.
Меню сайта
|
Русский театр первой половины XIX в.Русский театр первой половины XIX в.Яковлев, Семенова, Щепкин, Мочалов, Мартынов14 января 1807 г. в петербургском Большом театре царило необычайное оживление. За три часа до начала спектакля зрительный зал был набит битком. В тот день впервые шла трагедия «Димитрий Донской» известного драматурга В. А. Озерова. События далекой истории, показанные на сцене в разгар борьбы европейских народов с армиями Наполеона, будили патриотические чувства. Каждый стих, говоривший о славе русского оружия, сопровождался аплодисментами. Трагедия была очень распространена на русской сцене в первой четверти XIX в. Русские литераторы создали немало трагедий, направленных против тирании (см. т. 11 ДЭ, раздел «Русская литература»). Так, в пьесе Ф. Ф. Иванова «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1809) народный хор прославлял политическую свободу. Нередко антитиранические мотивы вводились в произведения, далекие от каких бы то ни было социальных тем. Большое место в репертуаре русского театра занимали комедии. Ряд комедий создал великий писатель И, А. Крылов (см. т. 11 ДЭ, ст. «И. А. Крылов»). В «Модной лавке» (1806) он сатирически изображает дворян, их мотовство, нелепую погоню за иноземными товарами. В комедии «Урок дочкам» (1807) ловкий слуга Семен выдает себя за французского маркиза и дурачит помещичьих дочек — Феклу и Лукерью, получивших «модное образование». С симпатией рисует Крылов крепостных людей — добрых, сметливых, дорожащих народными традициями и русской речью, говорит об их любви к родине, к родному языку. Много комедий и водевилей — маленьких, большей частью одноактных пьес с куплетами, музыкой и танцами — написал известный театральный деятель А. А. Шаховской. В комедиях и водевилях проскальзывали и сатирические мотивы. Например, герой водевиля А. И. Писарева «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки» (1825) пел: «Везде судей ужасно много, и правосудья нет нигде». Значительное место в репертуаре театра занимали в то время сентиментальные (чувствительные) драмы. «ЗАЧЕМ МЫ ХОДИМ В ТЕАТР, ЗАЧЕМ МЫ ТАК ЛЮБИМ ТЕАТР? ЗАТЕМ, ЧТО ОН ОСВЕЖАЕТ НАШУ ДУШУ... МОЩНЫМИ И РАЗНООБРАЗНЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ... И ОТКРЫВАЕТ НАМ НОВЫЙ, ПРЕОБРАЖЕННЫЙ И ДИВНЫЙ МИР СТРАСТЕЙ И ЖИЗНИ!..» В. Г. БЕЛИНСКИЙ Господствовавшее тогда в русском искусстве направление получило название сентиментализм (см. т. 11 ДЭ, ст. «Классицизм и сентиментализм»). Пользовалась известностью чувствительная драма Н. И. Ильина «Лиза, или Торжество благодарности» (1802), рассказывавшая о любви помещичьего сына Лиодора и крестьянки Лизы, которая оказалась тоже дочерью помещика. В подобных пьесах, ставившихся на сценах Москвы и Петербурга, крепостническая действительность была сильно приукрашена. Автор показывал добрых и кротких помещиков, мир и согласие между дворянами и их крепостными. Но после героев классицистических трагедий — царей и вельмож, в XVIII в. всецело владевших сценическими подмостками, — здесь действовали обыкновенные люди, говорящие простым, понятным языком. Крупнейшими трагическими актерами начала XIX в. были Алексей Семенович Яковлев (1773 —1817) и его партнерша Екатерина Семеновна Семёнова (1786—1849; см. ст. «Е. С. Семенова»). Особенным успехом пользовался Яковлев в главных ролях в трагедиях В. А. Озерова «Фингал» и «Димитрий Донской». Актер создал образы искренних, благородных, сильных духом героев: Отелло, Гамлета и других. Возникли профессиональные театры и в провинциальных городах России. Когда в русской драматургии появились выдающиеся творения А. С. Грибоедова «Горе от ума» и А. С. Пушкина «Борис Годунов» актерское искусство, тоже стремившееся к естественности и простоте, выдвинуло великого основоположника сценического реализма — Михаила Семеновича Щепкина (1788—1863; см. ст. «М. С. Щепкин»). До открытия крупнейших театров страны — московского Малого (1824) и петербургского Александринского (1832) — казенные драматические труппы не имели своего постоянного помещения и долгое время были вынуждены играть в разных местах. Правительство стремилось отгородить театр от общественно-политических проблем, от реальной действительности. Особенно усилились цензурные строгости после поражения декабристов. Для драматических произведений в 1828 г. вводится так называемая двухступенчатая цензура: пьеса, пропущенная для печати, поступала еще и на дополнительную цензуру перед постановкой на сцене. Запрещали пьесы, в которых «прямо или косвенно порицался монархический образ правления». Цензура запретила постановку «Бориса Годунова» А. С. Пушкина (трагедия была поставлена только в 1870 г.); в искаженном виде допущены были к представлению «Горе от ума» A. С. Грибоедова и «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Для того чтобы правительству было легче следить за направлением театрального искусства, частных театров не разрешали. В Петербурге и Москве действовали лишь казенные театры. Но нельзя было остановить дальнейшего развития искусства. Центрами театральной жизни оставались Александринский театр в Петербурге и Малый театр в Москве. Здесь шли трагедии, романтические драмы, веселые водевили и сатирические пьесы. Зрители высоко ценили бунтарское искусство Павла Степановича Мочалова (1800—1848; см. ст. «П. С. Мочалов»), герои которого напоминали образы лермонтовской поэзии. В творчестве замечательных водевильных артистов Н. О. Дюра, B. Н. Асенковой, В. И. Живокини актерская игра преодолевала условность, схематизм, шла навстречу естественности и правде. Высокую оценку дали современники искусству замечательного актера-демократа Александра Евстафьевича Мартынова (1816— I860; см. ст. «А. Е. Мартынов»). В борьбе за утверждение реалистического искусства большую роль сыграл В. Г. Белинский. В 1836 г. в Малом и Александринском театрах был впервые поставлен «Ревизор» Н. В. Гоголя (см. т. 11 ДЭ, ст. «Н. В. Гоголь»). И хотя многие роли в обоих театрах трактовались в облегченном, водевильном плане, сам текст комедии и блестящее исполнение М. С. Щепкиным роли Городничего (Малый театр) сделали свое дело. Комедия вызвала громкие толки, стала предметом многочисленных разговоров о взятках и самодурстве властей. Не случайно один граф, посмотрев «Ревизора», сказал, что автор — враг России и что «его следует в кандалах отправить в Сибирь». Но Гоголь был врагом самодержавия и крепостничества, а не России. Характерный эпизод, рисующий громадную действенную силу «Ревизора», произошел в 1848 г. в Ростове. «Городничий Ростова, как на грех, имел тоже двойную фамилию вроде Сквозник-Дмухановского,— рассказывал актер И. И. Лавров.— При первых сценах начало его коробить; стал он озираться на публику, которая грохотала, взглядывая на своего городничего, их утеснителя. Едва кончился первый акт, как он взбежал на сцену и начал ругаться и кричать: «Как смели вы написать и представлять такой пасквиль на начальство? Я запрещаю продолжать! Не дозволю! В тюрьму всех спрячу...» Только энергичное вмешательство директора театра, поддержанного публикой, дало возможность доиграть этот спектакль. В начале 50-х годов XIX в. на русской сцене стали появляться пьесы молодого драматурга А. Н. Островского, открывшие новую эпоху в истории отечественного театра (см. ст. «Русский театр второй половины XIX в.»). |
ПОИСК
Block title
|