направление получило назва­ние сентиментализм (см. т. 11 ДЭ, ст. «Классицизм и сентиментализм»). Пользо­валась известностью чувствительная драма Н. И. Ильина «Лиза, или Торжество благодар­ности» (1802), рассказывавшая о любви поме­щичьего сына Лиодора и крестьянки Лизы, ко­торая оказалась тоже дочерью помещика. В по­добных пьесах, ставившихся на сценах Москвы и Петербурга, крепостническая действитель­ность была сильно приукрашена. Автор пока­зывал добрых и кротких помещиков, мир и со­гласие между дворянами и их крепостными. Но после героев классицистических трагедий — царей и вельмож, в XVIII в. всецело владев­ших сценическими подмостками, — здесь действо­вали обыкновенные люди, говорящие простым, понятным языком.

Крупнейшими трагическими актерами на­чала XIX в. были Алексей Семенович Яковлев (1773 —1817) и его партнерша Екатерина Семе­новна Семёнова (1786—1849; см. ст. «Е. С. Семе­нова»). Особенным успехом пользовался Яков­лев в главных ролях в трагедиях В. А. Озеро­ва «Фингал» и «Димитрий Донской». Актер соз­дал образы искренних, благородных, сильных духом героев: Отелло, Гамлета и других.

Возникли профессиональные театры и в про­винциальных городах России.

Когда в русской драматургии появились выдающиеся творения А. С. Грибоедова «Горе от ума» и А. С. Пушкина «Борис Годунов» актерское искусство, тоже стремившееся к есте­ственности и простоте, выдвинуло великого основоположника сценического реализма — Михаила Семеновича Щепкина (1788—1863; см. ст. «М. С. Щепкин»).

До открытия крупнейших театров страны — московского Малого (1824) и петербургского Александринского (1832) — казенные драмати­ческие труппы не имели своего постоянного по­мещения и долгое время были вынуждены иг­рать в разных местах. Правительство стреми­лось отгородить театр от общественно-полити­ческих проблем, от реальной действительности.

Особенно усилились цен­зурные строгости после поражения декабристов. Для драматических про­изведений в 1828 г. вво­дится так называемая двухступенчатая цен­зура: пьеса, пропущен­ная для печати, посту­пала еще и на дополни­тельную цензуру перед постановкой на сцене. Запрещали пьесы, в ко­торых «прямо или кос­венно порицался монар­хический образ правле­ния». Цензура запретила постановку «Бориса Го­дунова» А. С. Пушкина (трагедия была постав­лена только в 1870 г.); в искаженном виде до­пущены были к представлению «Горе от ума» A. С. Грибоедова и «Маскарад» М. Ю. Лермон­това. Для того чтобы правительству было легче следить за направлением театрального искус­ства, частных театров не разрешали. В Петер­бурге и Москве действовали лишь казенные театры.

Но нельзя было остановить дальнейшего развития искусства. Центрами театральной жизни оставались Александринский театр в Пе­тербурге и Малый театр в Москве. Здесь шли трагедии, романтические драмы, веселые воде­вили и сатирические пьесы. Зрители высоко ценили бунтарское искусство Павла Степано­вича Мочалова (1800—1848; см. ст. «П. С. Мочалов»), герои которого напоминали образы лермонтовской поэзии. В творчестве замеча­тельных водевильных артистов Н. О. Дюра,

B. Н. Асенковой, В. И. Живокини актерская игра преодолевала условность, схематизм, шла навстречу естественности и правде.

Высокую оценку дали современники искус­ству замечательного актера-демократа Але­ксандра Евстафьевича Мартынова (1816— I860; см. ст. «А. Е. Мартынов»).

В борьбе за утверждение реалистического искусства большую роль сыграл В. Г. Белинский.

В 1836 г. в Малом и Александринском театрах был впервые поставлен «Ревизор» Н. В. Го­голя (см. т. 11 ДЭ, ст. «Н. В. Гоголь»). И хотя многие роли в обоих театрах трактовались в облегченном, водевильном плане, сам текст коме­дии и блестящее исполнение М. С. Щепкиным роли Городничего (Малый театр) сделали свое дело.

Комедия вызвала громкие толки, стала предметом многочисленных разговоров о взят­ках и самодурстве властей. Не случайно один граф, посмотрев «Ревизора», сказал, что автор — враг России и что «его следует в кандалах от­править в Сибирь». Но Гоголь был врагом само­державия и крепостничества, а не России. Характерный эпизод, рисующий громадную дей­ственную силу «Ревизора», произошел в 1848 г. в Ростове. «Городничий Ростова, как на грех, имел тоже двойную фамилию вроде Сквозник-Дмухановского,— рассказывал актер И. И. Лав­ров.— При первых сценах начало его коро­бить; стал он озираться на публику, которая грохотала, взглядывая на своего городничего, их утеснителя. Едва кончился первый акт, как он взбежал на сцену и начал ругаться и кри­чать: «Как смели вы написать и представлять такой пасквиль на начальство? Я запрещаю продолжать! Не дозволю! В тюрьму всех спря­чу...» Только энергичное вмешательство дирек­тора театра, поддержанного публикой, дало возможность доиграть этот спектакль.

В начале 50-х годов XIX в. на русской сцене стали появляться пьесы молодого драматурга А. Н. Островского, открывшие новую эпоху в истории отечественного театра (см. ст. «Русский театр второй половины XIX в.»).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ